Семинар Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности образования»


Семинар
Автор: Егорова Ольга Вадимовна «Речевой центр»
Тема: Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности образования»
Цель: Актуализировать значимость ИКТ в образовательном процессе на этапе освоения ФГОС НОО у детей с ОВЗ
Задачи:
создать условия для самореализации и профессионального роста учителей;
обменяться опытом применения ИКТ на уроках в начальной школе;
разработать технологию подготовки и применения мультимедийного урока, определить критерии его результативности;
накопить и систематизировать лучшие разработки уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе с использованием ИКТ.
Состав участников: учителя начальных классов, воспитатели ОУ
№ Наименование этапа Содержание Время Вид деятельности
1 Организационный Представление педагога и темы семинара 2 мин 2 Активизация внимания участников Игра «Запомни картинку с именем» 6 мин Игра
3 Теоретический Актуальность использования ИКТ в образовании
Анкетирование участников для выявления уровня знаний и умений в использовании ИКТ
Подведение итогов анкетирования
Обсуждение основных проблем в применении ИКТ
7 мин
3 мин
10 мин
Лекция
Анкетирование
Круглый стол
4 Психологическая разгрузка, сплочение коллектива Упражнение «Я узнаю тебя, я познаю себя» 8 мин Игра
5 Практический Участники делятся на 2 группы.
1 группа: создание конструкта урока с использованием ИКТ
2 группа:: создание внеурочного мероприятия с использованием ИКТ
Обязателен подбор из интернет ресурсов информации для проведения различных этапов урока ( физкультминутки, психологические разгрузки, упражнения на память и внимание, речевые пятиминутки и т.д.) 30 мин Практика
6 Представление результатов Представление участниками семинара своих конструктов, разработанных в группе 40 мин Наглядное представление результата
7 Подведение итогов Обсуждение вопросов, задач, проблем, обмен опытом и т.д.
10 мин Круглый стол
8 Упражнение на снятие напряжения , сплочение «Фонарик»
«Аплодисменты» 5 мин Игра
Приложение
Особенности использования возможностей ИКТ для младших школьников с ТНР.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является активное использование средств информационно - коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Это требует от учителя быть квалифицированным пользователем ИКТ.
Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках продолжительность непрерывных занятий с интерактивной доской для учащихся I-IV классов не превышает 15 минут, после работы с интерактивной доской провожу комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Для большей привлекательности использую игровую деятельность, ведь для ребёнка младшего школьного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребёнка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование анимированных физминуток, помогает переключить внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здорового образа жизни. Использование мультимедийных презентаций также предотвращают утомление детей, поддерживают у детей с ТНР познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям.
Для детей с ТНР необходима визуализация материала для лучшего усвоения материала. На уроках окружающего мира не возможно обойтись без наглядности, здесь на помощь приходить компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами жизнь животных и растений, отправиться в увлекательные путешествия.
Презентации использую и во внеурочной деятельности при проведении праздников, ПМП-консилиумов, родительских собраний, лекториев для родителей.
«Запомни картинку с именем»
На интерактивной доске горит 10 пустых квадратов. Преподаватель выборочно спрашивает имена 10 участников. Вносит имена в эти квадраты. Все внимательно смотрят и пытаются запомнить. После экран выключается. С экрана убирается одно имя. Задача участников вспомнить, что это за имя. В ходе игры развивается память, внимание, происходит частичное знакомство участников.
Фонарик
Посадите участников в круг. Дайте фонарик одному из участников. Включите музыку. Фонарик передается по часовой стрелке. Не глядя на группу, остановите музыку через несколько секунд. Участник, у которого в руках фонарик, рассказывает, что ему понравилось в семинаре, что нет, что запомнилось, что будет или нет применять в своей работе. После включите музыку снова. Игра повторяется.
Аплодисменты.
Инструкция: «Сегодняшний день подходит к концу, мы многое успели сделать, каждый смог себя проявить. Сейчас мы дадим друг другу обратную связь не совсем обычным образом – аплодисментами. Встаньте в круг. Выберите человека, который в сегодняшнем дне для вас открыл что-то новое, каким-либо образом проявил себя и это важно именно для вас. Тот, кто начинает первым, подходит к выбранному им человеку и аплодирует ему. Затем они вместе идут к тому, кого выбрал второй участник, и аплодируют ему, затем, эти трое идут и аплодируют тому, кого выбрал третий, и т.д. В итоге , вся группа аплодирует одному участнику. Кто хочет начать?»