Шпаргалка для учителя, или Использование активных и интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания


Сечина Татьяна Ивановна,
учитель истории и обществознания МКОУ СШ №2 г.Калача-на-Дону

«Шпаргалка для учителя»,
или Использование активных и интерактивных методов и приёмов организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сегодня каждый учитель понимает важность переноса с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приёмам и методам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Но, к сожалению, многие из нас испытывают затруднения в поиске приемов и методов , способствующих формированию ключевых компетенций
Описанные ниже приёмы и методы разработаны как зарубежными и отечественными методистами, коллегами, так и в процессе собственного опыта работы.
В «Шпаргалке для учителя» вы познакомитесь как с хорошо известными многим учителям, так и новыми, малоизвестными педагогическими приёмами.
Главная цель всех педагогических приёмов: научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результаты своей работы.
Нельзя не согласиться со словами Д.Максвелла: «Нет лучше метода сообщений уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».
«Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель предлагает отгадку (удивительный исторический факт), отгадка которой (ключик для понимания) открывается в процессе работы над новой темой совместными силами учителя и учеников.
«Эпиграф»
В начале урока ученикам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Например:
«Как ненавистна мудрость мне,
Которая зовёт вас к крови»
Ф. Шиллер


«Корзина» идей, понятий, имен…»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2.     Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3.     Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4.     Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6.     Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
"Мозговой штурм".
«Мозговой штурм»- основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями.
«Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает гроздь, пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
«Учимся сообща»
Алгоритм действий:
1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).
2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».
3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе.
4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.
5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.
Пример. Задание: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России петровской эпохи и увидел армию того времени (7 класс, 10 класс, История России )
Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Петра I.
«Час редактора»
А) Группы получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты…
Используя на уроке данное задание , вы не только можете проверить знания учащихся, как в группе, так и индивидуально, но подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на ЕГЭ.
Б) Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте даётся перепутанная информация, связанная с разными событиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, дополнить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.
В) Учащиеся, работающие в группах, должны найти исторические неточности
в тексте и исправить все ошибки в тексте.
«Сравни мнения – сделай вывод».
Ученикам предлагаются авторские тексты, содержащие разные мнения о личности, событиях часто противоречащие друг другу, современников и историков, разные по жанру тексты – научные, художественные, письма, мемуары. Задача учеников – сравнить мнения и сделать собственные выводы, но обязательно их аргументировать.
«Социальная реклама»
В последние годы становится все более популярной социальная реклама. Ученикам на уроках обществознания (работа в группах) предлагается представить рекламу на ту или иную тему. Например: отразить роль государства в семейной политике или показать проблемы молодежи в России и пути их решения.
«Паучок»
В ходе изучения материала учитель подводит учащихся к новому понятию, термину. Ученики имеют о нём лишь разрозненные знания или поверхностное представление Ключевое слово пишется на доске. Например: «Интеграция». Вокруг этого слова пишутся названные ученикам представления о нем. В процессе изучения материала «паучок» дополняется новыми знаниями, утверждениями, исправляются ошибки, в итоге учащиеся самостоятельно формулируют определение.

