Сценарий классного часа Наш маршрут — здоровый образ жизни!
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 15
Классный час на тему:
"Наш маршрут – здоровый образ жизни!".
Подготовлен и проведен
Толмачевой Л.В.
учителем начальных классов
I квалификационной категории
п. Изыкан
2013 г.
Тема. "Наш маршрут – Здоровый образ жизни!".
Цели. Познакомить детей с лекарственными растениями, научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, одуванчик, цикорий и др.; учить ценить и беречь красоту природы; развивать речь, логическое мышление, память; воспитывать в детях наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы. Сформировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; повторить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы. закреплять ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья;
формировать у детей привычки здорового образа жизни;
воспитывать бережное отношение к здоровью, любви к спорту, силы воли.
Оборудование:
фонограммы: "гудок паровоза", песня «Закаляйся как сталь» ; открытки: лекарственные растения; названия «остановок», паровозик, карточки с режимными моментами, анкеты, фотография «моржа», дерево с зелеными и коричневыми листочками, материал для практической работы (упаковка от киндер-сюрприза, ленточка, магнитофон, презентация «Режим дня»
Ход занятия
Ведущий: Ребята, давайте определим тему классного часа.
Составьте из букв слово, оно подскажет вам, о чем пойдет речь на нашем занятии.
(Учащиеся из букв ДРОЬВЕЗО составляют слово «Здоровье» и определяют тему классного часа.)
- Верно, и девиз нашего занятия таков:
Здоровье своё бережём с малых лет.Оно нас избавит от болей и бед!
- А с что такое здоровье? Как вы считаете? (Ответы детей)
- Как нужно себя вести, чтобы остаться здоровым на долгие годы?
Мы с вами, изучая окружающий мир уже достаточно много узнали о своем организме и о том, как относиться к своему здоровью. Сегодня, отправляясь на этом чудесном поезде по маршруту «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» вам предстоит узнать еще много нового. И так, в дорогу!
( Гудок тепловоза)
- А вот и первая остановка.!
I. Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим!”
Как понимаете смысл этих слов? (Дети объясняют )
В класс входит Незнайка
Незнайка: Это второй класс?
Ведущий: А что случилось, Незнайка?
Незнайка:
Стало плохо мне сейчас!Предо мной всё закружилось,В голове всё помутилось.
Ведущий:
Так, нельзя его бросать,Надо доктора позвать.
(Дети хором зовут доктора Айболита. Входит доктор Айболит)
Айболит: Здравствуйте, ребята!
Что случилось? Что болит? Есть и йод и вата.
Незнайка:
Болит, доктор, в голове.Помогите, доктор, мне.Не хочу я даже сладость –Вот какая везде слабость
Айболит:
Сейчас осмотр проведу,Чем смогу – тем помогу.Ручки слабые, ножки тоже,Так-так-так, на что ж похоже?
Незнайка, а зарядку ты делаешь?
А питаешься ты всегда в одно время?
А вчера весь день чем занимался?
Незнайка:
Чем, чем? На диване весь день пролежал,Мультфильмы интересные смотрел.
Айболит: И даже на прогулку не ходил?
Незнайка: Нет, конечно! Ведь мультики интересные были.
Айболит: Ребята, а вы знаете, почему заболел Незнайка?
Чего он не соблюдает? (Режим дня)
Айболит:
У тебя болезней нет! Дам тебе такой совет:Соблюдая режим дня, здоровым будешь ты всегда!
- А вы, ребята, соблюдаете режим дня?
1 ученик:
Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим.Утром делаем зарядку, вовремя всегда едим,Днём играем, ночью спим.После школы по часам делаем уроки,Отдыхаем и играем, вовремя, всё в сроки.
2 ученик:
Маме дома помогаем.Свой режим мы соблюдаем.В десять вечера, устав,Спокойной ночи пожелав,Отправляемся мы спать – до утра нам отдыхать.Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим.
- Давайте научим Незнайку жить правильно, соблюдая режим дня.
- Я даю нашему гостю карточки с названием режимных моментов, а он должен расположить их по порядку. Вы будете ему помогать.
Зарядка
Одеться
Ужин
Завтрак
Подъем
Свободное время
Школа
Обед
Прогулка
Уроки
Сон
Умывание
Застелить постель
Полдник
Незнайка: Ой, я так волнуюсь! Сначала сон? А что первое?
