Элективный курс: Международные экономические отношения


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________А.Г. Тарасова
«_____» ___________2015
Заместитель директора
___________С.А. Коноваленко
«____» ____________2015 Пункт 4. Основной образовательной
программы среднего общего образования
(в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Рабочая программа
Элективный курс (курс по выбору):
«Международные экономические отношения»
Класс: 11
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе программы элективных курсов по географии для профильного обучения в 10-11 классах / сост. Н.В. Болотникова.М.:Глобус.
Настоящий курс предназначен для организации обучения основам международных экономических отношений учеников 11-х классов общеобразовательных школ.
Ориентирование учащихся в сфере международной экономики тем более важно, так как мир меняется сегодня с невиданной быстротой, переплетаются экономические связи разных стран, расширяется сеть глобальных коммуникаций. Россия вышла на международный рынок, где судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу.
Новые экономические условия развития страны потребуют прихода в бизнес настоящих профессионалов, готовить которых необходимо уже сейчас. Именно им через несколько лет предстоит формировать новую генерацию деловых российских людей, поэтому важно, чтобы экономическое мышление, профессиональная ориентация и компетентность стали отличительной чертой подростков.
Цель курса
Состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути международных экономических явлений и процессов, воспитание экономико-географической культуры и мышления. Знания и навыки полученные при изучения данного курса в школе, позволяют её выпускникам чувствовать себя увереннее в сфере международной экономики, что дает ощущение значимости собственной личности, поскольку знания и умения мыслить является необходимой предпосылкой для обретения самоуважения.
Исходя из курса, можно построить следующую систему задач:
Формирование основ экономико-географических знаний о мировом хозяйстве,
закономерности производства продуктов и услуг, распределительных и товарообменных процессах, внешнеэкономической деятельности.
2. Выработка умений строить аргументированные суждения по социально-экономическим вопросам, обретение опыта в анализе ситуации и происходящих изменениях в жизни общества.
3. Воспитания у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию.
Общая характеристика курса
В учебном процессе наряду с традиционными формами проведения уроков (беседа, лекция, комбинированный урок) обязательным является широкое использование активных форм обучения: работа в малых группах, решение проблемных ситуаций, решение экономических задач, проведение научных конференций (например, на тему «Глобализация: позитивные и негативные последствия процесса, её влияние на национальные экономики стран мира», учащиеся заранее получают темы сообщений), диспутов о перспективах развития стран мира, дискуссий (например: «Россия в 21 веке - перспективы развития»), практических работ на контурной карте (например: «Обозначение региональных и отраслевых группировок стран мира», «Экономические связи России», «Виды и направления миграций») и т. д. В ходе преподавания нужно в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение концепций как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров, фактов.
Формами итогового контроля могут быть выполнение и защита самостоятельных исследовательских работ, рефератов, минипроектов, картосхем, классификация таблиц.
Описание места элективного курса
Элективный курс рассчитан на усвоение материала в течение 35 часов учебного времени при одночасовой учебной нагрузке в неделю.
Содержание программы курса
1. Система современных экономических отношений (10 часов)
Понятие международных экономических отношений. Открытая экономика. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны мира. Международное разделение труда – основа международных экономических отношений. Факторы размещения мирового хозяйства. Специализация хозяйства страны и факторы её определяющие. Транснационализация мирового хозяйства. Структура всемирного хозяйства. Основные тенденции в развитии системы современных международных экономических отношений. Развитые и развивающиеся страны в системе всемирных экономических отношений. Региональная политика.
2. Формы международных экономических отношений (5 часов).
Понятие международной торговли. Основные причины возникновения внешнеторговых операций. Теория международной торговли: меркантилизм, А. Смит, Д. Рикардо и др. Мировой рынок и его конъюнктура. Необходимость государственного регулирования внешней торговли. Таможенные режимы. Всемирная торговая организация. Основные виды услуг в международной торговле. Экспорт и импорт туристических услуг и экономическая сущность международного туризма. Зарубежные инвестиции и их основные формы. Транснациональные корпорации. Банковские услуги в международных экономических отношениях, национальная валютная система, валютный курс и факторы, на него влияющие.
Экономическая сущность и причины международного движения рабочей силы. Основные формы миграционных потоков, экономические последствия международного движения рабочей силы.
3. Международная экономическая интеграция (5 часов).
Международная экономическая интеграция. Факторы, обуславливающие
интеграционные процессы. Сущность, основные этапы, уровни и формы интеграции. Современные интеграционные группировки.
