Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс на тему Анализ русской народной сказки Снегурочка

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Ипатова Татьяна Викторовна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала

Тема
Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Цель

Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

Задачи
Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст. Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства. Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения. Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность. Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Планируемый результат
Познавательные УУД – развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Предметные: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Знание видов сказки.
Умение определять тематику сказки.
Знание структуры сказки.

Основные понятия
Сказка, народная, авторская, сюжет, легенда, художники, композитор, писатель

Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, русский язык, фольклор

Ресурсы урока:


Учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение»;
Презентация по теме урока

Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
(3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Оценивают свою готовность и настрой на работу.


Организует эмоциональный настрой на урок.



Психологическая гимнастика. Какое время года наступило? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.
Познавательные УУД 
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Формулирование познавательной цели.
Личностные УУД 
Жизненное самоопределение

II.Речевая разминка
(3 мин)
Цель:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Читают слова и складывают в предложение.
Объясняют их смысл. Высказывают свою точку зрения.

Организует процесс повторения.
Работа над выразительностью речи. Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова: Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд 2) Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3) Жили-были... Не по дням, а по часам Запоёт заслушаешься... Души не чаяли... Сказка ложь, да в ней... Кто запомнил выражения? Что это за выражения? Как вы их понимаете? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.) Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина? (слайд 4)
Познавательные УУД
Умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД
Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.


III. Актуализация знаний
(3 мин)
Цель
Усвоение литературоведческих понятий. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Выстраивают последовательность сказки, её сюжет
Организует выстраивание последовательности сказки, её сюжет
(слайд 5) Что вы знаете о сказке «Снегурочка»? (Дети высказываются. В основном, это будет пересказ сюжета. Если в классе найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки легенде о цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитываем Также работаем, если дети скажут, что в сказке есть следы очень древнего происхождения описание русского обряда празднования дня Ивана Купалы. Если об этом дети не скажут, внимание этим эпизодам сказки уделим позже) Вот мы и восстановили сюжет сказки. Что такое сюжет? (последовательная цепочка событий)
Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию


Коммуникативные УУД аргументировать свою позицию.
Регулятивные УУД
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III. Формулирование темы урока, постановка цели
(4 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.



Организует формулирование темы урока учащимися.


Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
О ком сказка? А о чём она? Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.


Коммуникативные УУД 
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;


Физкультминутка (слайд 7, 8)

IV. Работа по теме. Актуализация знаний.
(20 мин)
Цели:
- Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



Учатся находить главные и существенные признаки в определении.



Работают по учебнику.
















Организует выбор главных и существенных признаков.



Организует работу с учебником.













(слайд 9)
Читаем начало сказки (первый абзац). Что узнали об Иване и Марье? Были ли они счастливы? Почему? А когда счастье поселилось в их доме? Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) Докажите, что лепили её с любовью. (слова уменьшительно-ласкательные) Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? (характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная, веселая, ласковая, приветливая, смышлёная, добрая, трудолюбивая) (слайд 10) Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных, ласковых, смышлённых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании. Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что нужно, чтобы родители вас понимали? (общение) Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему? Только ли грустное настроение? Может оно меняется? Когда радостное настроение? (праздник) выборочное чтение В сказке описывается древний праздник день Ивана Купалы. (слайд 11) В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. На самом деле папоротник не имеет цветов. В лесу девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер. Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по воде венок, обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым.
Познавательные УУД
Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
(логические) Анализ с целью выделения существенных признаков
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД
Проговаривание последовательности своих действий

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Физкультминутка

V. Образы Снегурочки в различных жанрах (8 мин)
Цель:
- включение новых знаний в систему знаний ребенка
Знакомятся с творчеством писателей, художников, композиторов

Сообщает о деятельности писателей, художников, композиторов

Жалко вам Снегурочку, Ивана, Марью? Придумайте дома другое продолжение сказки. В.И. Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке (слайд 12) карточка - отрывок из сказки В.И. Даля. Что потом случилось со Снегурочкой прочитаете сами. Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка». (слайд 13). Его Снегурочка юная девушка, мечтающая о любви. Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 14). По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями. - Как звучала музыка? И что вы представляли, слушая ее? Удалось ли композитору передать настроение? Какое? Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота. Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (читаю стихотворение). На стр. 138 прочитайте ещё раз это стихотворение и расскажите о своих впечатлениях. Что роднит это стихотворение и сказку? Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника) (слайд 15).
Что вы можете сказать о цветке? Какой он? Существует много легенд о подснежнике. А дома почитайте легенду о происхождении нарцисса красивейшего цветка. Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может придумаете свои. В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение слайд 16)
Познавательные УУД
Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
Коммуника.тивные УУД
Уметь работать в коллективе, проявлять активность.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.







Оценивают работу одноклассников.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.




Организует самооценку учебной деятельности.
(Слайд 17) Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли пробудила сказка? (это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей) Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне (Слайд 18) Синквейн это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам: 1) Существительное 2) Два прилагательных 3) Три глагола 4) Фраза из четырёх слов что автор думает о данном персонаже 5) Существительное новое имя героя Пример (слайд 19): Снегурочка. Ласковая, приветливая. Улыбается, поёт, радует. Хорошая дочка любящим родителям. Мечта. Попробуйте и вы составить синквейн, работайте в группах по 4 человека. Чтение синквейнов.
Познавательные УУД формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
Выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
Личностные УУД
формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Оценивать собственную и коллективную деятельность.
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли


VI. Домашнее задание (2 мин)
Записывают домашнее задание.
Организует запись д/з.
(Слайд 20) Придумайте дома другое продолжение сказки. Почитайте легенду о происхождении нарцисса. Найдите другие легенды о цветах или придумаете свои. Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.

Личностные УУД
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 ђ Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915