Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с ОВЗ
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
Республиканский дом-интернат для детей «Теремок».
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с ОВЗ
Выполнили:
Санзараева Оксана Сергеевна
Баженова Екатерина Прокопьевна
Абакан 2016
Пояснительная записка
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складывается жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
К показателям здоровья относят благополучие: физическое, душевное, духовное. Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности, следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая. Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и организаций детских учреждений.
Дети с задержкой психологического развития – одна из наиболее многочисленных категорий детей отклоняющихся в своем развитии разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Некоторые дети поступают к нам с определенными, уже сформированными нормами жизни. У таких детей отсутствуют зачастую навыки самообслуживания, культурно-гигиенические, у них нет представления о здоровом образе жизни.
В предлагаемом проекте раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья детей с ОВЗ с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, рационального питания, создания санитарно-гигиенических условий, условий для закаливания, оптимального двигательного режима и соблюдения личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.
В нашем проекте предложены различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, экспериментальная и предметно-практическая деятельность способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Вовлечение родителей через разнообразные формы и методы в организацию деятельности нашего учреждения.
Актуальность.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого образовательного учреждения.
Здоровье детей социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Исходя из вышесказанного, были сформулированы цель, задачи, предполагаемый результат проекта.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.
Задачи проекта:
Создание условий для социального благополучия ребенка в детском учреждении и семье;
Расширять и обобщать представления детей о своем здоровье;
Укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков;
При выстраивании педагогического процесса по формированию у детей основ о своем здоровье положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизма.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, к себе, своему здоровью, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний представления о здоровье.
Принцип интерактивности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей.
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей о здоровье;
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному проекту;
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах о здоровье и ЗОЖ.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Паспорт проекта
Название проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Тема проекта «Азбука здоровья»
Тип проекта Познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта 1 месяц - сентябрь
Цели проекта Создание условий для формирования осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни.
Задачи проекта При выстраивании педагогического процесса по формированию у детей основ о своем здоровье положены следующие принципы;
Расширять и обобщать представления детей о своем здоровье;
Укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков;
Создание условий для социального благополучия ребенка в детском учреждении и семье;
Проблемное поле проекта Для чего нам нужно сохранить здоровье?
Этапы проекта Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
подбор методической, научно- популярной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми ОВЗ;
II этап – основной:
разработка комплекса мероприятий;
разработка методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни воспитанников;
организация работы с родителями;
III этап – заключительный.
Итоги проекта для детей:
имеют представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;
повышение собственного индекса здоровья;
развитие коммуникативных способностей воспитанников;
для педагогов:
повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни детей;
создание содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в группе;
привлечение родителей для совместной работы;
реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
для родителей:
сформированная активная родительская позиция;
повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни;
установлено сотрудничество с родителями в вопросе укрепления здоровья
Проектная карта
Основные виды деятельности, детей организуемых педагогами. Месяц - сентябрь
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1.
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе
организации игровой деятельности по ЗОЖ. Тема: «Путешествие за витаминами»
Цель: создание социальной ситуации развития посредствам приобщения к здоровому образу жизни. Тема: «Органы чувств»
Цель: создание социальной ситуации развития для познавательной поисковой деятельности при ознакомлении с органами чувств.
Тема: «Как сберечь здоровье?»
Цель: создание условий для развития познавательной активности
посредством создания повествовательных рассказов.
2. Наблюдения
Наблюдение за насекомыми «Какой вред приносят мухи» Экскурсия в огород «Где растут витамины?» Наблюдение за изготовлением кислородного коктейля Наблюдение за лекарственными растениями (подорожник)
3. Рассказывание Беседа о болезнях грязных рук.
Цель: создание условий для формирования у детей представления о здоровом образе жизни. Беседа о значение витаминов «Таблетки растут на грядке».
Цель: создание условий для расширения представления детей о витаминах и их полезных свойствах. Беседа «Органы чувств»
Цель: создание условий для расширения представления детей об органах чувств. Беседа «Здоровая пища».
Цель: создание условий для закрепления представления о полезной еде для организма.
