Статья Сущность реализации инновационных методов и приемов работы по развитию математической речи младших школьников в процессе обучения

Реализация нетрадиционных методов и приемов работы по развитию математической речи младших школьников в процессе обучения
И.В.Щербакова
МБ НОУ «Гимназия № 70»
г. Новокузнецк
Сегодня целью ФГОС является обеспечение регулирования различных аспектов освоения метапредметных умений, то есть способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим современная система образования направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Одной из групп учебных универсальных действий являются коммуникативные умения. В стандарте нового поколения на конец 4 класса представлены следующие коммуникативные умения: участвовать в диалоге, слушать, понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем, критично относиться к своему мнению и т.д.
На уроках математики возможно формирование коммуникативных умений младших школьников при систематической работе по развитию их математической речи, так как учащимся для реализации выше перечисленных коммуникативных умений необходимо знание математических терминов, понятий. Умение пользоваться грамотной математической речью способствует ведению диалога на уроке, отстаиванию своей точки зрения.
Многолетний педагогический опыт работы с учащимися позволил выделить некоторые нетрадиционные методы и приемы работы по развитию математической речи младших школьников. На первый взгляд, описанные методы и приемы работы по развитию математической речи могут показаться традиционными. Однако, как показывает практика, учителями начальной школы не реализуются представленные задания, а если используются, то крайне редко, бессистемно.
Прежде всего, необходима работа над звуковой стороной речи. Работа над звуковой стороной речи – это формирование правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания. Для успешного решения этой задачи учителю необходимо следить за своей речью, а затем за речью учащихся. В ходе устных опросов учащимся необходимо предлагать (фронтально или индивидуально) упражнения вида:
Прочитайте слова, соблюдая ударения: киломйтр, миллимйтр, выражйние, наименовбние, сложъть и другие.
Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, к числу 139 прибавить 234 и другие.
Прочитайте: прибавить к 95, вычесть из 89, к 132 прибавить и другие.
Нередко учащиеся употребляют неправильно падеж, в этих случаях учитель должен сначала прочитать сам, а затем просить повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок мы приучаем детей читать математические выражения.
Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Аналогичные и другого вида упражнения в состоянии составить каждый учитель.
Также на уроках математики необходимо проводить словарную работу, которая сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью учащимся предлагаются следующие упражнения:
Упражнения на объяснение значений математических терминов:
а) объясните значения слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые (термины берутся из программы соответствующего класса);
б) математическое выражение 18*4 Сережа прочитал: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение?
в) выполнив действие 18+2=20, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
При составлении упражнений данного вида необходимо включать больше заданий на применение терминов (правильное и неправильное).
Упражнения на правильное написание терминов:
а) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нумрация, вычтаемое, едница, килграмм;
б) исправьте ошибку в записи слов: «вычеслить», «дилить», «слажить».
3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
а) прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От слагаемых не изменится; Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить слагаемое, а потом к полученному результату второе слагаемое;
б) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.
Также в процессе обучения математике необходима работа по формированию культуры математической речи. Она сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и других.
На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. На уроках математики учащимися решаются упражнения следующего вида:
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
а) устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении
·+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
б) на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля?
в) Сережа решая уравнение 8-x=3, рассуждал так: «Чтобы найти x, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим x: x=8-3, x=5». Правильно ли рассуждал Сережа?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, только используется математический материал. Такие упражнения рекомендуется проводить как на уроках математики, так и на уроках русского языка, это способствует усилению межпредметных связей. Примеры упражнений:
а) устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3». Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, то есть 25+(5+3)=(25+5)+3=33;
б) пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим двенадцать и получим триста семь». Правильно ли он прочитал?
В случаях, когда учащиеся затрудняются дать ответ, учитель должен сам прочитать пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем попросить повторить кого-нибудь из учеников. Упражнения данного вида довольно сложны, но с ними учащиеся справляются, если работа в этом направлении осуществляется систематически и целенаправленно.
Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Возможна работа следующего вида:
1. Учащиеся составляют текст, используя набор карточек со словами:
а) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
б) 4*(2*3), тогда (4*3)*3, 24, =, 8*3, =.
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 дает 48.
3. Закончите объяснение: «Чтобы разделить число 12 на произведение 3*2, можно 12 разделить на 3 и ».
Для сильных учащихся составляются более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, приведенные выше упражнения могут использоваться в различных комбинациях.
Необходимо отметить, что реализация описанных приемов работы по развитию математической речи у учащихся возможно при условии наличия правильной речи у учителя. Дети, подражая речи своего первого учителя, перенимают все тонкости правильного произношения и словоупотребления. Именно учитель является одним из источников, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Они чутко относятся к речи своего педагога, вслушиваясь в ее звучание, подражают ей. Поэтому наша речь, обращенная к ученикам, должна звучать грамматически правильно. Чем богаче и разнообразнее наш словарь, тем ярче, насыщеннее наша речь, тем больше слов усваивают учащиеся.
Представленные методы и приемы работы по развитию математической речи младших школьников на уроках математики могут стать традиционными при их системном использовании в процессе обучения.


15