Урок внеклассного чтения. «Русская народная сказка Морозко».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла Степанова Марина Ангиевна
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность Учитель начальных классов КГУ СШ №2, Республики Казахстан, города Петропавловска
Предмет Литературное чтение, внеклассная работа
Класс 2 класс
Название материала Урок внеклассного чтения. «Русская народная сказка Морозко».
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) Разработка открытого урока по внеклассному чтению
Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) Цель: знакомство и анализ сказки Морозно.
Задачи:
Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать содержание текста по вопросам; выделять главную мысл;
Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения, сравнения;
Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию Данный урок проведён в разделе «Мы и природа». Задания урока предполагают развитие критического мышления учащихся.
Используется диалогическое обучение, групповая работа; самостоятельная работа; работа с учебником. Использовались информационно-коммуникативные технологии.
Список использованной литературы.
К.Х.Жаданова, Е.Д. Бражникова 2 класс. Алматы: Алматыкітап баспасы, 2013
Тема: Урок внеклассного чтения. «Русская народная сказка Морозко».
Цель: знакомство и анализ сказки Морозно.
Задачи:
Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать содержание текста по вопросам; выделять главную мысль;
Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения, сравнения;
Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия:
Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;презентация
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока:
Организационный момент (слайд №1)
Ребята сегодня мы с вами знакомимся с русской народной сказкой «Морозко» (работа в группах)
Сегодня мыс вами будем работать над сказкой, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказках, а для этого мы составим кластер. У вас на партах есть всё необходимое для составления кластера
Сказка
Авторская
Народная
О животных
Бытовая
Волшебная
Концовка
Основная часть часть
Зачин
Присказка
Работа над новым материалом
На что похож наш кластер? Давайте, используя кластер, разберём нашу сказку. Итак, начнём!
К какому жанру относится, то произведение, с которым мы будем знакомиться?
Слово «сказка» вызывает у каждого человека (и маленького, и взрослого) приятные чувства, тепло в душе.
Как вы думаете, почему? (Так как в сказках добро всегда побеждает зло).
Действительно, с детства мамы, отцы, бабушки и дедушки вводили нас в удивительный мир, в котором добро обязательно побеждало зло.
Кто автор этой сказки? Значит она какая? Группа І Группа литературоведов докажет нам, что эта сказка народная
Сказка - повествовательный жанр устного народного творчества, преимущественно небольшой по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях.
Особенности народной сказки:
автор — коллективный (народ);
существовала в устной форме;
может иметь много вариантов.
К какому виду мы можем отнести эту сказку? Те, в которых происходят фантастические преобразования, есть волшебные предметы, называются ... (волшебными или фантастическими).
(просмотр вставки в гостях у сказки)
К какому элементу построения сказки можно отнести этот фрагмент? (присказка)
Почему? Она не раскрывает содержание сказки, а подводит слушателя к прослушиванию, вызывает интерес и любопытство.
Сегодня на нашем уроке часто будут встречаться слова
Қыс - зима
Аяз - мороз
Кемпірдің қызы - старухина дочь
Шалдың қызы - старикова дочь
Ит - собака
Шырша – ёлка
Қар - снег
К какому времени года относится сказка с которой мы сегодня будем знакомиться?
Просмотрите ещё один фрагмент. На экране зачин сказки из фильма «Морозко».
Как называется этот элемент сказки?
Зачин – начало сказки.
В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица. Кто главные герои сказки?
Следующий этап сказки «основная часть»
Чтение сказки учащимися.
Фронтальная беседа после чтения сказки.
– Понравилась ли вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
– Как жилось дочке старика?
– Почему старик повез свою дочь в лес?
– Найдите в сказке слова, как жилось падчерице и старухиной дочери.
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
– Почему старуха отправила свою дочь в лес?
– Какой волшебный элемент встречается в этой сказке?
– Чему же учит нас сказка?
Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
Запомните эти слова.
Работа в группах.
Группа ІІ — «Психологи». Убедить героев, которые встречались в сказки «Морозко», в том, что труд даёт возможность жить честно и хорошо.
Группа ІІІ — «Статисты». Какое магическое число, где и сколько раз встречается в сказке? (3)
Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
Добрая Ленивая
Трудолюбивая Грубая
Вежливая Вредная
Ласковая Сварливая
Терпеливая Злая
Почему?
Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?
И что она получила от Морозко?
А какая была старухина дочь? И что она получила?
Моделирование сказки с помощью геометрических фигур.
Из зашифрованных фигурок составить алгоритм, который поможет рассказать сюжет сказки.
- мачеха; Алгоритм
378333068580- падчерица и родная дочь;
- старик;
- Морозко;
- сундук с подарками;
- сундук с углями.
Мы с вами разобрали основной сюжет сказки и даже составили алгоритм сюжета сказки.
И подошли к следующей части сказки. Это концовка
– Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.
Просмотрите ещё один фрагмент. На экране концовка сказки из фильма «Морозко».
Итог урока.
– Что мы сегодня делали?
– Что запомнилось?
– Какие новые слова мы с вами узнали?
Рефлексивно-Оцениваемый этап.
- Что вам понравилось на уроке? Какой вывод сделали после анализа сказок?
Если вам понравился урок положите снежинку в золотой сундук.
Если урок понравился, но возникли вопросы положите снежинку в серебрянный сундук.
Еслиурок не погравился положите снежинку в медный сундук.
10. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок)……………………………………….