Техники и приемы педагогической поддержки младшего школьника
Техники и приемы педагогической поддержки младшего школьника
Схема № 1.
«Способы выражения любви к ребенку»
диалог
автономность эмпатия визуальный
и физический
контакт
пристальное безусловное
внимание принятие
гармоничность душевного мира ребенка
Алгоритм создания субъективного переживания успеха
Снятие страха – «Ничего страшного…»
Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…"
Авансирование – «У тебя получится…»
Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
Усиление мотива – «Нам это нужно для…»
Педагогическое внушение – «Приступай же!»
Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя замечательно…»
Схема № 2.
«Характеристика поведения ребенка, направленного на привлечение внимания»
Активное поведение НВП
Пассивное поведение НВП
Реакция учителя
Ответы ученика на реакцию учителя
Происхождение (причины) поведения НПВ
Сильная сторона поведения НПВ
Принципы предотвращения поведения НПВ Приёмы: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.
Приемы: ученики демонстрируют поведение
“в-час-по-чайной-ложке”, т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.
Чувства: раздражение и возмущение.
Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Временно прекращают выходку.
Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя “пустым местом”.
Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.
Больше внимания уделять хорошему поведению.
Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
Схема № 3.
«Когда цель – привлечение внимания: меры экстренного педагогического воздействия».
Стратегии Техники
Мнимизация внимания
Разрешающее поведение
Делайте неожиданности!
Отвлеките ученика
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения
Пересаживайте учеников Игнорируйте демонстративное поведение.
Контакт глазами.
Становитесь рядом.
Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
Посылайте секретный знак.
Посылайте письменные замечания.
Используйте «Я-высказывание».
Сравните урок на основе воспитывающего поведения.
Доведите до предела демонстративную выходку.
Весь класс присоединяется к выходке.
«Разрешенная квота».
Выключите свет.
Издайте музыкальный звук.
Говорите громким голосом.
Измените голос.
Говорите со стеной (или с портретом).
Временно прекратите вести урок.
Задавайте прямые вопросы.
Измените деятельность.
Благодарите учеников.
Пишите имена примерных учеников на доске.
Меняйте учеников местами.
«Стул размышлений»
Эффективные установки в общении
Одобрение
СамоодобрениеЭмпатияПриемы аттрактивности (привлекательности в общении)
Имя
Улыбка
Комплимент
Выслушивание
Приемы этической защиты педагога
Мягкие формы
Вопрос на воспроизведение
Наивное удивление
Окультуренное повторение
Подстановка мотива
Доброжелательность
Жесткие формы
Оставить партнера наедине с собственным поступком – «Вероятно, вы плохо осознаете смысл того, что совершаете…»
Сопоставить его достоинства с совершаемыми им действиями – «Вы такой умный, и так поступаете…»
Великодушно простить партнера – «Если вам так хочется, если вы от этого будете счастливее, я, конечно,…»Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с педагогом и чувствовать свою коммуникативную компетентность
приемы Что говорит учитель? Что слышит ученик?
Принятие Ты хороший
Я хороший
Внимание Я вижу тебя Я что-то значу
Уважение Спасибо тебе за… Мои усилия замечены
Одобрение Я знаю о тебе что- замечательное Я – состоятелен
Теплые чувства Ты мне нравишься Кто-то заботится обо мне
Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
Формируйте веру в успех
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах
Делайте процесс обучения ощутимым
Отмечайте достижения