Конспект урока по истории на тему СССР накануне Великой Отечественной войны. (11 класс)
Тема: СССР накануне Великой Отечественной войны.
Цели урока:
охарактеризовать мероприятия советского руководства по подготовке СССР к войне;
раскрыть достижения и недостатки предвоенной подготовки СССР, отметив влияние социально-экономического строя и политического режима страны на этот процесс;
проанализировать процесс и методы расширения СССР накануне Великой Отечественной войны;
выявить последствия территориального расширения СССР для военно-стратегического положения страны накануне войны;
показать последствия вхождения народов присоединенных территорий с 1939 по 1940 годы к Советскому Союзу;
Развивать память, речь, логическое мышление;
Воспитывать интерес к истории, патриотические чувства.
Основные понятия: геополитические интересы, «линия Маннергейма», «зимняя» война.
Основные даты: июнь 1940 г. – Указ Президиума Верховного Совета СССР о
прикреплении рабочих и служащих к предприятиям.
1939 – 1940 гг. – советско-финляндская («зимняя») война, включение в
состав СССР Карелии.
1940 г. – включение в состав СССР Эстонии, Латвии, Литвы,
Бессарабии и Северной Буковины.
Персоналии: К.Г. Маннергейм, С.К. Тимошенко.
Оборудование: « История России и мир.» 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Понамарёв, В.А. Рогожкин М.: «Дрофа», тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, презентация “СССР накануне Великой Отечественной войны” в Microsoft PowerPoint .
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка д.з.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Назовите основные причины Второй мировой войны.
2. Сколько периодов выделяют историки в ходе Второй мировой войны?
3. Какое событие стало началом ВМВ?
4. Почему начальный период войны в Западной Европе получил название «Странной войны»?
5. Дать краткую характеристику военным действиям в Африке и на Балканах.
6. Каковы были итоги начального периода ВМВ?
3.Изучение нового материала.
Вопросы плана урока
Приемы, средства и содержание обучения
1. Подготовка СССР к войне.
а). Ошибки в подготовке страны к войне.
б). Меры советского руководства по переводу экономики и общества в режим военного времени.
в). Последствия массовых репрессий для обороноспособности СССР.
Работа с текстом учебника (§23). Беседа с учащимися с элементами повторения, углубления и обобщения учебного материала по характеристике и анализу мероприятий Советского правительства, связанные с подготовкой СССР к войне, достижений и недостатков этой подготовки. Работа с документами, статистическими материалами.
Вспомните, что стало ключевой характеристикой форсированной модернизации СССР в 30-е годы? Какие методы применяло руководство страны для увеличения производительности труда в промышленности накануне войны? Использовались ли Советским правительством другие методы стимулирования развития экономики?
Подумайте! В предвоенный период Советское правительство ввело 8-часовой (с весны 1941 г. – 11-12-часовой) рабочий день, трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции.
Чем вы объясните такие меры правительства? Как вы думаете, указанные мероприятия стали логическим продолжением внутренней политики политического режима в СССР или в основном связаны с внешними причинами? Аргументируйте свой ответ.
Подготовка по тексту учебника и обсуждение ответов учащихся на вопрос «Назовите те черты политического и экономического строя СССР, его внешней политики, которые создавали предпосылки для успешной подготовки к войне. (стр. 153-154)Какие факторы ослабляли военную мощь Советского Союза?»
Обратите внимание на данные таблиц и диаграмм отражающие соотношение сил Германии, ее союзников и Красной Армии на западной границе накануне войны. Сравните их с фактами, изложенными в учебник, и сделайте выводы о степени готовности СССР к надвигающейся войне.
Была ли готова Красная Армия к надвигающейся войне?
Какое соотношение сил на западной границе сложилось накануне 22 июня 1941 г.?
Имел ли Вермахт накануне вторжения количественное и качественное превосходства над РККА?
Внимание. С точки зрения военной науки, нападающая сторона должна иметь трехкратное превосходство над противником.
Подумайте! «Средств на развитие производства товаров народного потребления не хватало—рабочие и служащие вынуждены были затянуть пояса. Чтобы в корне пресечь недовольство, создается разветвленная карательно-осведомительная система: к началу войны количество заключенных в СССР составило 2.300 тыс. человек» (Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы. М., 1995). Советская власть не только закрепостила крестьян, но прикрепила рабочих и служащих к промышленным предприятиям по постановлению СНК от 26 июня 1940 г. “О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений”. Это уже тотальная система подневольного труда, ради военного производства.