4. Чтение художественной литературы Чтение А. Барто «Девочка чумазая» С. Михалков «Прививка»
Чтение научно-популярной литературы (энциклопедия для детей «Почемучка») Чтение стихотворения С. Михалкова «Девочка, которая плохо кушала» Чтение стихотворения Орловой Н. «Зачем нужны глаза?» Чтение сказки «Простуда и Зарядка»
5. Экспериментирование «Как передаются микробы от человека к человеку»
Цель: создание условий для формирования у детей представления о гигиене. «Витамины на подоконнике»
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности «Витамины на подоконнике»
«Копилка запахов»
Цель: создание условий для формирования представления об органах слуха, зрения и обоняния. «Значение воздуха в жизнедеятельности организма человека»
Цель: создание условий для формирования о представлении загрязнении воздуха на здоровье человека
6. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые) Д/и «Искупаем куклу»
Д/и «Катя простудилась»
Цель: создание условий для закрепления знаний о предметах личной гигиены. С/р «Овощная база»
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредствам игры «Чудесный мешочек» С/р «Больница» ситуация: на приеме у окулиста
Д/и «Узнай на вкус»
Д/и «Угадай, что я загадал»
Цель: создание условий для формирования представления об органах слуха, зрения и обоняния через игры. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Цель: создание условий для формирования у детей представления о здоровом образе жизни.
7. Художественно-творческая деятельность
ИЗО Кляксография «Микробы» Рисование «Консервируем фрукты» Рисование «На лице есть пара глаз» Рисование «Мама, папа, я – спортивная семья»
Аппликация Аппликация «Бактерии здороваются» Аппликация «Витаминное дерево» Аппликация «Бабушкины очки» Аппликация «Ловкие, умелые»
Лепка Лепка из кинестического песка «микробы вирусы ужасные» Лепка «Витаминный салат» Лепка «Мы ждем гостей» Лепка «На зарядку, становись!»
Конструирование Конструирование из крупного строительного материала «Лаборатория» Конструирование из крупного строительного материала «Овощная база» Конструирование из бумаги «Маски» Конструирование из бросового материала «Мой дом – моя крепость»
Карта проекта
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»
Проблема:
-Откуда берутся микробы?
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе
организации игровой деятельности по ЗОЖ.
План действий:
-обсудить план проведения эксперимента
-нарисовать микроб и его распространителя муху
Результат решения проблемы:
Понимают первоначальные основы здорового образа жизни
Тема: «Путешествие за витаминами»
Проблема:
-Где найти витаминов?
Цель: создание социальной ситуации развития посредствам приобщения к здоровому образу жизни. План действий:
-выяснить, что необходимо для здоровья нашему организму?
-выяснить в каких продуктах живут витамины?
-обсудить план проведения эксперимента
- нарисовать «Витамины»
Результат решения проблемы:
-увидели как можно самим вырастить витамины на подоконнике (зеленый лук)
-сделали выставку рисунков «Витамины» Тема: «Органы чувств»
Проблема:
-Зачем глазам нужна гимнастика?
-В группе стоит резкий запах
Цель: создание социальной ситуации развития для познавательной поисковой деятельности при ознакомлении с органами чувств.
План действий:
-прочитать стихотворения Орловой Н. «Зачем нужны глаза?»
-рисуем глазами восьмерку
- обсудить план проведения эксперимента
-посмотрели познавательный мультфильм «Азбука здоровья», «Тетушка Сова»
Результат решения проблемы:
-узнали о роли жизни человека
-познакомились с особенностью работой носа
Тема: «Как сберечь здоровье?»
Проблема:
-как поддерживать свое здоровье?
-желание вести здоровый образ жизни
Цель: создание условий для развития познавательной активности
посредством создания повествовательных рассказов.
План действий:
-повторить и закрепить правила здоровья
- провести беседу «Здоровая пища».
-поиграть в Д/игру
«Оденем куклу на прогулку» ,С/р игру «Больница»
- прочитать сказку «Простуда и Зарядка»
-посмотреть презентацию « мы самые счастливые дети на свете»
Результат решения проблемы:
-имеют представление о полезных продуктах питания, о правилах здорового образа жизни
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утро:
Ситуация общения на тему «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны» почему перед едой должны мыть руки? Д/и «Искупаем куклу» Чтение А. Барто «Девочка чумазая» Прогулка:
Наблюдение за насекомыми «какой вред приносят мухи»
После сна:
Кляксография «Микробы»
Вечер:
Просмотр познавательных мультфильмов «Азбука здоровья»
Утро:
Рассказ воспитателя о значении витаминов. Отгадывание загадок об овощах и фруктов
Прогулка: Экскурсия в огород «Где растут витамины?»