«Архивариус»
После изучения нового материала учащиеся, разделённые на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Например: « Взгляд на Гражданскую войну глазами участников «белого», «красного», «зелёного» движения, а также представителей творческой интеллигенции». Этот приём позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.
«От благодарных потомков…»
После изучения большой темы, например: «Россия в годы правления Александра 2», или при изучении темы «Культура» в копилку исторических ценностей (на специально подготовленных оформленных листах –«копилках») записываются самые весомые события, открытия, которые положительно повлияли на ход истории и сохраняют своё значение и сегодня. Необходимо краткое обоснование выбора.
«Шесть шляп мышления»
Этот интересный и продуктивный приём разработан Эдвардом Де Боно. Он может быть использован при изучении любого исторического материала , а также на уроках обществознания. В привлекательной для учеников форме происходит всесторонний анализ исторического материала, его оценка обобщение. Класс делится на шесть групп соответственно цветам шести шляп, которые вручает им учитель. Каждому цвету соответствуют задания:
«Белая шляпа» - учащиеся, работающие в данной группе должны объективно перечислить основные исторические, новые сведения (иногда можно попросить выделить главные факты – не больше 10, например).
«Красная шляпа» - учащиеся должны выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала в любой выбранной ими самостоятельно форме.
«Чёрная шляпа» - группа выделяет негативные последствия, тенденции, изученных исторических событий, определяет круг проблем.
«Жёлтая шляпа - учащиеся обобщают всё положительное.
«Зелёная шляпа» - группа в любой оригинальной, творческой форме должна представить результаты изученного.
«Синяя шляпа» - учащиеся, работающие в данной группе должны сформулировать общие выводы, рефлексивные мысли ( можно – извлечь уроки из исторических событий).
«Идеал»
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Данный методический прием позволяет формировать:
умения определять проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.
Пример. Тема «Семья в современном обществе»
Интересно в чем проблема семьи в современном обществе? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова «Как» или «Почему».
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются наиболее эффективные решения.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается продуктивное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
«Чистая доска»
Перед уроком учитель пишет на доске вопросы по новой, ещё неизученной теме. Они могут быть как в текстовой форме, так и в рисунках , незавершенных до конца таблицах, схемах. В ходе изучения темы ученики, работающие самостоятельно в группах с учебником, документами, справочной информацией, отвечают на вопросы и если ответы полные и правильные, то учитель стирает вопрос с доски и фиксирует ответы групп для подведения итогов. К концу урока должна быть чистая доска. Если на какие-то вопросы ученики не смогли ответить или ответ был неполным учитель должен помочь учащимся.
«Переводчик»
Многие определения учащиеся не усваивают из-за сложности научного языка. И часто учащиеся просто учат определения, не понимая их смысла. Ученик должен перевести с «научного» языка на доступный язык предлагаемые определения. Данный перевод можно делать на доске или на специально подготовленной карточке. Для повторения и закрепления изученных терминов предлагается перевести не менее 5-7 определений.
«Хорошо-плохо»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1.Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3. Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.Вариант 4. Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
«Энциклопедист»
В ходе изучения материала по той или иной теме дается задание отобрать необходимые сведения о персоналиях , а также о тех или иных событиях данного периода истории и составить краткую статью для энциклопедического словаря. Учащиеся, работающие в малых группах, пользуются разными источниками информации для составления статьи, используют сокращения принятые при составлении энциклопедических словарей.
«Что в прозвище тебе моем?»
Многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему были даны такое прозвища и что они означают, являются ли они справедливыми.
Можно усложнить задание: « Кто из исторических деятелей носил прозвище… и почему он его получил?». Это может потребовать предварительной подготовки, поиска дополнительной информации.
«Историческое событие (исторический термин) в картинах художников»
Учащимся предлагается репродукция исторических картин. Задача учащихся( в парах или группах) описать изображенное событие, назвать когда оно происходило , какое значение имело (например: В.Васнецов «Крещение Руси»; И.Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и др.).

«Водоворот»
Данная модель предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения своего задания и фломастер своего цвета. Для каждой группы сформулирована проблема по данной теме или целому курсу.
Ученики каждой группы обсуждают свою проблему и записывают аргументированное мнение, конкретные примеры. Получив новый лист, группа оценивает записи, сделанные предыдущими группами, маркируя текст с помощью значков: «+» (согласны), « - » (не согласны), «?» (не поняли). Затем члены группы добавляют свои идеи, мысли, соображения и передают лист с пометками своего цвета другим группам.
После того как листы обойдут круг и вернутся в свои группы, каждая группа обобщает то, что там будет написано. Выступление строится по определенному плану. Вначале надо поблагодарить группу, внесшею наиболее ценные добавления, затем обозначить положения , вызвавшие непонимание других групп, и попросить разъяснений. И, главное, делаются обобщающие выводы по проблеме с учётом дополнений других групп. Такая стратегия учебной работы называется «круглый стол». Так как каждая группа делала записи на листах своим цветом, позволяет учителю учесть вклад каждой из групп.
«Фраза, вошедшая в историю».
Немало высказываний, выражений произнесенных или приписываемых той или иной знаменитой личности вошли в историю. Использование их могут эмоционально обогатить урок. Данный прием можно использовать и вначале урока. Учащимся предлагается то или иное высказывание и задание к нему: «Кем, когда и в связи с чем было сказано». Например:
«Подошло, братья, время битвы нашей» (Дмитрий Донской).
«Российское имущество прирастать будет Сибирью» (М.В.Ломоносов).
«Тут рассевание французской заразы: отвращение от начальства; автор – мартинист, он бунтовщик похуже Пугачева»(Екатерина II ).
«Сфинкс неразгаданный до гроба» (Вяземский об Александре I).
"Шкатулка"
Для актуализации субъектного опыта на уроках обществознания. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
Пример. Тема «Конфликты».
Задание. Собери в шкатулку все, что необходимо человеку с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем избежать конфликт или выйти достойно из конфликта. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с ё текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Пример. Правила работы с данным приемом:
- ствол дерева – тема,
- ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), - «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Мудрые совы»
Данный прием уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
-анализировать текст совместно с другими людьми;
-вести исследовательскую работу в группе;
-доступно передавать информацию другому человеку;
-самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
«Генераторы-критики»
Учитель ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача учителя – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
«До-После»
Прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
«Двойное кольцо Сократа»
Учащиеся делятся на две группы - круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существует запрет на разговоры - здесь можно только писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул. Руководитель и внешний круг фиксируют все варианты ответов.
Пример. примеры вопросов для обсуждения (история, обществознание): Почему на президентских выборах в РСФСР 12 июня 1991 года Ельцин победил кандидатов от коммунистической партии, какие взгляды он выражал в ходе предвыборной кампании? Какими полномочиями обладал первый президент России? Чьи интересы представлял? Победа Ельцина это начало “эры обновления, возрождения России” или начало “разрушения России в угоду империалистических сил”? Какая позиция вам ближе и почему? Каковы положительные итоги и каковы просчеты и ошибки по итогам первого года деятельности команды Ельцина?
«Волшебная палочка»
Данный прием заимствован из книги "Педагогика как режиссура детской заинтересованности. Курс Вячеслава Букатова"
Ручка, карандаш, линейка и т. д. передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий ученик называет фамилию исторического деятеля - имя (или страну, или даты жизни).
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
Упражнение фиксирует момент диалога: услышал - ответил. Причём никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из её особенностей, дает свой ответ.
Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

