Интегрированный урок по теме Русско-японская война (9 класс)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ
ПО ТЕМЕ




РУССКО-ЯПОНСКАЯ
ВОЙНА

Межпредметная связь: история-литература.







На рубеже XIX-XX веков завершился передел мира между ведущими капиталистическими странами. Бурно развивающиеся промышленные державы- Германия, США, Япония - требовали своей доли. В сфере этого дележа находился и Дальний Восток, где сталкивались интересы России и Японии. Главным препятствием России для выполнения «большой азиатской программы»: усиления России в Восточной Азии и выхода к незамерзающим морям Тихого океана, была Япония. В 1896 г. Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе. Китай разрешил построить КВЖД, в 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы. В 1903 году Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Что решалось на этом совещании?
-- Уч-ся- Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. С.Ю.Витте, побывав на Дальнем Востоке, заявил, что Россия к войне не готова.

--Учитель - Многие писатели обращались в своих произведениях к теме Русско-японская война. Мы с вами попытаемся разобраться в этой ситуации на примере романа Валентина Пикуля « Крейсера», который мы с вами изучали несколько уроков. Итак, какова же была подоплека войны, которая готовилась, по мнению историка Ключевского? Давайте зачитаем его слова.
-- уч-ся- Пролог ХХ века-это пороховой арсенал. Сама Англия воевать с Россией остерегалась, Но, постоянно натравливая Японию на Россию, она желала укрепить свои позиции в Азии. При этом кайзеровская Германия исподтишка подталкивала царя-батюшку в Корею и Маньчжурию, ибо в Берлине понимали: ослабив Россию на Востоке, Германия усилит свои позиции в Европе-против Франции и Англии.
- Учитель- 23 января 1904 года микадо оповестил адмирала. Того о начале войны с Россией. Что предпринял адмирал на своем флагманском корабле?
-- уч-ся- Адмирал провел совещание, на котором было решено
1. Адмиралу Уриу предстоит налет на Чемульпо, где он должен уничтожить «Варяг» и «Кореец» и высадить десант.
2. Адмиралу Камимуро, который командовал крейсерами выбить все Владивостокские крейсера
3. Сам адмирал Того двинулся к Порт-Артуру.

--учитель - Во всем этом затаилась крохотная крупица тайны, имевшая слишком большое значение. Какая?

--уч-ся - Английская колония Вейхайвей располагалась на кончике полуострова Шантунг, как и Порт-Артур размещался на кончике полуострова Ляодун. Именно свою гавань Вейхайвей англичане предоставили услугам адмирала. Того, отсюда он ринулся в атаку на наши корабли.
--Учитель - О чем предупреждал вице-адмирал Макаров министерство?
--уч-ся - Не оставлять флот на внешнем рейде. «Пребывание судов на открытом рейде дает неприятелю возможность производить ночные атаки. Никакая бдительность не может воспрепятствовать неприятелю в ночное время обрушиться на флот. Результат такой атаки будет для нас очень тяжел, японцы не пропустят такого случая».
--учитель - Как воспользовался. Того нашей оплошностью?
--уч-ся- Японцы шли с выключенными огнями, затем, ориентируясь по маякам и прожекторам русских кораблей, точно вышли к месту стоянки.
--Учитель- Какая клеветническая легенда возникла по этому поводу?
--уч-ся - Пошли разговору, что Старк решил отпраздновать «день Марии» и все офицеры танцевали на балу. Между тем точно известно, никакого бала Старк не устраивал, все офицеры не покидали своих кораблей. Эту сплетню пустил наместник адмирал Алексеев, чтобы оправдать свой приказ-оставить эскадру на внешнем рейде. Старк не смел оправдываться только потому, что ему было велено заткнуться и молчать, если желает умереть на заслуженной пенсии.
-- Учитель - в этот же день драматические события разыгрались в Чемульпо. Алексеев своевременно не отозвал корабли «Варяг» и «Кореец» в Порт-Артур. Что произошло в Чемульпо?

--уч-ся. Произошел неравный бой, где русские корабли попытались прорваться. Потеряв почти все, поврежденные корабли вернулись в порт. «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
--Учитель - Кто командовал крейсером «Варяг»?
--уч-ся - Наш земляк Руднев.
---Учитель - Какова дальнейшая судьба «Варяга»?

--уч-ся «Варяг» затонул на мелководье. В августе 1904 г. он был поднят японцами, отремонтирован и вошел в состав японской эскадры. После войны его выкупила Россия, а в1917 году он был отправлен на ремонт в Англию, где его следы затерялись.

--Учитель- 27 января Владивостокская эскадра из 4 крейсеров вышла в Японское море. Но через три дня похода Рейценштейн отдал приказ о возвращении в порт. Что за причина такого приказа?

-- Уч-ся- Эскадра оказалась полностью небоеспособной. Волна, заливая крейсера, заполнила стволы их орудий, отчего внутри каналов образовались ледяные пробки. Ни одна из пушек не могла выстрелить.
--Учитель - Кто был назначен начальником Тихоокеанской эскадры?
--уч-ся Степан Макаров. Уже 4 февраля он отбыл на Дальний Восток. В своем эшелоне он увозил рабочих для ремонта кораблей в Порт-Артуре.
--учитель - Кого назначили командующим Маньчжурской армией?
--уч-ся Куропаткина. Перед отъездом на фронт он собирал с населения иконы, чтобы раздавать их солдатам. В своем эшелоне он увозил вагоны с иконами.
--учитель - Давайте прочтем какие листовки распространялись тогда в России
Дело было у Артура

· Дело скверное, друзья:
Того, Ноги, Камимура
Не давали нам житья.
Куропаткин горделивый
Прямо в Токио спешил.
Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил?