После сна:
Конструирование из крупного строительного материала «Овощная база»
Вечер:
Лепка «Корзина витаминов»
Лепка из кинестического песка Утро:
Ситуация общения на тему
«Органы чувств» зачем глазам нужна гимнастика»
Д/и «Узнай на вкус»
С/р «Больница»
Прогулка:
Наблюдение за изготовлением кислородного коктейля
После сна:
Аппликация «Бабушкины очки»
Вечер:
Просмотр познавательных мультфильмов «Азбука здоровья», «Тетушка Сова» Утро:
Ситуация общения на тему «Как сберечь здоровье?» что делать, если человек заболел?
Чтение сказки «Простуда и Зарядка»
Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Прогулка:
Наблюдение за лекарственными растениями (подорожник)
После сна: Рисование «Мама, папа, я – спортивная семья» Вечер:
Конструирование из бросового материала «Мой дом – моя крепость»
Самостоятельная деятельность Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок «Во саду ли, в огороде»
Лепка из кинестического песка Просмотр познавательных мультфильмов «Азбука здоровья», «Тетушка Сова» Настольные спортивные игры.
Рассматривание альбома «Виды спорта»
Взаимодействие с родителями по реализации проекта Помощь в сборе иллюстраций, художественной литературы. Консультация «Витамины в рационе ребенка» Беседа «Лекарственные травы в лечении простудных заболеваний» Буклет «Здоровый образ жизни»
Папка-передвижка «Режим дня»
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие за витаминами»
Цель.Создание социальной ситуации развития посредствам приобщения к здоровому образу жизни.
Задачи:
Создать условия для ознакомления с основами здорового образа жизни (познавательное развитие);
Сбеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
Создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельностей:
общение ребенка со взрослым;
общение ребенка со сверстниками;
художественно - творческая деятельность.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Незаметно для детей в группе появляется коробка. Взрослый не обращает на коробку внимание. Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются ко взрослому с вопросами. Условия для проявления поисковой активности
Условия для развития самостоятельности и инициативы
В.: Откуда здесь мог появиться этот коробка? Предположения детей. Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Взрослый предлагает исследовать конверт.
Какой он по цвету, размеру?
проверить, какой он по весу? Ответы и обследовательские действия детей. Условия для развития исследовательских действий
В.: Как можно открыть? В коробке конверт. Предположения детей. Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
В.: На конверте написано, что его можно открыть только в том случае, когда каждый из детей поприветствует друг друга ласковым именем. Дети приветствуют друг друга Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
После того, как все проговорили, открываем конверт. В нём находятся фотографии с витаминами, овощами Взрослый предлагает рассмотреть фотографии и определить, что за фотографии, что на них изображено? В коробке находятся муляжи фруктов или настоящие и можно подкрепить фото.
Дети обсуждают. Условия для развития исследовательских действий.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Чтение стихотворения про витамин (приложение № _ ).
Посмотрите доктор Айболит прислал витамины. Как вы думаете, зачем? Предположения детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
В.: А вы знаете что витамины бывают не только в таблетках, сама природа дает нам витамины в виде полезных продуктов. Какие полезные продукты вы знаете? Ответы детей Условия для развития самостоятельности и инициативы
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
В.: Беседа о наличии витаминов в растительной и животной пище и их свойствах.
- Пища человека разнообразна, она бывает или растительного, или животного происхождения. К растительной относятся: овощи, фрукты, картофель, хлеб, крупы и др., к животной – мясо, масло, яйца, рыба и др. В продуктах питания есть вещества, которые помогают организму бороться с болезнями. Без этих веществ невозможен рост организма. Это витамины. Особенно их в овощах, фруктах, ягодах. Витамин А- витамин роста (морковь, помидор, щавель)
Витамин В – витамин бодрости (мясо, молоко, масло, яичный желток)
Витамин C – от простуды (цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина)
Витамин D – для косточек (солнце, рыбий жир) Дети обсуждают. Отвечают на вопросы. Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Взрослый предлагает немного отдохнуть и поиграть. (физминутка) Дети выполняют действия и оречевляют их. Условия для развития двигательной активности
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
На столе лежит заранее подготовлен материал для работы ( пластилин, застывающая масса, доска, стикер, салфетка) Взрослый предлагает слепить « Витаминный салат», какие овощи, фрукты можно положить в салат, и придумывают ему название.
