Биоэнергопластика-фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики
«Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, обеспечивающий его социальную успешность и объединяющий в себе важные качества личности, среди которых: физически развитый, активный, овладевший речью, умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Тем не менее, анализируя проблемы современного дошкольного образования, изучая труды современных исследователей (В.А.Гончарова, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова и др.) мы выяснили, что наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии (сегодня от 60% до 80% детей имеют речевые проблемы), что многие дошкольники имеют ослабленное здоровье, задержку физического и психического развития, нарушения эмоционально – волевой сферы. Мы - члены педагогического сообщества в постоянном режиме заняты поиском эффективных средств для решения выше указанных проблем и едины во мнении, что его результативность требует от воспитателя глубоких знаний закономерностей психофизиологического развития дошкольников.
Опираясь на исследования калифорнийского ученого Роберта Орнстейна, мы определили, что личностное развитие детей напрямую зависит от развития их головного мозга, а именно от интенсивности развития его левого или правого полушария.
Причем, выше отмеченный исследователь утверждает, что правое полушарие ответственно за воображение, позволяет человеку мечтать, представлять, фантазировать, а следовательно сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, речь, письмо и чтение. Благодаря развитию этого полушария человек имеет возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.
Понятно, что работа обоих полушарий крайне важна для дошкольника, но невероятным открытием для нас стало то, что синхронизация работы полушарий головного мозга позволит не только ускорить развитие подвижности и пластичности нервных процессов, улучшить память, внимание, мышление, речь, но и на более высоком уровне будет способствовать развитию физических качеств: силы, равновесия, моторики. Занимаясь изучением проблемы синхронизации работы полушарий головного мозга, мы выявили противоречие между важностью проблемы и недостаточностью методического и научного обеспечения ее решения. Это способствовало проведению педагогического исследования для поиска средств синхронного развития обоих полушарий головного мозга.
Раскрыть почему мы решили, что биоэнергопластика – это средство синхронного развития обоих полушарий головного мозга
Калифорнийский ученый Роберт Орнстейн доказал, что если более «слабое» полушарие стимулируется и привлекается к работе вместе с более «сильным» (ведущим), эффективность деятельности человека возрастает в 5–10 раз.
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей.
Левое полушарие: задачи
Левое полушарие «озабочено» преимущественно обработкой, анализом и дедукцией; конвергентным («сходящимся» – от общего к частному) мышлением; фактами, цифрами; конечным результатом; структурой, логикой и последовательностью; математическими моделями; целесообразностью; сведением задач к рабочим частностям; наукой и техникой; применением последовательного подхода – приближением шаг за шагом; вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком; разработкой хорошо определенных планов; порядком.
Правое полушарие: задачи
Правое полушарие более «заинтересовано» абстрактными темами; художественным выражением; конструктивными задачами; идеями, эмоциями и чувствами; творческими ремеслами; дивергентным («расходящимся» – от частного к общему), глобальным мышлением; процессом, а не результатом; использованием опыта; знанием через образы; восприятием; молитвой, медитацией, мистикой; запоминанием лиц; спонтанностью; визуальным; работой с символами, фантазиями, снами, метафорами и образами; работой с противоположным и неизвестным.Список литературы:
1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.
7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.