Конспект внеурочного занятия на тему Крылатые выражения
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Название курса: «Удивительный мир слов»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.
Тема: «Крылатые выражения»
Цель: закрепление навыков нахождения и правильного употребления фразеологизмов.
Задачи: образовательная: углубление и расширение знаний учащихся о фразеологизмах.
развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление.
воспитательная: воспитывать любовь к языку, его красоте, многозначности.
УУД
Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности; подведение под понятие на основе распознавания объектов; выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация, карточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Притча.
- «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Действительно, в наших руках быть счастливым, успешным человеком.
- Объясните, что такое успех?
- Успех будет для вас желанным, если вы разберётесь в своих желаниях, правильно поставите цели и определитесь с маршрутом.
- И вот теперь, важно идти до конца, не останавливаясь и не сворачивая с пути! Успех не приходит к нам, это мы должны дойти до него!
Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается.
Но, если играть в бирюльки, откладывать дела в долгий ящик, строить воздушные замки, то в итоге останешься у разбитого корыта.
- Скажите, что было использовано в последнем предложении?
- Что такое фразеологизм?
- ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ - устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение.
- Для чего используют крылатые выражения?
- Как правильно их использовать?
- Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь?
- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях.
- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи.
Итак, в течение урока мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть.
Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой! Приветствуют учителя.
Рассуждают.
- Фразеологизмы.
Мнения детей.
Размышляют.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Викторина
1 задание
- Разделимся на две команды
- Найдите в баснях Ивана Андреевича Крылова фразеологизмы и объясните их значение.
1команда – «Кот и повар» Слайд 2
2 команда – «Ларчик» Слайды 3
2 задание
Слайд 4
«Найди соответствия» (раздаются карточки)
- обманывать (водить за нос…)- замолчать (прикусить язык…)- засыпать (клевать носом…)
- преувеличивать (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)
- бездельничать (бить баклуши, сидеть сложа руки) Проверка задания
3 задание
Слайд 5,6 «Замени выражение одним словом». По 5 выражений каждой команде (карточки)
1 команда
плясать под чужую дудку…действовать не по собственной воле, а по произволу другого
морочить голову…дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.
ломать голову…напряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему.зарубить на носу … запомнить
2 команда
душа в пятки ушла…испугался
точить лясы…болтать
опустить руки … отчаяться, разочароваться
Выйти из себя – сильно разозлиться, не сдержаться
Проверка задания
4 задание (1-2 мин.)
1 команда. Назовите фразеологизмы со словами "голова", "рука"
2 команда: Назовите фразеологизмы со словами "глаз", "нога"
5 задание
Закончите фразеологизмы. Слайд 7 (устно)
1 команда
Голоден как...
Хитер как...
Надут, как …
2 команда
Труслив, как…
Неповоротлив, как …
Нем, как …
6 задание
Закончите фразеологизмы. Слайд 8
1 команда
Смотрит как… на новые ворота
Играть первую …
Вставлять палки в …
2 команда
Выводить на чистую …
Остаться с …
Делать из мухи …
8 задание (устно)
- Что объединяет эти слова?
1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь.
2. Яблоня, Ньютон, раздор
3. Обед, дёготь, час
9 задание. Слайд 10
- Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.
( Заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
открыть (Африку, Америку, Австралию);
знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;
биться головой об (пол, стенку, дверь);
как мертвому (банки, припарки, горчичники). Выполняют задание.
Находят соответствия на карточках.
Заменяют выражения другими словами.
- Ломать голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, вбить в голову, с больной головы на здоровую, взять в голову.
- Рука руку моет, рука об руку, из первых рук, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рукой подать, золотые руки, не покладая рук, махнуть рукой, опустить руки, развязать руки, сложа руки.
- С глазу на глаз, куда глаза глядят, отводить глаза, хоть глаз выколи, в глаза не видеть, смотреть во все глаза, произошло на глазах.
- Взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь другая там, уносить ноги, падать в ноги, вверх ногами, ноги кормят.
- Волк.
- Лиса.
- Индюк.
- Заяц.
- Медведь.
- Рыба.
Выполняют задание устно.
- Вода. Седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода.
- Яблоко. Яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора.
- Ложка. Дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке.
- Кот.
- Медвежья.
- Америку.
- Кошка.
- Стенку.
- Припарки.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
10 задание
- Узнайте фразеологизм по картинке.
1 команда: слайд 11
2 команда: слайд 12
11 задание. Слайд 13.
- Найдите фразеологизмы в тексте.
Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тертый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет. Узнают фразеологизмы по картинке.
- Руки отвалились; куда там; тут как тут; нос к носу; калач тертый; на козе не подъедешь; за прекрасные глаза.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итогов.
- Итак, подведем итог нашего занятия.
- В чем заключается важность изучения фразеологизмов?
- Важно ли понимать, что крылатые выражения нужно использовать умело?
- Во время работы вы думали о том, чтобы выиграть, или о том, чтобы правильно ответить?
- Все участники молодцы! Я рада, что вы сегодня «работали засучив рукава», « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «не выходили из себя», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».
- В простоте слова – самая великая мудрость.
- Мы с вами поняли, что смысл жизни состоит просто в самой жизни, в том, чтобы что-то постигать и чему-то учиться.
Смысл жизни не имеет смысла,
Смысл прожитого - получать урок.
Ваш опыт – это путь по смыслу,
Он помогает осознать урок в кратчайший срок.
- «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Отвечают на вопросы.
Руководитель кружка: _______________
Руководитель практики: _______________
Отметка:______________