Дети берут всё необходимое для работы Условия для развития самостоятельности и инициативы в продуктивной деятельности
Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
В.предлагает сделать выставку. Ответы детей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Завершение занятия В.: Что самое интересное оказалось для вас сегодня?
Откуда произошло название нашего города?
Ответы детей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Приложение № 1
Методическая копилка
«Где прячется здоровье?»Цель: Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.Задачи:Образовательные задачи:- закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.Развивающие:- развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья.- развитие стремления к самостоятельному поиску знаний .Воспитательные:- воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.Предварительная работа: познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные и двигательные упражнения, игра, исследовательские действия.Методы и приемы: беседы о правильном питании; знакомство с артикуляционными органами; воспитание навыков ухода за собственным телом; изготовление цветных льдинок; заучивание стихотворений; загадки о частях тела. Количество детей для занятия берётся нечетное.
Оборудование: мяч, модель солнца, набор иллюстраций – «Продукты питания», макет дерева. Стаканчик, ёмкость с водой, поднос, салфетка кусочки льда (прозрачные и цветные),стаканы с фруктовыми и овощными сокамиХод занятияВоспитатель:
- Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.Воспитатель предлагает детям встать в круг.Коммуникативная игра «Здравствуй!»Воспитатель:
- “Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми” - так говорил Порфирий Иванов – учитель здоровья в своей книге “Детка”. Кому бы вы хотели пожелать здоровья? (Ответы детей).Воспитатель:
- А как это сделать без слов, при помощи рук?Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)Дети встают в круг и поочерёдно припевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: «Здравствуй, Серёжа!» и т.д. (включается телевизор)Диктор TV: - Внимание! Внимание! В эфире экстренный выпуск программа « Здоровье».Срочное сообщение. Расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать? (в самого человека)». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.- Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? Я приглашаю вас принять в передаче «Здоровье» участие чтобы разобраться в этом вопросе. Открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила. ( Открываю лучик) - Каких людей вы считаете сильными? А твой папа сильный? А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.)Воспитатель:
- Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. Самые сильные мышцы у (…), посмотрите, ребята! Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки были сильными? - Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (вставайте в круг).Кто зарядкой занимается,Тот здоровья набирается!Дети выполняют комплекс ритмической гимнастики по показу воспитателя под весёлую мелодию. - Добавилось силы у вас после зарядки? Сразу видно, « силушка по жилушкам огнем бежит». Какие мышцы стали у тебя? - Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровье человека!Игра «Льдинка – Путешественница»Воспитатель предлагает детям попарно, по их желанию, взяться за руки. Пары подходят к столам, на которых лежат рукавички-муфты с вложенными в них заранее геометрическими формами. Каждая пара детей надевает одну рукавичку-муфту, и, не вынимая рук, обсуждают найденный предмет. Высказывается каждый ребёнок. Ребёнку, оставшемуся без пары, воспитатель предлагает свою муфту, в которую незаметно кладет льдинку.Ребенок описывает предмет, найденный в рукавице.Воспитатель:
- Ваши руки чуткие, умные. И вы прекрасно справились с заданием. Но это не последняя загадка, которую я для вас приготовила.Дети садятся полукругом на стулья и надевают повязки на глаза.Воспитатель:
- Сейчас с вами будет играть льдинка-путешественница. Назовите часть лица или тела, к которой она прикоснется. (воспитатель с помощью салфетки прикасается льдинкой к детям.)Ответы детей.Крепится человек – крепче камня.Ослабнет – слабее воды!Диктор TV:
- Чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. - Что там лежит? Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три невидимка из стаканчика беги» - опускайте стаканчики в воду. - Что за невидимка сидел в стаканчике? Воспитатель:
- Мы увидели воздух, который был в стаканчике. Этот фокус вы можете показать дома. Ребята, все мы знаем:Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.Давайте проверим, так ли это. Опыт.
Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос. - Что вы чувствуете? Почему не смогли долго находиться без воздуха? А ты что чувствовал? Воспитатель:
- Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.Воспитатель:
- Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения? Давайте вспомним, какие упражнения на дыхание мы знаем.Упражнения для развития дыхания1.Наклоны вперед и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох; 2.Темповые наклоны вперед – вдох при каждом наклоне.Воспитатель:
- Воздух богатый кислородом – чистый воздух! Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение.Диктор:
- Как же зовут второй лучик здоровья? (Открываю лучик)
Воспитатель:
- Чтобы быть здоровым нужен чистый свежий воздух. А вот после следующей игры вы сможете сказать как зовут ещё один лучик.Воспитатель:
- В магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.Игра «Садовники здоровья». - Ребята, я предлагаю вам стать садовниками и вырастить чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево). Почему на дереве выросла морковь? Чем полезно молоко? Какой витамин в свекле? Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов? Диктор TV:
- Вы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда. (Открываю лучик).Воспитатель:
- Следующий лучик нашего здоровья прячется под салфеткой. Пусть ваши руки помогут вам отгадать, что под салфеткой лежит? (На подносе кусочки льдинок). Возьмите льдинки и разотрите ими щечки.Смолоду закалишься, На весь век сгодишься.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых находятся комплекты для каждого ребёнка, состоящие из: 1 блюдца со льдом, 1-го с теплой водой.Пальчиковый массаж.Дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, проговаривая стихотворение:Мы научимся ледок.Между пальцами катать,Это в школе нам поможетБуквы ровные писать.Дети вытирают руки.Воспитатель:
- Что такое заливание? Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек? А вам нравится закаляться? Какие виды закаливания вы знаете?Закаливай себя, изнеженный лишь тлеет,Здоровый человек и старый не болеет.Воспитатель:
- У меня для вас сюрприз.
Дети подходят к воспитателю, который хочет угостить их цветными льдинками.Дети, познакомившись на занятии со свойствами льда, должны сделать вывод, что кушать лед вредно и опасно.Высказывание детей.Воспитатель:
- Давайте вместе решим, когда лед полезен, а когда вреден для здоровья человека.Игра “Лёд “.Воспитатель показывает схемы, а дети поднимают сигнальные карточки определённых цветов зависимости от того полезен лёд или вреден.Диктор TV:
- Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Открываю лучик) Воспитатель:
- А теперь внимательно посмотрите друг на друга, почему у (…) сверкают глаза? Почему у (…) добрая улыбка? Почему вы все весело улыбаетесь? Какое у вас настроение? Хорошее настроение.Диктор TV:
- Вот имя последнего лучика. (Открываю лучик). Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вы сможете беречь его? А что вы для этого будете делать?Воспитатель:
- Значит здоровье - оказывается спрятано и во мне, и в тебе в каждом из нас. Молодцы, я была уверена, что вы сможете найти место, где спрятано Здоровье!Диктор TV:
- Молодцы дети вы нашли бесценный дар - это здоровье! Спасибо что вы помогли разобраться нашей передаче в этом вопросе.Воспитатель:
- Дети посмотрите, что стало с нашими разноцветными льдинками. (Дети делают вывод: они растаяли и превратились в жидкость). Это не просто жидкость, это – сок. Угощайтесь! Он очень полезен для нашего здоровья!
Приложение № 2
«Органы чувств»
Цель: создание социальной ситуации развития для познавательной поисковой деятельности при ознакомлении с органами чувств- глаза.
1.Отгадайте загадку:
Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят.
2.Какое значение для человека имеют глаза? (Подними флажок, если я говорю правильно)
- С помощью глаз мы видим все вокруг
- С помощью глаз мы слушаем
- С помощью глаз мы разговариваем
- Глаза делают наше лицо красивым
3.Что из перечисленного мы узнаем с помощью глаз? (Подними флажок, если я говорю правильно)
- Цвет - Запах- Звуки- Темноту - Свет- Форму- Музыку- Движение- Вкус
4.Строение глаза
4. Гимнастика для глаз «Восьмерки».
Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки. Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.
Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути,А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,
Зажмурься крепко моментально. Давай, дружочек, не ленись!(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)Глаза открой-ка наконец.Закончилась восьмерка. Молодец!(Легко моргают).
5. Игра «Полезно-вредно».