(Дети помогают Незнайке, на доске появляется запись:
Режим дня.
Подъем
Умывание.
Зарядка и т.д. )
Ведущий: Запомните, что надо ложиться и вставать всегда в одно и то же время.
Иначе ваш ночной отдых будет неполноценным и как следствие – отсутствие бодрости, быстрая утомляемость на уроках, плохая учеба.
Отправляемся дальше по нашему маршруту. Следующая остановка
II. «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
( Звучит песня «Закаляйся как сталь!»)
Ведущий:
- Ребята, а что вы знаете о закаливании? (Ответы детей)
- Для чего необходимо закаливание? (Ответы детей)
1. А с чего надо начинать закаливание? Выберите правильный ответ:
А) посоветуетесь с врачом и с родителями
Б) начнете обливание холодной водой всего тела
В) будете купаться в реке, пока не замерзнете
2. В какое время года лучше всего начинать закаливание?
А) зимой б) летом в) в любое время года
- Но с чего же следует закаливать свой организм?
- Расставьте последовательность процедур закаливания, используя цифры.
Умывание холодной водой лица.(1)
Купание в водоеме.(5)
Растирание до пояса варежкой с холодной водой.(2)
Контрастный душ. (3)
Обливание тела водой.(4)
- Кто такие «моржи»? Можно ли без подготовки купаться зимой в водоеме? («Моржами называют людей, купающихся зимой в проруби. Для того, чтобы стать «Моржом», нужно подготовку к купанию в мороз начинать еще летом, под руководством грамотного специалиста)
(Показать фотографию «Моржа»)
- Ребята, а поднимите-ка руки те, кто из вас часто болеет. Все знают, что занятие это малоприятное, довольно утомительное и скучное. А что необходимо предпринять для скорейшего выздоровления? (Ответы детей)
- А чем обычно мы все лечимся? Кому нравиться пить горькие лекарства? (Ответы детей)
А кто из вас знает, чем можно заменить неприятные микстуры и горькие таблетки?
(Ответы детей)
III. Во саду ли в огороде
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит надо подлечиться,
Значит путь - на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад.
- Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужны таблетки, аптекой для него станет огород, сад, лес. Ведь с помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще и питание, потому что «мы – это то, что мы едим» так говорится в поговорке.
Недостаток в пище витаминов, минеральных веществ восполнить могут только фрукты и овощи. Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше.
Викторина. (Можно провести заранее)
Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
А) всегда – 5 б.
Б) иногда – 2 б
В) никогда 0 б.
2. Сколько раз в день вы едите?
А) 4-6 раз -5 б.
Б) 3 раза 3 б.
В) 2 раза 0 б.
Г) сколько захочу 0 б.
3. Употребляете ли вы в пищу фрукты?
А) ежедневно – 5 б.
Б) 2 раза в неделю – 3 б.
В) очень редко – 1 б.
Г) никогда 0 б.
4. Когда и что вы едите на ночь?
А) мясо, колбасу в 9 часов – 1б.
Б) кашу в 9 ч – 2 б.
В) стакан кефира или молока в 9 ч – 5б.
Г) ем, когда захочу и что захочу до 11 ч- 0 б.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
А) иногда в супе -1 б.
Б) никогда – 0 б.
В) ежедневно - 5 б
Г) иногда – 2 б.
Подсчитывается количество правильных ответов.
- Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
- Если вы набрали 9 – 12 баллов, это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда придется и что придется. Но у вас дома кто-то другой об этом заботится, так что вы достаточно правильно питаетесь.
- если вы набрали меньше 9 баллов, то вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
- Чем же так полезны овощи и фрукты?
В них есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами.
Витамины оказывают полезное влияние на наше здоровье.
Витамин А очень полезен для зрения.
3. Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет
Витамин В способствует хорошей работе сердца.
4. Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простудам. Если все же простудился, с помощью витамина С можно быстрее поправиться.
5. От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
6. Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинарии и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавленье.
Смородины плоды –
Леченье с наслажденьем
7. Виноград и вишня лечат все сосуды,
Абрикос – от сердца, груша – от простуды.
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
8. А я толстый помидор,
Витаминов полный!
Ешьте дети помидоры,
Пейте сок томатный!
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
9. Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке,
Ешьте дети, огурцы,
Будет всё в порядке.
10. Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки – деликатес,
Диетическое блюдо-
От болезней всех!
Ну и чудо, тыква!
11. Овощ этот очень крут!
Лук убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.
Ведущий: Сок лука с сахаром и маслом от насморка, сок лука с медом – от кашля.
Не случайно раньше в домах по стенам развешивали связки лука и чеснока. Их фитонциды (запах) убивали болезнетворные бактерии.
Практическая работа по изготовлению оберега от вирусов. (Упаковка от киндер-сюрприза, ленточка, зубок чеснока)
12. Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут.
Ведущий: Мы прибываем с вами на конечную остановку.
IV. Зеленая аптека.
Лес, поля - здоровья царство:
Здесь кругом, растут лекарства.
Почка, стебель, лист и ветка -
Это лучшая таблетка.
Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать.
Но с травами будь осторожен,
Во всем ведь надо меру знать!
Итак, сегодня вас научим,
Что и как можно лечить.
Постарайтесь всё запомнить,
Чтоб все болезни победить.
Ведущий: В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях.
13. Много трав растет полезныхНа земле страны родной.Могут справиться с болезньюМята, пижма, зверобой.14. От усталости и хвориПомогает нам цикорий.Если кто-то захандрит,Чай с цикорием взбодрит.Стебель, лист, цветы и кореньДаром дарит нам цикорий,Дарит, словно шубу с плеч.И поэтому, ребята,Надо нам его беречь.Без потребности не резать,Не топтать, не рвать, не жечь.
15. Я ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда, если у тебя,
То завари ромашку в кружке.
(Я через час уже готова)
Рекомендуй меня подружке -
И обе будет здоровы.
Учитель обращает внимание детей на то, как отличить лекарственную ромашку от ложной.- Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, при ангине используется календула. (Показывает образец.)
- От болезни желудка какое растение поможет излечиться?Вам поможет тысячелистник. (Показывает образец.)
16. Каждый лист разбит на дольки.Подсчитай-ка, долек сколько?Тут легко со счета сбиться.У кого желанье естьДольки снова перечесть?- Препараты из этого растения применяются при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних и наружных кровотечений.
При желудочных заболеваниях, головной боли применяют чай из кипрея. (Показывает образец.)
17. Когда на просеке в июльский знойПроходишь ты меж кочками и пнями,Кипрея лепестки перед тобойМелькают, словно розовое пламя.Когда в лесу наткнешься невзначайНа море лепестков в цветочной пыли,Ты скажешь: "А ведь это иван-чай,Его когда-то наши предки пили".18. Путника друг подорожник,Скромный невзрачный листок. Ты на порезанный палецВлажной заплаткою лег.Многим из нас невдомек,Что отыскалось лекарствоТут же на тропке у ног.Говорят о нем в народеДобрые слова.Всем поможет подорожник –Скромная трава.Если ты порезал рукуИли ногу сбил,Он тебе залечит раныИ прибавит сил.
- Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.- А как вы думаете, почему так назвали это лекарственное растение? (Ответы детей.)
19. А я крапива - лучше остальных, заменяю семерых
Докторов, врачей и прочих, голову всем не морочу.
Витаминов А и С во мне больше, чем в яйце.
Много витамина К и полезного белка.
Так что, как наступит лето, собирай меня везде ты,
Высуши, сложи в коробку - зимой используй заготовку.
20. Я - мать-и-мачеха:
И если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня,
Отвар лечебный процеди,
Выпей и в кровать иди.
21. Приоткрыли тайну мы,
Как здоровым в жизни быть-
Кушать что и чем лечиться
И по жизни не грустить.
22. Посмотри вокруг: как мило
В небе солнышко поплыло,
Из земли растет цветок,
Слышен птичий голосок.
Утром ты, глаза открыв,
Поприветствуй этот мир,
Пожелай себе удачи-
О плохом и так судачат!
Учитель:
Мы желаем вам ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться:
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
Надо спортом заниматься,
И привычку завести
Умываться, не бояться
И здоровыми расти.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И конечно закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
V. Рефлексия: А теперь, ребята, оценим нашу совместную работу. Перед вами «дерево здоровья», у вас на партах зеленые и коричневые листочки. Прикрепите к «дереву здоровья» один из двух листьев. Зеленый – если вам было интересно, информация была полезной для вас. Коричневый же – если классный час вам не понравился.