Согласитесь ли вы с тем, что уже до Великой Отечественной войны СССР представлял единый военный лагерь? Аргументируйте свой ответ.
Соотношение немецких (и союзников) войск и РККА на западной границе
22 июня 1941 г.
Вермахт РККА
Дивизии 166 190
Личный состав 4.306.800* 3.289.851**
Орудия и минометы 42.601 59.787
Танки 3.582 15.687
Самолеты:
из них истребители 4.846
1067 10.743
3311
* В отличие от РККА в число войск Вермахта вошел весь личный состав всех родов войск, в том числе тыловые службы и резервы, а также войска их союзников.
** К 1 июля ряды РККА пополнили еще 5,8 миллиона человек, к концу 1941 года всего 7,2 миллиона человек
2. Советско-
финляндская война.
3. Дальнейшее территориальное
расширение СССР.
а). «Добровольное» вхождение в СССР
Эстонии, Латвии и Литвы.
б). Возвращение
Бессарабии.
в). Последствия территориального расширения СССР для военно-стратегического положения страны.
Работа с текстом учебника с элементами беседы, картой №10 «Начальный период Второй мировой войны», статистическим материалом, решение познавательных заданий.
Подумайте! На основании приведенных фактов определите главную цель начала военных действий СССР против Финляндии. Что послужило поводом к советско-финляндской войне?
Советское правительств официально сообщало, что путем радиоперехвата стало известно о создании в занятом «левыми силами» городе Териоки «народного правительства Финляндской Демократической Республики» (ФДР) во главе с одним из руководителей Исполкома Коминтерна О. Куусиненом. Заявление Москвы о том, что «1 декабря, в разных частях Финляндии народ восстал и провозгласил создание демократической республики» не соответствовало действительности. «Правительство Куусинена» было инициативой советской стороны. 2 декабря 1939 г. между ФДР и Советским Союзом был заключен договор о взаимопомощи и дружбе. Чуть ранее, в ноябре 1939 г., в СССР началось формирование «финляндской народной армии» и финского корпуса. Для укомплектования их были мобилизованы все финны и карелы в возрасте до 40 лет, служившие в войсках Ленинградского военного округа.
Используя приведенный текст, а также материал учебника, покажите на примере советско-финляндской войны переплетение идеологических доктрин и имперских интересов коммунистического руководства в условиях начавшейся Второй мировой войны.
Обратите внимание на плакат художника В. Корецкого «Если завтра война …» (стр. 156). Почему на плакате изображен не солдат Красной Армии, а рабочий? Почему Красное знамя на плакате без символов советского государства? Как вы думаете, в чем плакат призван убедить или призвать зрителя? Попробуйте продолжить фразу плаката.
«Если завтра война», то
все трудящиеся Советского государства встанут на защиту своего Отечества;
все трудящиеся будут защищать Советскую власть и первое в мире социалистическое государство;
вместе с советскими гражданами первое в мире пролетарское государство будут защищать рабочие всего мира.
Вы вправе выбрать более одного варианта ответа. Важно убедительно обосновать ваш выбор.
Согласились бы вы с утверждением, что советско-финляндская («зимняя») война для финнов стала Отечественной войной? Почему вы так считаете? Используя материал учебника, дайте оценку характера этой войны со стороны Советского Союза.
Выполнение проблемного задания №1 к параграфу (стр. 158 и анализ статистического материала «Соотношение войск, принимавших участие в боевых действиях» (стр. 155).Подготовка ответов учащимися на вопросы: «Какими методами осуществлялось территориальное расширение СССР в 1939-1940 гг.? С помощью карты определите, какие территории вошли в состав СССР в 1939-1940 гг.? Оцените присоединение этих территорий с военно-стратегической точки зрения».
Одним из вариантов рассмотрения вопросов 2-3 пунктов плана урока может быть организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, продолжение заполнения сравнительной хронологической таблицы «Основные этапы и события Второй мировой войны» (см. урок №27).
Работа с картой №10, статистическим материалом (стр.155) и составление учащимися развернутого плана ответа на вопрос «Территориальное расширение СССР в 1939-1940 гг.: методы и последствия» или подготовка выполнения задания №2 (стр. 158) и ответа на вопрос №3 к параграфу с последующим обсуждением результатов работы. Возможно заслушивание сообщений учащихся по рассматриваемой в пунктах 2-3 плана урока проблематике.
4.Закрепление
Вопросы стр.158.
5.Домашнее задание: Параграф 23, записи в тетради, вопросы стр.158