Таблица Образовательные технологии, используемые педагогом в практической профессиональной деятельности



п/п Название образовательной технологии (с указанием автора) Цель использования образовательной технологииОписание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности Результат использования образовательной технологии1. Игровые технологии Б. Н.Никитин, Л. А. Венгер,
А. П. Усова, В. Н. Аванесова.  Использование игровых технологий позволяет достичь следующих целей:
1. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество. 2. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях. 3. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели. 4. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения.  1.Предварительная подготовка: - отбор материала и обсуждение формы проведения игры;
- распределение ролей. 2. Определение места игры в уроке или во внеурочной деятельности.3) Проведение игры. 4) Обсуждение итогов игры. 
На уроках я применяю разнообразные игровые формы, обеспечивающие оптимальные условия для активной самостоятельной творческой работы, мышления и воображения учащихся. Используя классификацию игр в зависимости от дидактических целей игры, я подбираю различные упражнения для каждого этапа урока. Например, на этапе закрепления изученного можно использовать игру «Кто быстрее».
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников. Игра стимулирует учащихся к учебной деятельности, у учащихся формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к познавательной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. На уроке создается положительный морально-психологичес-кий климат, повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся, правила игры создают условия для формирования умений управлять своим поведением.
2. Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер) Создание проблемных ситуаций, а также активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, формирование способности самостоятельно усваивать любые понятия и действия. При работе с технологией проблемного обучения выделяют два этапа: - постановка учителем практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию; -учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения: побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, логику рассуждения); определяет теоретические и практические задания , например, исследовательские. Успехов при использовании проблемной технологии можно добиться в следующей последовательности: 1. Создание проблемной ситуации. 2. Анализ проблемной ситуации. 3. Постановка учебной проблемы. 4. Решение учебной проблемы: - составление плана решения, - выдвижение предположения и обоснование гипотезы, - доказательство гипотезы, - проверка решения проблемы, - повторение и анализ процесса решения, выводы. В работе используются разнообразные виды деятельности по разрешению проблемной ситуации: - проблемный фронтальный эксперимент; - проблемное решение задачи; - проблемные задания; - игровая проблемная ситуация.  Учащиеся на таких уроках самостоятельно добывают новые знания; у них вырабатываются навыки умственных операций и действий; развиваются внимание, творческое воображение; догадка; повышается самооценка учащегося, уверенность в собственных силах; повышается уровень активности на уроках и увеличение качества знаний.
3. Компьютерные (новые информационные) технологии 1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса.
4. Повышение эффективности ученического труда, стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам.
Подбор информационных продуктов: подбор и выбор электронных версий тем из существующего рынка медиапродуктов. Создание презентаций уроков, набор и распечатка текстов.
Реализация подобранных и созданных информационных продуктов через практику проведения медиауроков.
Использование многогранных возможностей образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской и научно-познавательной деятельности.
   Выполнение обучающимися творческих работ: компьютерные презентации, проекты. На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.
Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.
В результате использования компьютерных технологий время на уроке используется рационально; повышается качество знаний за счет наглядного представления материала;
Расширяются источники получения знаний; повышается эффективность к обучению и интерес к предмету.
4. Диалоговые технологии Развитие диалоговой культуры учащегося, предполагающего обогащение опыта творческого деятельности учащихся, коммуникативной компетентности, толерантных отношений как основы высококультурного 
воспитания школьников.
Технология организации и проведения дискуссии
Организационно-содержательный этап:
постановка проблемы;
осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний;
творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
Организационно-коммуникативный этап: (организация взаимодействия в группе (классе), подгруппах)
распределение ролей в группах-командах;
выполнение коллективной задачи;
согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
соблюдение специально принятых правил совместной поисковой деятельности и т.д.
Возможные виды дискуссий, применяемых на втором этапе: эволюционирующая, форум, заседание экспертной группы (панельная дискуссия), круглый стол, дебаты, симпозиум, судебное заседание, техника аквариума, межгрупповой диалог, дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия с элементами игрового имитационного моделирования, спор-диалог, конференция однородных групп, двухрядный круглый стол и др.
3. Результативный этап:
- переработанная информация,для убедительного изложения;
представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
Рефлексивный этап:
резюме сказанного по основной теме;
обзор представленных данных, фактических сведений;
суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов,
анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента. Целью диалоговой технологии является диалог как создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. 
5. Технологии уровневой дифференциа-ции Для личностно-ориентированного обучения детей с разными способностями в одном классе с целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ученика. Используя знание общих психологических особенностей детей данного класса/возраста учитель обеспечивает каждому ученику при обучении возможность понимания учебного материала. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.  Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например: 1 составление текстов диктантов 2)составление карточек-заданий по изучаемому материалу 3)составление обобщающих таблиц для работы на уроке 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр) 5) работа с дополнительной литературой 6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки 7)выполнение обязанностей консультанта по групповой работе 8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока). Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам. 
6. Групповые технологии Использование групповой технологии позволяет достичь следующих целей:
взаимное обогащение учащихся в группе;
-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
-распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия.
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение задания;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
е) подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть.
а) сообщение о результатах работы в группах;
б) анализ познавательной задачи, рефлексия;
в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Например, в 6 классе по литературе при изучении раздела «Поэзия природы» каждой группе даётся определённое стихотворение, которое нужно проанализировать: указать рифму, стихотворный размер, художественно-изобразительные средства, выразительно прочитать и т.д. через 15 минут представители от групп делают сообщения. Выступления могут быть поделены между участниками группы, исходя из желания учащихся или учителя. Может быть много разных вариантов.
Разновидности групповых технологий
1)Групповой опрос. Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика дополняют. Комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
2)Учебная встреча. Обычно проводится при повторении учебного материала как на уроке, так и во внеурочное время. Может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи назначает учитель или актив класса. Ведет встречу учитель следующим образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать дополнительные вопросы. Несколько учеников могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
3)Диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и , главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута- научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Правила ведения дискуссии.
Я критикую идеи, а не людей.
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Я побуждаю каждого участника к обсуждению.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
4)Нетрадиционные уроки.
К групповым технологиям относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на группы: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Использование групповой формы работы имеет свои преимущества:
а) Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а при работе в группе учащиеся выясняют друг у друга все, что им непонятно. Или все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
б) Учащиеся сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
в) У учеников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
г) Учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания.
д) Ученики общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.