Конспект урока по теме:Международное положение и внешняя политика Советского государства в 20-е годы


«Международное положение и внешняя политика
Советского государства в 20-е годы» (9 класс)
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешней политики СССР в 20-е годы, выяснить причины международной изоляции, определить принципы, результаты внешнеполитических задач Советского государства в указанный период времени., выявить ее противоречивый характер;
развивающая: развитие навыков групповой работы, критического мышления, умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения; совершенствовать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, картой;
воспитательная: формирование чувства ответственности, патриотизма, твердой гражданской позиции в ходе определения позиции СССР на международной арене в 20—е годы и в современной России.
Задачи:
1.Формировать умения работы с новой информацией по теме, выделять главное, делать выводы.
2. На примере внешнеполитического деятельности Советской России совершенствовать понятие учащихся о тесном единстве внешней политики страны с ее внутриполитическими задачами
3. Совершенствовать понятие учащихся том, что внешняя политика отдельного государства не может быть изолирована от процессов, происходящих в мире
Формируемые ЗУН:
Познавательные:
1.находить в источниках достоверную информацию
2. владеть смысловым чтением
3. выделять главное
4. сравнивать
5.находить объекты на карте
6.составлять схему
Регулятивные:
1. определять  цель, проблему
2. планировать деятельность
3.работать по плану
4.коррекция
5.оценка
Коммуникативные:
1. излагать свое мнение
2.корректировать свое мнение
3. организовывать работу в группе
4.планирование сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные:
1. осознавать свои эмоции
2.мотивация учения
3. осознавать многообразие мира
4. вырабатывать толерантное отношение
5. уметь делать выбор
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая работа, урок-исследование.
Оборудование урока:
карта "Политическая карта мира накануне Второй мировой войны";
учебник История России под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Просвещение.2011;
сборники документов (отрывки из договоров, дипломатических соглашений РСФСР и СССР в 20-е гг.).
мультимедийные презентации «Презентация к уроку», «Генуэзская конференция», «Коммунистический интернационал».
мультимедийный проектор, аудио колонки, ПК.
Структура урока:
I этап.  Мотивация. Организация урока
II этап. Организация групповой работы
III этап. Групповая работа по изучению нового материала.
IV этап. Представление информации, составление схемы
V этап. Подведение итогов
VIэтап. Рефлексия
VII этап. Выставление оценок.
VIII этап. Домашнее задание.
Ход урока
1 этап. Мотивация.Организация урока.
Учитель:Здравствуйте ребята и наши гости. Присаживайтесь.
Ребята, для начала я бы хотела вам показать фотографии некоторых событий. Внимание на экран.
(Просмотр слайдов «Ситуация с Украиной и санкции против России»). Приложение 1.
Итак, что вы увидели?
Ответы детей: Майдан на Украине, антимайдан в Крыму, война в Донецке и Луганске, присоединение Крыма к России, сближение Украины с США, санкции против России…
Учитель: Как сегодня складываются отношения России с другими государствами? Приложение 2. Презентация к уроку
Ответы детей: Сзападными странами они стали напряженными, США и страны Европы ввели экономические санкции против России, с восточными странами устанавливаются партнерские отношения.
Учитель:Какая проблема нависла сегодня над нашей страной?
Ответы детей:Проблема обострения международных отношений России со странами Запада и США.
Учитель:История повторяется. Экономические санкции, введенные странами Запада в 2014-2015 гг. против России, не являются для нашей истории чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на СССР через применения различного рода экономических и политических санкций.
Учитель:Перенесемся в 20-е годы 20 века. В чем причины международной изоляции Советской России?
Ответы детей:Большевики одержали победу в гражданской войне. Образовалось новое государство СССР с новым социалистическим укладом.
Учитель:Нам предстоит выяснить, по какому принципу новое советское государство строит отношения с другими странами?Удалось ли РСФСР и СССР преодолеть международную изоляцию?
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего урока?
Ответы детей:Международное положение и внешняя политика советского гос-ва в 20-е годы.
2 этап. Организация групповой работы.
Учитель:В течение всего урока вам предстоит работать в группах. Язаранее поделила вас на 4 группы и выбрала капитанов.
1 группа – территории, ранее входившие в состав Российской империи.
2 группа – страны Западаизучает отношения с Западными странами.
3 группа –страны Востока.
4 группа – Коминтерн.
Вы должны будете выполнить свои задания. Задания включают в себя изучение документов, материал п. 20 учебника, работа со схемой и картой. В конце работы нужно представить свой ответ по вопросам.
