Статья на тему: Игровой метод коррекции артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
Игровой метод в коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
Голевцова Юлия Александровна, студентка 6 курса факультета педагогики и практической психологии Южного Федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Абашина Наталья Николаевна, к.п.н, ст. преп. кафедры коррекционной педагогики Южного Федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для обеспечения речевого общения необходимо правильное развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.
Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы при дизартрии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.
Система коррекционной работы по развитию у детей правильной артикуляционной моторики строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход в логопедии разрабатывался Р. Е. Левиной, предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. При дизартрии нарушения артикуляционной моторики могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения. Опираясь на принципы логопедического воздействия при дизартрии, коррекционную работу необходимо проводить с помощью практических, наглядных и словесных методов.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми рекомендуется проведение разных игр и игровых упражнений. Авторы специальной литературы ( З.Е. Агранович., Е.А. Борисова, Г.С. Швайко , В. И. Селиверстов ) настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, этим определяется актуальность данной проблемы и выбор темы исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать систему работы, направленную на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией средствами дидактических игр
Для достижения поставленной цели нам необходимо реализовать следующие задачи: проанализировать научно - методическую литературу по проблеме исследования; апробировать методики обследования артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией у детей экспериментальной группы; систематизировать дидактические игры, направленные на коррекцию нарушений артикуляционной моторики у детей 5-6 лет с дизартрией на логопедических занятиях; определить эффективность использования дидактических игр в системе логопедических занятий в старшей группе для детей с дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический метод — изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы; эмпирические методы — прямое, косвенное и включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа с детьми, их родителями и педагогами, игра, педагогический эксперимент); метод диагностики; метод эксперимента; метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.
Коррекционная работа включала фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. Для фронтальной работы дети, принимавшие участие в экспериментальном исследовании, были разделены на 2 группы. В состав первой (экспериментальной) группы вошли 6 человек (4 мальчика и 2 девочки), во вторую (контрольную) группу – 6 человек (2 девочки и 4 мальчика). При работе с детьми экспериментальной группы использовались различные дидактические игры и игровые приемы, создавались различные игровые ситуации, а с детьми контрольной группы в ходе фронтальных занятий решались те же коррекционные задачи, что и с детьми первой группы, но с помощью традиционных дидактических методов, игровой метод мы тоже использовали, но гораздо в меньшей степени.
Фронтальные занятия мы проводили со всеми детьми экспериментальной группы, на которых отрабатывали речевые нарушения, которые встречались у большинства детей. Также мы поделили детей на подгруппы с учетом выявленного уровня звукопроизношения на констатирующем этапе эксперимента: I подгруппа – свистящие; II подгруппа – шипящие; III подгруппа - звук "л" "л`"; IV подгруппа - звук "р", "р`".
Данная классификация помогает нам легче выйти на автомат и дифференцирование звуков. В своей работе использовали, как основную, программу Филичевой Т.Б., Чиркиной С.Н., а также авторские программы Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Поскольку ошибки у детей были различными и кроме общих встречались конкретные ошибки у отдельных детей, мы проводили индивидуальные занятия с каждым ребенком отдельно. У некоторых детей при обследовании мы выявили низкий уровень выполнения заданий по различным причинам, поэтому к ним мы применяли дифференцированный подход при работе с ними.
Использование различных форм работы обеспечивали лучший результат выполнения заданий и усвоение материала, как бы ни стремился педагог на фронтальных занятиях учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, достичь этого очень трудно, потому что каждый ребенок по-разному понимает вопросы и выполняет задания, поэтому при индивидуальной работе, собирая детей маленькими группами организовать и провести работу более эффективно. Это особенно важно при выполнении заданий на дифференциацию и автоматизацию звуков.
Занятия мы старались проводить интересно для детей, используя разнообразные приемы и методы, но в основном мы использовали дидактические игры и упражнения. С этой целью были использованы разные игровые упражнения, например, «Загони мяч в ворота». Детям предлагалось вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Обращалось внимание на то, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно было слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой и т.п.
Таким образом, эксперимент доказал, что коррекция нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией будет эффективной при следующих условиях: проведения дифференцированной диагностики и мониторинга звуковой стороны речи у детей с дизартрией, использования данных обследования в работе с детьми; перспективного планирования дидактических игр в зависимости от структуры речевого дефекта детей с дизартрией; вариативности использования дидактических игр на фронтальных, подгрупповых индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками с дизартрией; взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей в коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией средствами дидактических игр.