Подними флажок, если я говорю правильно
Читать лежа
Смотреть на яркий свет
Оберегать глаза от ударов
Смотреть близко телевизор
Промывать по утрам глаза
Читать при хорошем освещении
Тереть глаза грязными руками
Смотреть телевизор более 1 часа в день
6. Выбери картинки, где дети поступают правильно:
Приложение № 3
Ребятишкам про глаза
Разберемся вместе, дети, Чтобы смело кораблиДля чего глаза на свете? По морям студеным шли – И зачем у всех у нас Нужно помнить каждый час, На лице есть пара глаз? Как важны глаза для нас!Для чего нужны глаза? Очень много неизвестного,Чтоб текла из них слеза? Очень много интересногоТы закрой глаза ладошкой, Разузнаешь ты из книг.Посиди совсем немножко: Вот представь себе на миг…Сразу сделалось темно, Ты прочтешь про всё на свете,Где кроватка, где окно? Как летают на ракете,Странно, и обидно – Сколько всех на небе звезд,Ничего вокруг не видно. Как устроен длинный мост,Женя хочет стать пилотом – Кто живет на дне морском,Править быстрым самолетом; Как построен каждый дом,Все моря на белом свете Как железо добывают,Переплыть мечтает Петя, Как микробов изучают,Будет Николай танкистом, Как Америку открыли,А Сергей парашютистом, Как на льдине люди жили…Станет снайпером Илья… Но чтоб книгу прочитать,Но для этого, друзья, Нужно зреньем обладать.Кроме знанья и уменья – Значит, каждому из насВсем необходимо зренье!.. Нужна пара зорких глаз!Чтоб отправился в полет Н.ОрловаРеактивный самолет,
Приложение № 4
СКАЗКИ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Простуда и зарядка»
Ребята, отгадайте загадку: « Её мы делаем по утрам, она бодрость и здоровье дарит нам» (ответы детей – зарядка). Правильно, а сейчас послушайте, я расскажу вам одну историю.
В одном небольшом городке жила – была Зарядка. Симпатичная, молодая, с волосами, собранными в задорные хвостики. Ранним утром она пружинящим шагом спешила к ребятам в детский сад. В руках у Зарядки – то яркий большой мяч, то спортивный обруч, то теннисные ракетки. Ребятишки с нетерпением ждали Зарядку, хорошенько проветривали комнату, включали бодрую, весёлую музыку. Каждое утро Зарядка занималась с малышами упражнениями: ходьбой, бегом, прыжками, игрой в мяч. В этом же городке жила вредная востроносая старушонка. Она вечно хлюпала покрасневшим носом, чихала, кашляла, вытирала слезящиеся глаза и норовила всех вокруг заразить. Звали эту старуху Простудой.
Однажды Простуда прочитала объявление в газете, что детскому саду требуется уборщица. Она повязала клетчатый платок, надела тёмно – синий застиранный халат и отправилась в детский сад наниматься на работу.
- Очень хорошо, что вы пришли! – обрадовалась заведующая детским садом, - нам как раз нужна уборщица, а заодно и дворник по совместительству. Вы согласились бы исполнять эти должности?
- Согласна. Согласна! – закивала головой Простуда и тут же громко чихнула. – Ап – чхи! Ап –чхи!
- Будьте здоровы! – вежливо пожелала ей заведующая. – Может быть, вы нездоровы?
- Нет, нет! – возразила Простуда. – Я совершенно здорова, это у меня аллергия на пыль. Больно уж у вас тут пыльно! Давно уборку никто не проводил.
На следующее утро она пришла в детский сад, взяла ведро, тряпку, швабру и сделала вид, что берётся за уборку. А сама принялась кашлять, громко сморкаться и чихать прямо на ребятишек. День чихала, два чихала, три чихала, а толку никакого! Никто из детей не заболел. Ведь ребятишки в этом саду закалёнными были, любили делать физические упражнения и зарядку.
Разозлилась востроносая старуха Простуда, а потом призадумалась. Думала она, думала и догадалась, что всё дело в Зарядке!
С утра пораньше вышла Простуда к воротам детского сада и давай пыль метлой поднимать. Мимо как раз Зарядка пробегала. Только она хотела войти в ворота, как Простуда ей преградила путь. – Пустите, бабушка, а то я опаздываю! – попросила Зарядка Простуду. – И – и – и, милая! Зря торопишься, деток – то в саду нет!
- Как – нет? А куда же они делись? – удивилась Зарядка.
- Их в другой сад перевели, а здесь ремонт намечается. Так – то ! – сказала Простуда и снова взялась за метлу.
- Что ж, жаль! – ответила Зарядка и повернула назад. Напрасно ждали её ребята. Зарядка к ним больше не приходила… А вредная Простуда между тем старалась вовсю: непрерывно чихала, кашляла и сморкалась в огромный грязный платок. Что же было дальше, спросите вы? А вот что.
Сначала заболела одна девочка, за ней другая, потом ещё один мальчик, и скоро вся группа слегла с температурой, насморком и кашлем.
Как вы думаете, почему заболели дети?
Верно! Всех заразила вредная старушонка Простуда. Только с одной девочкой Таней – Простуда не справилась! Та не кашляла, не чихала, а продолжала ходить в детский сад бодрая, как всегда.
- В чём тут дело? – недоумевала Простуда.
А как вы думаете, почему Таня не заболела?
А всё было очень просто! Таня утром обливалась холодной водой, а потом вместе с мамой и папой занималась физическими упражнениями. Вот Простуда и не смогла девочку свалить! Как - то Таня шла по улице и встретила Зарядку. Девочка поздоровалась с ней и спросила, почему Зарядка не ходит в детский сад. – Как? – удивилась Зарядка. – А разве ваш садик не переехал?
- Конечно нет! Никуда мы не переехали, а вот без тебя ребята заболели.
- Хорошо, что ты мне об этом сказала. Сейчас же пойдём в детский сад! – воскликнула Зарядка. Те ребята, что уже поправились, очень обрадовались, когда улыбающаяся Зарядка вошла в зал. Она сейчас же включила музыку, и занятие началось. Зловредной Простуде это очень не понравилось: она стала ещё сильнее чихать, кашлять и шмыгать носом. Наконец, это заметила заведующая. Она вызвала уборщицу в свой кабинет. – Уважаемая! – обратилась она к Простуде. – Вы сказали мне, что совершенно здоровы, а сами всех обкашливаете и обчихиваете, это не дело! Вы мне всех малышей перезаразили! Отправляйтесь – ка домой и лечитесь. Вызовите врача, возьмите больничный лист. Пока совсем не поправитесь, на работе лучше не появляйтесь. Это мой приказ! – строго добавила заведующая.
Простуде ничего не оставалось, как убраться восвояси.
А ребята снова стали заниматься по утрам с Зарядкой и совсем перестали болеть.
Приложение № 5
Как передаются микробы от человека к человеку»
Цель: создание социальной ситуации развитие в процессе организации игровой деятельности по ЗОЖ.
Оборудование: гель для тела с блестками (тени)
Проведение:
Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.
«Как микробы боятся мыла»
Цель: создание социальной ситуации развитие в процессе организации игровой деятельности по ЗОЖ.
Оборудование: гель для тела с блестками (тени), мыло
Проведение:
Дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.
Примечание: проводится сразу после опыта «Как передаются микробы от человека к человеку»
Приложение № 6
Загадки по валеологии
Что на свете всего дороже?
(здоровье)
Что без языка, а сказывается?
(Болезнь)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
Между двух светил
Посередине один
(Нос)
Наше тело покрывает,
От ненастья защищает.
(Кожа)
Две матери по пять сыновей имеют
(Руки)
Пятерки братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пяльцы)
Один говорит, двое смотрят, двое слушают.
( Язык, глаза, уши)
Кто все слышит,
Да ничего не скажет?
(Уши)
Что слаще меда и сильнее льва?
(Сон)
Приложение № 7
Из одноразовых тарелок и нарезанной бумаги можно сделать аппликацию «Яблоко». Для этого надо помазать одноразовую тарелку клеем ПВА, а затем приклеить цветные нарезанные бумажки. Можно предварительно их скомкать в маленькие легкие шарики, тогда аппликация получится еще более объемной. На край тарелки приклеиваем листики. Какое аппетитное яблочко!
Поделка из одноразовой тарелки «Яблоко»
Очаровательное украшение помещения можно сделать из обычных надувных шариков. Для этого вам понадобиться взять самые маленькие длинные и круглые шарики.
Надуваем их и прикрепляем к ним зеленые листочки.
Как сделать фрукты из шариков
Такие фрукты можно повесить на веревку или прикрепить к занавеске.
Фрукты из шариков