Структура системы международных организаций. Взаимодействие стран в процессе глобализации мирового хозяйства, позитивные и негативные последствия глобализации.
4. Россия в системе международных экономических отношений (4 часа).
Внутренний экономический потенциал России. Конкурентоспособность на мировом рынке. Особенности регулирования внешней торговли, таможенная система. Свободные экономические зоны России. Место российской экономики в системе современных международных экономических отношений: нерешённые проблемы и перспективы.
5. Глобальные проблемы мирового хозяйства (8 часов).
Механизм возникновения глобальных проблем. Классификация глобальных проблем, пути их решения.
6. Повторительно-обобщающий урок (3 часа).
Требования к уровню подготовки
Решая задачи, элективный курс готовит учеников к объективному восприятию общества и его экономических основ, которые находятся в постоянном процессе изменения, умению мыслить соответственно логике экономико-географических категорий, выработке навыков ориентации в многочисленных проблемных ситуациях функционирования мирового хозяйства, что приводит к формированию геокомпетентностной триады выпускника средней школы:
- географические процессно-объектные знания;
- географо-экологические деятельностные умения;
- средово-оценочные навыки ориентации в окружающей географической
действительности.
-оснащение учащихся знаниями и практическими навыками, необходимыми для извлечения исторических и экономических сведений путём анализа картографического материала;
- освоение учащимися типичных видов учебной деятельности, необходимых для обучения социально-экономическом профиле в старшей школе – анализа статистических материалов, графиков, таблиц, диаграмм, географических карт и различной дополнительной литературы.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- формирование и развитие экономических отношений;
-формы международных экономических отношений;
-международная экономическая интеграция;
-глобальные проблемы мирового хозяйства;
-Россия в системе международных экономических отношений;
Учащиеся должны уметь:
- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения международных экономических отношений;
- давать на основе различных источников характеристику форм международных экономических отношений;
- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;
- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;
- оценивать глобальные проблемы мирового хозяйства;
- объяснять место России в системе международных экономических отношений;
- приводить примеры социальных, экономических проблем, решение которых требует использования научных географических знаний;
- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.
Учебно-тематический план курса.
№ п\пТема Всего часов В том числе Формы контроля
лекции практика семинары 1. Введение. Система современных экономических знаний 10 3 4 3 Беседа, участие в семинаре, выполнение практической работы
2. Формы международных экономических отношений. 5 1 2 2 Участие в семинаре,
выполнение практической работы
3. Международная экономическая интеграция.
5 2 2 1 Участие в семинаре,
выполнение практической работы
4. Россия в системе международных экономических отношений.
4
1
2
1 Участие в семинаре,
выполнение практической работы
5. Глобальные проблемы мирового хозяйства
8 1 4 3 Выполнение практической работы
6. Повторительно-обобщающий урок по курсу 3 - 3 - Итого 35 8 17 10 Календарно-тематическое планирование
№ Раздел Тема урока Дата проведения
План Факт
1 1.Система современных экономических отношений
(10 часов) Введение. Понятие международных экономических отношений 7-12 сентября  
2 Международные экономические отношения (лекция с элементами беседы). 14-19 сентября  
3 Открытая экономика. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны мира (семинар). 21-26 сентября  
4 Международное разделение труда - основа международных экономических отношений (лекция с элементами беседы). 28 сентября3октября  
5 Факторы размещения мирового хозяйства (семинар). 5-10 октября  
6 Транснационализация мирового хозяйства (семинар). 12-17 октября  
7 Специализация хозяйства страны и факторы, её определяющие (практикум). 19-24 октября  
8 Структура всемирного хозяйства. Основные тенденции в развитии системы современных международных экономических отношений (практикум). 26-31 октября  
9 Развитые и развивающиеся страны в системе всемирных экономических отношений (практикум). 9-14 ноября  
10 Региональная политика (практикум). 16-21 ноября  
11 2.Формы международных экономических отношений
(5 часов) Международная торговля товарами и услугами. География и товарная структура мирового рынка, регулирование внешней торговли, торговые соглашения. Основные виды услуг, отраслевая и географическая структура рынка услуг (лекция). 23-28 ноября  
12 Международное движение капитала, международные валютно-финансовые отношения (практикум). 30 ноября 5 декабря  
13 Международное движение рабочей силы (семинар). 7-12 декабря  