«Напиши шпаргалку»
Ученики за определенное время должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию и сделать выводы на небольшом листке бумаги. Задача: соблюдая все условия, "запротоколировать" текст, и воспроизвести его бегло, без ошибок.
«Представление к награждению»
Учащиеся, работающие в группе, должны представить представление к награждению исторического лица, защитника Отечества, деятеля культуры и науки. Представление должно содержать весомые аргументы, доказательства заслуг награждаемого лица перед Отечеством.
«Обмен знаниями»
Класс делится на группы, перед которыми учитель ставит равнозначные проблемы в рамках темы урока. Затем каждая группа самостоятельно изучает свой вопрос по источникам и готовит выступление перед классом. В итоге происходит обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят с результатами своей работы. Во время выступления представителей других групп учащиеся являются не пассивными слушателями, а выполняют разные варианты заданий, предварительно подготовленные учителем: заполнение таблиц; использование рабочего листа; «распаковка кластера» и др.
В ходе работы ученики осваивают такие умения, как извлечение и систематизация информации, анализ исторических процессов и явлений, публичная презентация, оценивание деятельности своих товарищей.
«Атака мыслей»
Решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга». Применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов.
«Адвокат»
Учитель от имени известного историка, писателя выступает в роли обвинителя того или иного исторического лица. Задача учащихся представить доказательства смягчающие обвинения, оправдывающие те или иные деяния. В качестве свидетельских показаний защита может использовать мнения других историков, приводя в пример, отрывки из тех или иных произведений, но при этом не забывают аргументировано выражать своё собственное мнение. Данный прием помогает развивать навык работы с историческими документами, давать оценку деятельности того или иного исторического персонажа, формулировать и отстаивать свою позицию.
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?».
«v» «+» « - » «?»
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Данный приём расширяет кругозор школьников, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.
« Бортовые журналы»
Обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Пример. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме? 2. Что я узнал нового из текста по данной теме? Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
«Лови ошибку»
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
ПОПС – формула
Этот приём разработал профессор права Дейвид Маккойд – Мэйсон из ЮАР. Он используется при обсуждении дискуссионных проблем, в которых нужно занять определённую позицию , представить своё мнение в четкой и сжатой форме.
Порядок проведения.
Объясните правила использования ПОПС – формулы.
П – позиция(в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (на чём основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - … например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - …поэтому…
Выступление может состоять из нескольких предложений и занимать 1-2 минуты.
Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
ЗУ Х
     
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой стадии урока. Особенно этот прием хорошо вписывается при применении технологии критического мышления. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются «тонкие» вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются «толстые» вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Прием “Три предложения”
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Цель: кратко, емко передать содержание текста. Другой вариант – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради.
Этот прием помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Фишбоун (рыбный скелет)
В тетради рисуется скелет рыбы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Синквейн
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выражать свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.
Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) (по Э. де Боно). Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что хорошего?», «Что плохого?», «Что в этом интересного?».

Послесловие
Использование интерактивных методов и приемов – это не самоцель.
Важен результат.
Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 

Приложение
«Мудрость в назидание»
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
***
«Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия» К.Д.Ушинский
***
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
И это станет моим навсегда.
Китайская пословица
***
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
***
Знание – не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде чем оно будет нашим; оно – результат большой работы и потому большой жертвы.
Г. Боколь ***
Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.
Д. Рескин ***
Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука…
Т.И. Гончарова
***
Два человека бесплодно трудились и без пользы старались: тот, кто копил богатство и не пользовался им, и тот, кто учился наукам и не применял их.
Саади

***
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон
***
Кто изучил науки, а к делу их не применял, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
Алишер Навои


Источники
Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории.- М.: Владос, 2003.
Короткова М. В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” М., 2013г.
Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996.
Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону, 2002.- С.104
Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2010г.
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер,2004.