Совершенствование охраны труда в учебных мастерских
Министерство образование Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра комплексной безопасности
Практико-значимая работа
Тема: «Совершенствование охраны труда в учебных мастерских»
Слушатель курса: «Охрана труда в образовательной организации»
Литовская Любовь Николаевна
Мастер производственного обучения ГБПОУ МО «СТТ» г. Орехово-Зуево
Руководитель: д.п.н., профессор А.К. Маренго
2014г.
г. