Презентация по теме: Сущность, формы, методы экологического воспитания младшего школьника.
Сущность, формы, методы экологического воспитания младших школьниковПодготовила учитель начальных классов,студентка группы № 942-уСтепанова Елена Анатольевна
Актуальность проблемыПроблема «человек – общество – природа» завоевала сегодня первостепенное внимание в мировой науке. Загрязняется все: воздух, почва, вода.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий. Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.
style.rotation
На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:массовыегрупповыеиндивидуальныеработа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.
Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Экологическое образование и воспитаниеРусский языкЛитературное чтениеИзобразитель-ное искусствоТрудовое обучениеВнеклассная работаОкружающий мирМатематика
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа (ступени)
Первая ступеньнаблюдения; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; - наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды.
Основные методы и формы организации изучения - рассказ-беседа, сюжетная игра «Экологический светофор», ребусы, кроссворды, рисунки, творческие рассказы, стихотворения, экологические сказки, различный демонстрационный материал.Прилетайте птицы поскорее,Огласите звонким пеньем наш лесок, и, пожалуйста, прошу вас, помогите!От вредителей спасите наш дубок!
Вторая ступень- от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); - соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; - собственные открытия; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; - участие в созидательной деятельности взрослых.
Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу», «Секретный разговор», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , сбор гербария, тесты.
Третья ступень анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния; действенная забота о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Основные методы и формы - изготовление кормушек и скворечников, расчистка родника и его охрана, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, экскурсии не только в природу, но и на предприятия города, где ребята знакомятся с трудом людей и его влиянием на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательных воздействий промышленных отходов; проектная деятельность.
Работа с родителями по экологическому воспитанию Два направления: - педагог – родитель; - педагог – ребенок – родитель.
Вывод: Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися и родителями
Направления работы:ИсследовательскоеПознавательно-развлекательное ПознавательноеПрактическое
Познавательное направление работы дидактические игрывикториныбеседызаочные путешествия
Познавательное направление работы
Познавательно-развлекательное направление работыпраздники экологические игрыигры-путешествия
Познавательно-развлекательное направление работы
Практическое направление работыУборка пришкольной территории озеленение классаПодкормка птиц
Практическое направление работы
Исследовательское направлениеэкскурсиинаблюдения опыты
Исследовательское направление
Многообразна и интересна внеклассная экологическая работа с младшими школьниками. Для этого мы проводим увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, на промышленные предприятия, на выставки, в музеи. Это проведение экологических праздников таких как «День птиц»,«День реки». «День русского леса», «Всемирный день окружающей среды», «Праздник осени», проведение экологического КВН, «Счастливого случая»; просмотр видеофильмов на экологическую тематику; эколого-краеведческая работа.
В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.