Урок истории на тему Международные отношения в конце XIX века(8 класс)

Урок истории в 8 классе. Учитель Бегун Г.И.

Тема урока Международные отношения в конце XIX - начале векаXX.

Цели и задачи урока: выявить противоречия между странами, проследить процесс создания блоковой системы, формировать умения работать с учебником, исторической картой, анализировать исторические факты и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практическая работа.
Оборудование: карта мира к концу XIX века, презентация, учебник Всеобщая история для 8 класса.
План урока.
Оргмомент.
2. Вступительная беседа. Постановка целей и задач.
Учитель. Мы завершили изучение истории развития ведущих стран мира в XIX веке, особенности процесса модернизации.
Какое общество утверждается в ходе модернизации?
В каких странах этот процесс проходил ускоренными темпами?
Развитие каких стран замедлилось?
Мы убедились, что усилилась неравномерность развития стран.
Отразилось ли это на внешней политике ведущих стран мира?
Учитель. К началу XX века противоречия в мире обострились до предела. Это привело к развязыванию страшной трагедии в мировой истории - первой мировой войне, которая унесла жизни более 10 миллионов людей, вовлекла 38 государств с населением 1,5 млн. человек.
Тема нашего урока
Международные отношения на рубеже веков.
Проблемный вопрос: можно ли было предотвратить назревание глобальной войны?
Какие задачи мы должны решить? Какими способами воспользуемся?
Актуализация опорных знаний.
Работа в группах (по рядам). Вспомним приоритеты внешней политики ведущих стран.
Цели внешней политики, идеология.
Повторение по тетради или учебнику.
Германия (с.175) – стремление к господству в Европе, к переделу сфер влияния в Африке, Азии на Балканах и Ближнем, дальнем и Среднем Востоке. Пангерманизм, шовинизм.
Великобритания (с.182) – сохранение и расширение колониальной империи. Крайний национализм.
Франция (с.194) – освоение старых колоний и захват новых, реванш за поражение с Германией.
Италия (с.199) – захват колоний в Африке, «мирное проникновение» в восточное Средиземноморье.
США (с. 229) – стремление к территориальным захватам. «Доктрина Монро» – Америка для американцев. «Доктрина открытых дверей» в Китае.
Япония (с. 247) – стремление к захватам в Китае и Корее.
Вывод. Возрос интерес к колониальным захватам.
Объясните, как использовались колонии в период индустриализации?
Изучение нового материала.
1).Завершение территориального раздела мира.
Презентация ученика.
Работа по методу фошбоун.
Голова: раздел мира. Рёбра: метрополии – колонии.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Работа в парах с картой на форзаце учебника: дополнение и вывод: можно ли было предотвратить назревание новых войн?
Хвост: следствие – неизбежность войн за передел мира (понятие - Империалистические войны – войны за передел мира).
2) Создание военных блоков.
Самостоятельная работа с учебником с.282 – 283. Составление кластера.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Первичное закрепление. Определите, какие противоречия были наиболее острыми.
Почему Великобритания отказалась от политики «блестящей изоляции»? Как разрешились противоречия Англии с Францией? России с Англией?
3) Начало распада Османской империи.
Рассказ учителя с элементами беседы. Ослабление Османской империи, усиление национально-освободительного движения народов обострили «Восточный вопрос» - о преобладании влияния на Ближнем Востоке и Балканах. Во второй половине XIX века 2 войны с участием России (Крымская 1853-1856гг., Русско - Турецкая 1877 - 1878гг.) привели к потере Турцией контроля над Сербией, Румынией и др. территориями. В начале XX века Балканы превратились в «пороховой погреб» Европы. Как вы понимаете это выражение? (постоянные конфликты – угроза войн).
Закрепление и рефлексия.
К каким выводам на основе изученного материала мы пришли. Можно ли было избежать мировой войны?
Тестовый контроль
Ключевые понятия:
Колониализм – политика захвата заморских территорий с целью их грабежа и экономической эксплуатации.
Милитаризация – подчинение экономической, политической и общественной жизни страны военным целям.
Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма.
Антисемитизм – одна из форм национальных и религиозных предрассудков, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Индустриализация – создание крупного машинного производства, в ходе которого происходит переход от аграрного общества к индустриальному.
Национально – освободительная война – война, направленная на достижение национальной независимости.
Метрополия – государство, владеющее колониями.
Империалистические войны – войны за передел поделённого мира.
Пангерманизм – реакционное учение, требовавшее установления мирового господства для германской расы и расширения территории империи за счёт славянских земель.
Реваншизм – стремление отплатить за поражение, взять верх над противником.
Какие затруднения выявились при работе на уроке?
Какие проблемы из обсуждаемых актуальны в наше время?

6. Оценивание работы учащихся на уроке.
7. Домашнее задание. №31 прочесть. Вопрос 7 письменно.