Давайте вспомним с вами правила групповой работы:
капитан группы организует работу в команде
соблюдать регламент- 4 -5минут.
капитан группы отвечает на вопросы или назначает ответчика.
капитан команды оценивает работу всех участников
3 этап. Групповая работа по изучению нового материала.
1 группа. Территории, ранее входившие в состав Российской империи
Работа с отрывками из документов–мирный договор с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией, Польшей.
См. Памятку «Как работать с документами».п.20, раздел 1.(Приложение 3).
Вопросы группы(Приложение 4).
1.Используя учебник п.20 раздел «Преодоление дипломатической изоляции» и отрывки из документов, назовите с какими государствами, ранее входившими в состав Российской империи были заключены первые мирные договоры?
2. Запишите ответ впишите в схему под номером 1. (Приложение 5).
3. В конце работы представьте свой обобщенный ответ. Назовите общие положения, итог и значение.
4. Отметьте на карте государства, заключившие договор с РСФСР.
Ответы учеников:
Главные положения-Прекратились войны между республиками,гос-ва признали друг друга, удалось наладить торговые отношения с республиками.
Итоги и значение – Это были первые мирные договора с республиками, положили начало выхода из международной изоляции.
Записи в схеме - 1920-1921 гг. первые мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией, Польшей.
Работа с картой.Отмечают на карте страны, заключившие договоры с советской страной.
2 группа. Страны Запада
Вопросы:
Работа с п.20 раздел «Преодоление дипломатической изоляции», «Полоса признания», «Дипломатические конфликты» и документом «Рапалльский договор»
1.Используя учебник, назовите с какими Западными странами были заключены торговые и дипломатические соглашения? Запишите ответ в схему под номером 2.
2.Расскажите о самом значимом событии «Генуэзская конференция» (Приложение 6.Презентация учащегося).
3. Ответьте на вопросы к документу «Рапалльский договор».
4. Назовите, с какими еще странами удалось заключить международные отношения в 1924-1925 гг.
5. В разделе «Дипломатические конфликты с западными странами» найдите причины конфликтов?
6. Отметьте на карте государства, заключившие договор с СССР.
Ответы учеников:
Вмарте 1921 торговое соглашение с Великобританией, в мае 1921 торговое соглашение с Германией.К лету 1921 было заключено 11 торговых отношений (Норвегия, Дания, Италия, Австрия, Чехословакия)
В течение 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с 13 буржуазными странами, заключил ряд торговых договоров. В феврале 1924 г. установление дипломатических отношений с Великобританией; в течение 1924 года СССР установил дипломатические отношения Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Францией, Мексикой.
Были налажены торговые отношения. Фактическое признание Советской России Германией.Кроме того, это был первый договор, заключенный с великой капиталистической державой Англией. Советский Союз настоял на включении в договор пункта о неприменении враждебных действий друг против друга.Удалось преодолеть международную блокаду, выйти из политической и экономической изоляции.
Причины конфликтов:
Активная политика советского гос-ва на Востоке в Иране и Афганистане. 1823 ультиматум Керзона. Последовали убийства сов.дипломатов Воровского В.В. Войкова П.Л.
1927 г. СССР оказал финансовую и материальную помощь английским горнякам, объявившим в 1926 г. всеобщую забастовку.
Запись в схеме:
1921 г.- 11 торговых договоров со странами Европы
10 апр.-19 мая 1922г.-первое участие в Генуэзской конференции
16 апреля 1922 г.-Рапалльский договор с Германией
1924-1925-гг «полоса признаний» СССР – 13 соглашений с кап.странами.
Работа с картой.Отмечают на карте страны, заключившие договоры с советской страной
3 группа. Страны Востока.
Работа с п.20 раздел «Соглашения со странами Востока», отдельно отметить в разделе «Полоса признания» советско-японскую конвенцию.
Работа с документами «Московский договор с Персией», «Пекинский договор с Японией».
Вопросы:
1.Используя учебник, назовите, с какими восточными странами были заключены равноправные договоры? Запишите ответ в схему под номером 3.
2. Дайте краткую характеристику документам.
3.Работа с картой.Отметить на карте страны, заключившие договоры с советской страной
Ответы учеников:
1921 г. подписаны равноправные договоры с Ираном, Афганистаном,Турцией и Монголией.
