Современные методы обучения и создание на уроке немецкого языка эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – залог успешного развития школьников.
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа –интернат среднего общего образования Курского муниципального района Ставропольского края
с. Русского.
Современные методы обучения и создание на уроке немецкого языка эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – залог успешного развития школьников.
Выступление Ершовой Лилии Андреевны,
учителя немецкого языка__________
МОУ щколы-интерната с. Русского,
Учителя высшей квалификационной категории_________________________
на заседании районного методического объединения учителей иностранного языка
22 августа 2016 года
Руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка
_______________ Хачикова Елена Анатольевна,
(подпись)
ст. Курская
2016 год
«Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами»
(Али Апшерони)
Важнейшей особенностью нового Стандарта является реализация системно — деятельностного подхода. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет способствует достижению этой задачи Стандарта. Сегодняшняя система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Основным результатом обучения в современной школе должно быть развитие личности обучаемых на основе учебной деятельности. Для достижения этих результатов образования недостаточно изменить содержание используемых УМК и структуры учебных занятий, вместе с ними меняется и роль педагога. В условиях реализации профессионального стандарта, основой повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность учителя. Одним из ключевых требований Стандарта является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Современный учитель должен уметь:
выбирать и применять современные образовательные технологии обучения и технологии оценки,
применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы ученика;
организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; осуществлять профессиональную рефлексию;
и владеть конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления материала, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает активность, ослабевает воля, снижается успеваемость..
Эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как особым образом организованное общение или особая его разновидность. При организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу. При работе над решением данной проблемы я стараюсь обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и применять их на уроках : модульное обучение; интерактивное обучение; проектирование; использование ИКТ.
При отборе современных методов обучения я стараюсь учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
активизировать школьника, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
учить школьников работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е. обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.
Важной функцией перечисленных критериев является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. Таким образом, процесс обучения немецкому языку я основываю на взаимодействии (учитель – ученики и ученики друг с другом), на их совместной согласованной деятельности. ..Тип взаимодействия «учитель – ученик» является ведущей и давней моделью организации обучения. В этом случае организатором выстраивания отношений на уроке является учитель: «учитель – класс», «учитель – группа».При взаимодействии с учениками, моя деятельность представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке я стараюсь заинтересовать учеников, ввожу языковой материал, объясняю те или иные языковые явления, демонстрирую языковые образцы, инструктирую, задаю вопросы, требую ответов, организую и руковожу работой учеников. Эти взаимоотношения начинаются с первых дней школьного обучения.Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно. Вступая в отношения сотрудничества, я ориентируюсь не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития.Взаимодействие учителя и учащихся на уроке – процесс двусторонний. Он протекает гармонично, когда поставлены реальные цели, четко сформулированы задания, выбрана оптимальная форма организации деятельности для достижения поставленных задач. При этом я всегда стараюсь помнить, что в центре обучения должен находиться ученик и деятельность познания.Поскольку общение невозможно без взаимодействия личностей, то коллектив, а не только личность, рассматривается в качестве субъекта совместной деятельности. Считаю, что учителю необходимо владеть следующими умениями: объединять школьников и управлять их взаимодействием; организовывать коллективную, парную и групповую формы работы, коллективные мероприятия, Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода. Задача учителя соблюдать основные принципы обучения в сотрудничестве: группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы Групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Групповая работа учит самостоятельности, способствует решению главных коммуникативных задач. Приведу примеры некоторых видов коммуникативных технологий, которые я использую на уроках:
технология уровневой дифференциации
игровая технология
обучение по станциям
мультимедийные технологии
метод проектов
Online обучение
здоровьесберегающие технологии
технология интерактивного обучения
обучение в сотрудничестве
развивающие технологии
Мое Моё сообщение имеет практическую направленность, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых. Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты:
все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала, при этом:
растет самооценка личности;
учащиеся учатся добывать знания;
получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования,
учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.
работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.
Online обучение позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, в классе работа на языковых сайтах делает сам процесс обучения разнообразным и позволяет доступ к различным источникам информации
Здоровьесберегающие технологии.
Для предупреждения утомления во время учебного процесса я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на немецком языке, любят играть в разные подвижные игры. Одной из самых любимых технологий учителей иностранного языка, конечно, являются игровые технологии
Игровые технологии, как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
ИКТ – без этих технологий невозможен сегодня урок немецкого языка и применение вышеназванных технологий.Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают:изучение лексики, отработку произношения,обучение диалогической и монологической речи,обучение письму,отработку грамматического материала.
Развивающие технологии.
Иностранный язык это благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. Исходя из опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем селе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах таких, как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Гайдн», «Моцарт», «Бетховен», «Музыка». Учащиеся среднего этапа обучения составляют кроссворды на изученную лексику. Эти кроссворды помогают мне организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; пятиклассники – город, мое любимое время года, ученики 6 класса – иллюстрированное сочинения на тему «Осень – нескучная пора», «Овощи и фрукты», старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. К рождеству ежегодно проводится конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое, многое другое.
Перечисленные методы и приёмы обучения помогают мне создать на уроках, согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Считаю, что взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка, повышения его мотивации к обучени. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке. Создание на уроке среды взаимодействия, помогает мне добиться достаточного уровня эффективной коммуникации, речевого развития учащихся и успешного развития ученика. Мои ученики неоднократные победители районных и призёры краевых олимпиад по немецкому языку, призёры дистанйионной олимпиады «Интеллект» , участники заочных олимпиад.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что личность педагога, его знания и достоинства являются залогом успеха учащихся. Организуя учебный процесс обучения иностранным языкам, современному учителю необходимо не только хорошо владеть предметными знаниями, но и обладать рядом компетенций, важность наличия которых подчеркивает государственный Стандарт. Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, одним из главных показателей качества профессиональной подготовки педагога сегодня является такая личностная характеристика, как готовность и способность к саморазвитию и самообразованию