Использование технологии Web-квест для дистанционной формы обучения
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Кузнецова Любовь Авенировна
Китовская муниципальная средняя общеобразовательная школа
Использование
технологии "
Web
-
квест" для дистанционной формы обучения
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях,
предполагает
формирование новых моделей учебной деятельнос
ти, использующих
информационные и телекоммуникационные средства
обучения.
В новой ситуации не только
содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации
обучающихся
на образовани
е. Использование современных информационных технологий не
только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его
привлекательности в глазах учащихся.
Одновременно новые технологии позволяют
развивать сетевые формы организации образов
ания, а также образовательные среды.
Националь
ная образовательная инициатива
©Наша Н
овая школаª декларирует,
что
©изучать в школах необходимо
… способы и технологии, которые пригодятся в будущемª.
Учащиеся должны научиться ©изобретать, понимать и осваива
ть новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг
другу, формулировать интересы и осознава
ть возможностиª.
Этот процесс
должен
поддерживаться ©распространением электронных образовательных ресурсов,
развитием
дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети
Интернет
".
Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм
развития способностей человека. А формирование любой компетентности происходит чере
з
практическую дея
тельность, о
рганизовать
которую позволяет использование современных
информационны
х технологий, в частности, сервисов
Интернет.
Зачастую работа школьника
в сети Интернет сводится к "поглощению" информации из различных источников
-
от
копир
ования рефератов
, текстов до копирования идей, что
не становится реальной базой для
развития компетентности личности. Конечно,
поиск информации в сети, ее оценка и отбор
-
необходимые навыки информационной деятельности современного человека, но и этому
следует обучать.
Формирование
таких
навыков
задача используемых технологий обучения.
Одна из них
технология
Web
-
квестов.
Об
ратимся к словарю. Что такое "квест
"?
Это приключенческая игра (от
англ.
quest
-
поиски
)
-
один из основных
жанров компьютерных игр, требующих от игрока
решения
умственных задач
для продвижения по сюжету.
При этом сюжет иг
ры может быть
предопределённым ил
и же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий
игрока.
Образовательный
Web
-
квест
-
это проблемное задание c элементами ролевой игры
,
для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Это своего
рода
исследовательски
й проект
,
охватывающий
отдельную проблему,
отдельный учебный
предмет или межпредметный,
разработанный
для максимальной интеграции Интернета в
различные учебные предметы
.
Web
-
квесты могут быть краткосрочными
(в рамках 1
-
3
уроков)
и долгосрочными
(на протяжении изучения раздела, темы)
.
Краткосрочный web
-
квест
помогает обучающимся приобрести новые знания и интегрировать их в свою систему
знаний.
Долгосрочный web
-
квест направлен
на расширение и уточнение понятий
с
анализ
ом
полученных знаний.
Пробле
мное задание
web
-
квеста
формулируется
на сайте
,
размещенном в локальной
сети или
в Интернете (в упрощенном варианте это может быть и интерактивная
презентация).
С ним
работают учащиеся, выпол
няя ту или иную учебную задачу
на разных
уровнях обучения.
Web
-
к
вест
это продукт совместной деятельности учителя и
обучающихся
.
Роль педагога
-
организовать грамотную работу учащихся в Интернете,
сформировать ключевые компетентности учащихся. Результатом работы с
Web
-
квестом
является публикация мини
-
проектов учащихся
в виде
Web
-
страниц и
Web
-
сайтов (локально
или в Интернет).
W
eb
-
квест
имеет определенную структуру, с которой должен быть знаком каждый
участник работы:
1.
вступление
с описанием сценария квеста и предварительным планом работы;
2.
формулировка
задан
ия (постановка проблемы) с
четко определен
ными
результат
ами
самостоятельной работы
;
3.
с
писок информационных ресурсов, необходимых для
выполнения задания;
4.
распределение ролей
-
список ролей,
от лица которых
можно выполнить задания;
5.
о
писание
плана
работы
(этапов)
и задания д
ля
каждой роли;
6.
о
писание критериев оценки
Web
-
квеста;
7.
указания к форме представления собранной информации;
8.
з
аключение
(выводы) по итогам выполнени
я
самостоятельной работы над
Web
-
квестом.
Web
-
квесты лучше всего подходят для работы
в мини
-
группах,
но это удобная форма
работы и для дистанционного обучения, так как поставленная проблема может быть решена
как одним учащимся
с постепенным освоением предложенных ролей, так и несколькими
учащимися, обучающимися дистанционно, с распределени
ем ролей между ними
.
В таком
случае следует использовать Web
-
квест, размещенный в сети Интернет.
Следует отметить, что распределение ролей между учащимися и работа по
предложенному плану не носит соревновательного характера. В
процессе работы над
Web
-
кве
стом происходит взаимное обучение умениям работы с компьютерными программами и
Интернет.
В случае командной работы
и
тоги выполнения каждого задания
участники
подводят совместно и
обмениваются материалами для достижения общей цели
(например,
для
создания са
йта
или отчетной презентации)
.
Е
сли работа ведется дистанционно, то форма
отчета по проделанной работе зависит от индивидуальных умений обучающихся.
Оформление результатов может быть поручено
одному из них, уверенно владеющему
технологией создания
web
-
стра
ницы, при этом должно быть налажено сетевое
взаимодействие между участниками работы для обмена информацией.
Ключевым разделом любого
Web
-
квеста является шкала критериев оценки,
в
соответствии с которой
участники проекта оценивают
и
самих себя,
и
товарищей
по
команде. Этими же критериями пользуется и учитель.
Оценка результатов может проходить
путем обсуждения или интерактивного голосования.
Примером краткосрочного Web
-
квеста, реализованного на двух уроках информатики
является проект "Память потомков", по
священный 300
-
летию М. В. Ломоносова. Этот Web
-
квест
-
межпредметный, так как по идее квеста роли распределялись между экспертами в
различных предметных областях (географ, историк, астроном, литератор, химик и др.).
Основные задачи данного
Web
-
квеста
:
1.
В
ыявить различные объекты в России и за рубежом, свя
занные с именем М.В.
Ломоносова, с
обрать дан
ные об объектах
в сети Интернет.
2.
Классифицировать найденные объекты.
3.
Сделать выводы по результатам исследования о роли М.В. Ломоносова в развитии науки и
искусства.
Также следовало ответить на проблемный
вопрос:
Каким образом можно увековечить память
М.В. Ломоносова в Ивановской области?
Работая над квестом учащиеся узнали,
как хранят память о велик
ом человеке
благодарные потомки,
какие заслуги
М. В. Ломо
носова
наиболее оценен
ы.
Б
ыли высказаны
предложения о том,
как увековечить память М.В
.Ломоносова на Ивановской земле.
Учащиеся расширили свои знания о грамотных способах поиска информации в сети
Интернет, узнали о до
стижениях великого русск
ого ученого в на
уке и искусстве, научились
работать в группе с сетевым продуктом, структурировать информацию,
оформлять
результаты поиска в наглядном виде.
Очевидно, что создание хорошего
квеста
требует больших затрат времени и умений
отбирать
информац
ию, максимально соответствующую
поставленным
учебным задачам.
Но,
несомненно, W
eb
-
квест
поможет интерес
но организовать учебный процесс, в том числе и
дистанционно.
Используя
данную технологию, педагог создае
т условия для успешного
формирования
информационных и коммуникационных компетентностей учащихся
.