С Китаем в мае 1924 г. были установлены равноправные дипломатические отношения. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры между царской Россией и другими странами, в которых ущемлялись права Китая. СССР обязывался вывести с территории Монголии свои войска. Китайско-Восточная железная дорога была передана под совместное управление советской и китайской администрации и предназначалась только для коммерческих перевозок. Был подписан первый равноправный договор с Ираном. В нем подтверждались миролюбивые, дружественные, демократические принципы сов.гос-ва.Вместе с тем этот договор явился важным фактором мира и безопасности на всем Среднем Востоке. Договора 1921 г. конкретно показал всем зависимым и угнетенным народам основные принципы международных отношений, которые несет с собой новое, социалистическое общество.
Запись в схеме:
1921 г. - равноправные договоры с Ираном, Афганистаном,Турцией и Монголией
1924 г- дипломатические отношения с Китаем.
1925 г.- Пекинский договор с Японией.
Работа с картой. Отмечают на карте страны, заключившие договоры с советской страной
4 группа. Коминтерн.
Вопросы:1. Используя учебник, п.20 раздел «Создание и деятельность Коминтерна» и отрывок из документа «Из доклада Н.И.Бухарина на IV конгрессе Коминтерна 18 ноября 1922 г.». расскажите о деятельности Коминтерна.
2. Представьте презентацию по данной теме (Приложение 7).
3.Как изменилась политика Коминтерна в конце 1926 г.?
4. Как можно назвать данное направление деятельности большевиков?
5. В схему под номером 4 напишите название международной коммунистической организации, укажите годы ее деятельности и гл.цель.
Ответы учеников:
Презентация ученика (опережающее задание) «Коммунистический интернационал»
В конце 1926 году Коминтерн решил отказаться от политики активного разжигания мировой революции, это связано с провальными попытками разжечь мировую революцию в Европе.
Данное направление будет называться идеологическим, т.к. главная цель Коминтерна связана с распространением идеи мировой революции.
Запись в схеме: Образование Коминтерна 1919 -1943гг. Курс на мировую революцию.
этап. Представление информации по группам, составление схемы.
этап. Подведение итогов.
Учитель: Давайте посмотрим на карту и вспомним вопросы к уроку:
По какому принципу новое советское государство строит отношения с другими странами?Удалось ли РСФСР и СССР преодолеть международную изоляцию?
Ответы учеников:Да, удалось.1921  — 1925 гг. Советский Союз заключил договора и соглашения со странами Запада и Востока.
Это удалось достичь мирным с помощью международных встреч, заключения дипломатический и экономических соглашений.
Учитель:Как можно назвать данное направление внешней политики?
Ответы учеников:Поиски путей выхода из международной изоляции.
Учитель:Закончим нашу схему. Давайте теперь впишем направления внешней политики
Направления внешней политики РСФСР и СССР
Прагматическое 2. Идеологическое
Поиски взаимовыгодного сотрудничества Распространение коммун.
режима в мире
Скажите, мы с вами сталкивались с подобными направлениями внешней политики?
Ответы учеников: нет.
Учитель: в 20 - е годы РСФСР и СССР проводили двойственную внешнюю политику. С одной стороны она направлена на защиту государственных интересов страны, поиски выгодного сотрудничества с другими странами для дальнейшего развития экономики.
С другой стороны – отражала курс партии большевиков на мировую революцию, а это война, насилие. Два абсолютно разных противоречивых направления внешней политики.
этап. Рефлексия.
Учитель:Ребята, давайте попробуем определить общие черты внешней политики СССР в 20 –е гг. и современной России.
Ученики выдвигают свои гипотезы.
Общие черты внешней политики СССР в 20-е годы и современной России?
1. И тогда и сегодня Россия отвергает применение военной силы как средство достижения политических, экономических и др. внешних целей.
2. Невраждебное отношение России к другим государствам.
3. Взаимовыгодность внешней политики.
4. Стремление к созданию прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного сотрудничества с определёнными странами.
5. Оказание финансовой и материальной помощи нуждающимся странам.
Сегодняшний урок, помог вам не только познакомиться с новой темой, но и понять, что изучение исторического опыта прошлых лет помогает решать проблемные вопросы сегодня.
7. Выставление оценок.Нам удалось хорошо поработать, капитаны команды оцените работы ваших команд. Оценку капитанам я поставлю самостоятельно.
этап. Домашнее задание.
п.20, ответить устно на вопросы, выучить даты важных событий урока.
По желанию составить синквейн по теме «Международное положение РСФСР и СССР в 20 е годы» или подготовить презентацию, историческое сочинение о Н.В.Чичерине и С.Лаврове
Всем спасибо. Урок закончен.
Интернет-ресурсы:
pawet.net›Роздумы›Документы внешней политики СССР