--учитель - Мы выпустили из вида адмирала Камимура.
--уч-ся - В феврале Камимура подошел к Владивостоку и начал обстрел города. Японцы стреляли по сопкам наугад, желая вызвать ответный огонь и засечь наши батареи. Но русские молчали. Многие батареи находились в проекте, пушки других хранились в арсенале. Затем Камимура начал обстрел города. Только два снаряда оказались роковыми. Всего по городу было выпущено 200 снарядов. Рейценштейн не давал приказа нашим крейсерам выйти в море. Только после того, когда Камимура уже отводил крейсера в море, тогда был отдан приказ сниматься с якорей. Но о погоне говорить было уже нельзя.
-- Учитель – Как поступил Макаров, узнав о том, что Камимура ушел от Владивостока безнаказанно?
-- уч-ся – Макаров вызвал Иессена и сказал, что назначает его командовать бригадой Владивостокских крейсеров. «Рейценштейн начал страдать водобоязнью, будто укушенный бешеной собакой. Два его выхода на позиции оказались бесполезны, во время обстрела Владивостока он попросту ослабел! (зачитывается)
-- учитель – 24 февраля в Порт-Артур прибыл Степан Осипович Макаров. Началась кипучая работа по подготовке к генеральному сражению. 26 февраля русские моряки вписали новую героическую страницу в историю флота. Сам японский военно-морской министр Ямамото прислал письмо четырем русским матросам, находящимся в госпитале Сасебо, взятых в плен после страшного боя. Давайте прочтем это письмо: «Вы храбро сражались за свое отечество, защищая его прекрасно Я искренно хвалю вас: вы-молодцы! Не тревожьтесь за свою судьбу: наш морской госпиталь в порядке, а врачи опытны. Желаю вам скорейшего выздоровления». По какой причине Ямамото прислал такое письмо?
-- уч-ся – Эсминец «Стерегущий», попав в окружение, целый час бился с четырьмя японскими эсминцами. Погибла почти вся команда, но два уцелевших матроса открыли кингстоны и погибли вместе с кораблем.
-- Учитель - Оставим на минутку морские сражения и посмотрим, что происходило на суше.
-- Уч-ся- Маршал Куроки первым высадился в Корее, одержал ряд побед над Куропаткиным, продвинулся к городу Ляоян. Маршал Ноги высадился у порта Дальний и заблокировал Порт-Артур.
-- учитель- Какая карикатура появилась в японской прессе?
--уч-ся - Черный голубь запутался в листве черного дерева. «Куро» - черный, «патки» - голубь, «Ки»- дерево.
--учитель - По какой причине Макарову не удалось довести дело до конца?
-- уч-ся- 31 марта произошла трагедия. Флагман Макарова «Петропавловск» наскочил на мину.
--учитель - Какова реакция на смерть Макарова?
--уч-ся – Японцы устроили траурную демонстрацию с фонариками в память павшего, Николай II вышел в парк и сказал: «Давненько не было такой погоды. Не пора ли нам съездить на охоту?»
--учитель – Во главе эскадры был поставлен совершенно не подготовленный к этой роли Витгефт. По указанию Алексеева он прекратил всякие активные действия и перешел к обороне. Что происходило на полуострове?
--уч-ся – Японские войска попытались овладеть Порт-Артуром, но встретили упорное сопротивление, и перешли к осаде. Часть сил направили к Ляояну. Здесь три японские армии атаковали русские позиции, но натолкнулись на сопротивление. Если бы Куропаткин пошел в наступление, то японцы могли бы потерпеть поражение, Но в решающий момент Куропаткин дал приказ отступать к Мукдену.
-- учитель - Мы с вами знаем, что Порт-Артур стойко держался. На выручку вышла 2-ая Тихоокеанская эскадра. Какой новогодний сюрприз преподнес японцам генерал Стессель?
-- уч-ся - В декабре Стессель сдал японцам Порт-Артур. Японцы перекинули силы к Мукдену, город был сдан.
--учитель – А что эскадра Рожественского?
--уч-ся- Корабли вошли в Цусимский пролив, где встретились с эскадрой Того. Произошел бой, во время которого 2-ая Тихоокеанская эскадра была полностью разбита.
-- Учитель – Необходимость заключения мира стали осознавать не только воюющие страны, но и мировые державы. Почему?
--уч-ся - США были обеспокоены усилением Японии на Дальнем Востоке. Сильный соперник на Тихом океане им был не нужен ни в лице России, ни в лице Японии. США выступили с инициативой о переговорах. В Америке в городе Портсмунде был подписан мирный договор с Японией. Россия уступала Японии Порт-Артур, южный Сахалин, предоставляла право рыболовства вдоль берегов России.
-- учитель – Давайте сделаем вывод. По какой причине Россия проиграла войну с Японией?
--уч-ся – 1. Соотношение сил на Дальнем Востоке было не в пользу русских.
2. В техническом отношении японские войска превосходили русские.
3. К началу войны морские и сухопутные силы были разбросаны по всему Дальнему Востоку.
4. Недооценка противника
5. Слабое руководство Куропаткиным. Он был хорошим штабником, но не годился как главнокомандующий, (зачитать стр. 129)







15