14 Международное производственное и научно-техническое сотрудничество (семинар). 14-19 декабря  
15 Международный туризм (практикум). 21-26 декабря  
16 3.Международная экономическая интеграция
(5 часов) Факторы, обусловливающие интеграционные процессы. Сущность, основные этапы, уровни и формы интеграции (лекция). 28-29 декабря  
17 Структура системы международных организаций (лекция). 11-16 января  
18 Региональные и отраслевые группировки (семинар). 18-23 января  
19 Международные экономические организации (семинар). 25-30 января
 
20 Взаимодействие стран в процессе глобализации мирового хозяйства, позитивные и негативные последствия глобализации (практикум). 1-6 февраля  
21 4.Россия в системе международных экономических отношений (4 часа) Внутренний экономический потенциал России. Конкурентоспособность на мировом рынке (лекция). 8-13 февраля  
22 Особенности регулирования внешней торговли, таможенная система (семинар). 15-20 февраля  
23 Свободные экономические зоны в России (семинар). 24-27 февраля  
24 Место российской экономики в системе современных международных экономических отношений: нерешенные проблемы и перспективы (практикум). 29 февраля 5 марта  
25 5.Глобальные проблемы мирового хозяйства(8 часов) Глобализация: противоречивый процесс (лекция). 9-12 марта  
26 Механизм возникновения глобальных проблем. Классификация глобальных проблем, пути их решения (практикум). 14-19 марта  
27 Деградация глобальной экологической системы (семинар). 28 марта 2 апреля  
28 Районы острых экологических ситуаций в России и других странах. Пути решения проблем (практикум). 4-9 апреля  
29 Демографические проблемы. Будущее демографического взрыва. Охрана и укрепление здоровья. Слаборазвитость как глобальная проблема (семинар). 11-16 апреля  
30 Глобальные проблемы: сырьевая, продовольственная, проблема Мирового океана и космоса (семинар). 18-23 апреля  
31 Глобальные проблемы: сырьевая, продовольственная, проблема Мирового океана и космоса (семинар). 25-30 апреля  
32 Глобальные прогнозы и проекты (практикум). 3-7 мая  
33 Повторение(3 часа) Повторительно-обобщающий урок по всему курсу (семинар «Глобальные изменения и география», тестирование). 10-14 мая  
34 Повторительно-обобщающий урок по всему курсу (семинар «Глобальные изменения и география», тестирование). 16-21 мая  
35 Повторительно-обобщающий урок по всему курсу (семинар «Глобальные изменения и география», тестирование). 16-21 мая  
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
Количество на кабинет (в символьной форме — Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое кол-во
Основная школа Старшая школа
Базов.
1 2 3 4
Стандарт общего образования по географии Д Стандарт полного среднего образования по географии Д
Программа элективных курсов по географии для профильного обучения в 10-11 классах / сост. Н.В. Болотникова.М.:Глобус,2007г.
Д Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. Д
Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. М.: Владос,1998.
Кудров В. М. Мировая экономика. М.: Бек, 2000.
Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997. Куликов Л. М. Основы экономических знаний. М.: Финансы и статистика, 2000.
К Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002. К Максаковский В. П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2004.
К Максаковский В. П. Географическая карта мира. М.: Дрофа, 2003. Ч. I. Тема I. К Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. К Нартов Н. А. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИДАНА, 2007. К Раковский С. Н. Современная политическая карта мира: структура и новейшие сдвиги // География в школе. 1992. № 1. С. 4. К Родионова И. А. Экономическая география: Полный курс для поступающих в вузы: Учебно-справочное пособие. М.: Экзамен, 2003. К
Страны мира: Энциклопедический справочник / Под редакцией С. А. Семеницкого.- Минск: Миринда; Родиола – Плюс, 2000. К
Страны мира: Современный справочник / Сост. Ю. А. Сереженко, Н. Ю. Дмитриева, О. А. Иванова, Н. А. Сарафанова. – М.: Мир книги, 2005. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением гуманитарных предметов. М.: Просвещение, 2002. Экономическая и социальная география мира. Регионы и страны / Под редакцией С. Б. Лаврова. М.: Гардарики, 2002. К Карты мира Политическая Д Д
Экономическая Д
Иинформационно-коммуникационные средства Мультимедийные обучающие программы Образовательная коллекция 1С. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ, 2005. ЗАО «1С», 2005 География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Республиканская мультимедиоцентр, 2005. Репетитор по географии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 Технические средства обучения Мультимедийный компьютер Д Д
Средства телекоммуникации Д Д
МультимедиапроекторД Д
Экран (на штативе или навесной) Д Д
Принтер лазерный Д Д
Принтер струйный цветной Д Д
Сканер Д Д
Видеомагнитофон Д Д
Телевизор Д Д
Слайд-проектор Д Д