Урок внеклассного чтения: Русская народная сказка Морозко.


Северо- Казахстанская обл.
Тайыншинский район
КГУ «Леонидовская С.Ш.»
Учитель начальных классов
Кулинка В.Г.
Урок внеклассного чтения во втором классе.
Тема: «Русская народная сказка «Морозко.»
Цель: «Особенности русской народной сказки на основе анализа.»Ожидаемые результаты: «Учатся работать с текстом, выделять идею произведения, умеют характеризовать главных героев сказки, описывать их; выразительно читают отрывки, имитируя голоса героев, проявляют коммуникативные навыки при работе в группе, в паре, соотносят свои поступки с поступками героев, делают выводы, экспериментируют.»Ключевые идеи: «Сказка. Виды сказок : волшебные, бытовые, о животных, народная, авторская, персонажи, идеи.»Тип урока: урок-обобщение, дискуссия.
Методы: работа в группах, работа в парах, словесный, исследовательский, приёмы критического мышления, технология ТРИЗ.
Ход урока.
1. Положительная мотивация.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Синквейн.1.Сказка.
2.Добрая, загадочная.
3. Увлекает, учит, награждает.
4. Сказка- удивительный мир волшебства.
5. Чудо.
2. Актуализация знаний.
Учитель. «Слово « сказка.» вызывает у каждого человека приятные
чувства, тепло в душе. Как вы думаете, почему ?Действительно. С детства мамы и папы, бабушки и дедушки вводили нас в
удивительный мир, в котором добро обязательно побеждает зло.
Кто автор нашей сказки? Значит она какая?
Словарная работа.
-Мачеха – не родная мать.
-Падчерица – не родная дочь.
-Затужил – опечалился.
-Сжалился – Пожалел.
-Короб – коробочка из бересты.
-Заголосила –заплакала.
Вспомним: -из каких частей состоит сказка ?
3 Беседа по сказке «Морозко.» Прием «Таксономия Блума.»
-Отметьте. О ком идет речь в сказке ?-Опишите Настеньку и Марфушеньку – душеньку.
Как старуха относилась к своей дочери и к падчерице?
-Как вы понимаете поступок старика?
- В чем слабые стороны его характера?
Что бы вы посоветовали старику?
-Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь?
-Какие чувства возникли у Морозко, когда он увидел Настеньку под елкой?
-Почему старуха отправила свою дочь в лес?
-Как Морозко поступил со старухиной дочкой?
-Поэкспериментируйте: что было бы, если бы вы оказались на месте Морозко?
- А если бы на месте старика?
-Какие другие решения проблемы вы можете предложить?
Какова же главная мысль сказки?
«Трудолюбие – добро, лень – зло.»3.Защита своих «домашних заготовок
«Создаем современный дом для Морозко.» Технология ТРИЗ.
1) Дом из волшебных кирпичей, кирпичи могут сами перестраиваться
в новый дом.
Кирпичи могут становиться мягкими , из них может составиться мебель.
Если дотронуться до одного кирпича, то дом превратится в машину,
Если –до второго – вырастет дерево с яблоками, если - до третьего- то появится коробка с соком.
2) Дом в виде шара. Крыша превращается в крылья птицы, за счет этого
дом перемещается по нашему желанию.
3) Подарок Морозко- фантастический утюг:
Пылесосит, моет пол, поливает цветы, жарит блинчики.
На двух утюгах можно кататься по снегу.
Греет, как обогреватель, может кипятить воду, как чайник.
4) Подарок Морозко - стиральная машина:
Это машина времени, одежду возвращает в прошлое,
когда она была новая, чистая, наглаженная.
5) Дом –космический корабль. Когда на Земле наводнение или землетрясение, то дом улетает в космос – там безопаснее. В доме есть для этого все запасы.
Стол с пультом управления. Диван – машина времени. Окна- стекло в них. Увеличивает, заменяет очки, бинокль.
4 Работа в парах.
Составление сравнительной характеристики Настеньки и Марфушеньки.
Дети работают в парах
Раздаются карточки. Подчеркивают синим фломастером качества родной дочери, красным –падчерицы.
Карточка для работы в парах.
Добрая, трудолюбивая, ленивая, грубая, вежливая, жадная, ласковая, приветливая, терпеливая, злая, завистливая, невоспитанная.6 Работа в группах.
1группа. Дать характеристику старику, выбрав и подчеркнув его качества на каждую букву.
С—смышленый, самолюбивый, сердечный.
Т—терпеливый, тяжелый.
А –агрессивный, аккуратный, активный.
Р –решительный, робкий, резкий.
И –измученный, интересный, игривый.
К -- крепкий, культурный.
2 группа. Слово «Добро «--подобрать на каждую букву (первую )Вежливое слово.
Добро –добрый, деликатный, добро пожаловать.
О- опрятный, общительный, очаровательный.
Б – благородный, блистательный.
Р –разговорчивый, разумный.
О –ослепительный.
7. Сочиняем « Акростих.
« Стратегия критического мышления.»«Настенька.» Настя, диво, как красива,
А умна да справедлива.
Станет избу прибирать,
Тихо песню напевать.
Ей привычны все дела.
Но не ждет ее похвала.
Ь---------------------------
Как вокруг всех удивит,
А Морозко наградит!
Морозко.
Метет метелица с утра.
Околицу уж замела.
Растут сугробы под окном,
Опять пурга стучится в дом.
Закат блеснул багровым цветом
Качнулся кедр, снежком одетый,
Окутала нас мгла…
8. Диаграмма Эйлера – Венна. Сравнительная характеристика
Сказки Морозко» и «Мороз Иванович.»Какую зимнюю сказку мы еще прочитали на внеклассном чтении?
Общее: девочки одного возраста, сказка зимняя, за труд награждают, за лень наказывают, одна девочка – рукодельница, а другая - ленивица.Различия: «Морозко.» --Русская народная сказка. Девочки встретились с Морозко в лесу., помогают дедушке варить, убирать.
«Мороз Иванович –Девочки опускаются к Морозу в колодец за ведерком.,
Должны взбивать перину. Чтоб у нас на Земле шел снег.
Так чему же учат нас сегодняшние сказки?
То есть - за добро платят добром.
8-Б Чтение с пометками- критическое мышление.
Притча «Добро и зло.» (приложение)
Как отплатила младшая сестра старшей за ее заботу и любовь?
Чтение учителем стихотворения « Добро и зло.» 9 Рефлексивно –оцениваемый этап.
Наш урок проходит в преддверие Нового Года. И я не сомневаюсь, что за ваши хорошие успехи в школе, и дома вас ждут замечательные подарки
от Дедушки Мороза. А сегодня –небольшой сюрприз от Морозко.
Вот эти замечательные снежинки.
Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок---возьмите белую снежинку. Если допускали ошибки – голубую, если работали слабо-
розовую.
Дети прикрепляют свои снежинки на ёлочку.