Арттерапия — как средство коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников


Одним из средств развития уверенности в себе тревожных детей, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников является арттерапия. Введение самого термина связывают с именем Адриана Хилла (1938). Арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и метод, дополняющий другие техники с 30-х годов нашего века. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, отмечает А. А. Осипова.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение», подчеркивает А. А. Осипова .Арттерапия (терапия искусством) – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений, в частности, в эмоциональном и личностном развитии дошкольника. Само название появилось не так давно, где-то несколько десятилетий назад. А вот сама арттерапия известна с самых ранних этапов человеческой истории.
Основные достоинства этого метода для преодоления про¬блем общения тревожных детей показаны Т. А. Березиной. Ею предложен комплекс игр и упражнений для коррекции трудностей тревожных дошкольников с использованием элементов арттерапии, который может быть использован психологами и педагогами дошкольных учреждений
Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста, причины их возникновения, конкретные ситуации по их психокоррекции средствами арттерапии рассматривает Е. Е. Алексеева в книге «Психологические проблемы детей дошкольного возраста».
Технология работы по психологической коррекции страхов и в том числе страшных снов у детей дошкольного возраста, по мнению Е. Е. Алексеевой, представляет собой несколько этапов ролевого разыгрывания сказок и историй, сочиненных ребенком на тему своего страха и страшных снов.
Особенности психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников средствами арттерапии описывает и Г. А. Широкова.
Как отмечает Т. А. Березина, арттерапия – метод психологиче¬ской работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллекту¬альном, эмоциональном и личностном развитии человека. В коррекционных целях часто используют рисование и лепку, а также другие виды творческой деятельности, так как эти виды искусства являются безопасными способами снятия напряжения. По мере развития этого метода и его использо¬вания в психотерапевтической, психологической и психолого-педагогичес¬кой работе с детьми выделились та¬кие его направления, как изотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, сказкотерапия и другие. Все это позволяет рассматривать арттерапию как комплексный метод оказания помощи детям, имеющим поведенческие и эмоциональные трудности.
Изотерапия. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма, подчеркивает А. Л. Венгер.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов, отмечает В. С. Мухина.
Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как песок, краска или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что это способ исследования клиентом своего прошлого опыта с возможностью оставаться на безопасном расстоянии от реальной действительности. Характерные особенности игры: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами; отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к повой ситуации. Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с педагогом-психологом. Специалисты, работающие с проблемными детьми, заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе, подчеркивает М. А. Панфилова.
Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является психотерапевтическим (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии) аспектом воздействия. Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональном развитии, отмечает Р. Р. Лоскутова.
Выбор метода арттерапии определяется его несомненной значимостью для позитивного эмоционального развития тревожных детей и преодоления трудностей их взаимоотношений со сверстниками. Арттерапия имеет дело преимущественно с эмоциональной сферой ребенка. Она дает детям возможность не столько понять, сколько прожить, прочувствовать различные ситуации. Участие в арттерапевтических играх и упражнениях в большинстве случаев вызывает у детей яркие положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность.
Как показывают работы А. И. Копытина и Л. Д. Лебедевой, арттерапия является мощным средством сближения детей, позволяющим им лучше понять друг друга. Групповая арттерапия, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы, способствует повышению самооценки. Многие арттерапевтические упражнения используют невербальные средства общения. Это делает их ценными для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью для описания своих переживаний и особенно для нерешительных, застенчивых детей, отмечает Т. А. Березина.
Необходимо выделить такие особенности арттерапевтических приемов, как их воспроизводимость и относительная доступность для педагогов дошкольного учреждения. При грамотном консультационном сопровождении психолога воспитатели дошкольных учреждений могут активно использовать элементы арттерапии в педагогическом процессе детского сада. В этом случае приемы арттерапии могут стать средством не только преодоления, но и предупреждения трудностей поведения тревожных дошкольников и оптимизации их взаимоотношений со сверстниками.
Исходя из особенностей тревожных детей и проблем их взаимоотношений со сверстниками, можно выделить следующие направления коррекционной работы с ними: обучение тревожных дошкольников приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения; повышение значимости и уникальности каждого ребенка для сверстников, оптимизация самооценки тревожных детей, гармонизация их притязаний на признание; отработка навыков владения собой в проблемных для тревожного ребенка ситуациях. Эти игры и упражнения могут входить в комплекс коррекционных занятий для тревожных дошкольников (в каждое занятие включаются игры на решение всех трех групп задач) или проводиться с подгруппой детей в удобное время в ходе педагогического процесса в группе дошкольного учреждения.
Арттерапией должны заниматься все. Родители, педагоги-психологи, воспитатели. Но в наибольшей мере именно родители. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, делать это частью жизни ребенка, подчеркивает А. Л. Тертель.
Таким образом, в работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы.
Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе педагога-психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка.