Разработка урока. Молярный объем газов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов.

8 класс

Тема «Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях»

Цель: закрепление навыков решения задач по формулам и уравнениям химических реакций.
Задачи:
продолжить формирование понятия «моль»;
познакомить учащихся с законом Авогадро и областью его применения;
ввести понятия «молярный объем», «относительная плотность газов»;
развивать логическое мышление и умение применять полученные знания.

План урока
Мотивация учащихся;
Повторение необходимых терминов и понятий;
Изучение нового материала;
Закрепление (на каждом этапе изучения темы);
Рефлексия.

Ход урока
Перед вхождением в новую тему необходимо повторить основные ключевые термины, понятия и формулы:
Что такое «моль»?
Что такое «молярная масса»?
Что такое «число Авогадро»?
Как обозначается величина «количество вещества»?
Напишите формулы нахождения молярной массы вещества, числа Авогадро.

Два ученика решают задачи у доски:
1. Вычислите массу 3,5 моль воды. Определите число молекул, содержащихся в этом количестве вещества.
2. Какое количество вещества железа соответствует массе 112 г?

Учащиеся на местах также решают задачу: вычислите количество вещества кислорода, содержащееся в 3,2 г. Найдите число молекул в этом количестве вещества.
После непродолжительного времени (5 мин.) обсуждаем решение всех задач

Далее, совместно с учениками, рассуждаем о газообразных веществах. Уместно ли пользоваться массой газа при решении задач? Не будет ли удобнее использовать объем газов?
Объяснение закона Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул (одинаковое количество вещества).



(Школьники в тетрадях составляют опорный конспект. Выделяют величину 22,4 л – это объем, который занимает 1 моль любого газа при нормальных условиях).
Разбираем примеры расчетных задач:
1. Какое количество вещества азота составляет 11,2 л?
2. Какой объем займут 10 моль кислорода?
После этого учащимся предлагается самостоятельная работа по вариантам:

Задание
1-ый вариант
2-ой вариант
3-ый вариант
4-ый вариант

Определите количество вещества
5,6 л
водорода
67,2 л
кислорода
112 л
азота
56 л
хлора

Определите объем газа
2, моль
кислорода
3 моль
азота
3,5 моль
хлора
0,1 моль
водорода

Определите количество вещества
36 г
воды
28 г
меди
32 г
серы
92 г
натрия

Определить массу
5 моль
воды
4 моль
серы
3 моль
натрия
3,5 моль
меди


На следующем этапе урока рассматриваем применение величины молярного объема (22,4 л) при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций:
1. Какой объем кислорода необходим для взаимодействия с 6,4 г меди?
2. Какое количество алюминия подвергается окислению 13,44 л кислорода?
3. Какой объем кислорода потребуется на сжигание 4 л этана (С2Н6)?
На примере третьей задачи показываю учащимся решение ее с применением закона объемных отношений газов. Уточняю, что так решаются те задачи, где речь идет только о газообразных веществах. Делаю акцент учащихся на формуле и прошу обратить на нее внимание, запомнить.
13 QUOTE 1415 V1
·1
V2
·2
Рефлексия: (учащиеся подставляют необходимые обозначения)

Обозначение величины Формула молярного объема

МОЛЬ

Численное значение Vm Объем 0,9 моль метана (СН4)

В заключение урока подвожу итоги, оцениваю работу учащихся и напоминаю о том, что решение задач с применением относительной плотности газов будет отрабатываться на следующем уроке.
Затем следует информация о домашнем задании:

Д/З: § 28, § 29, з-ча 6, 10 стр. 73
15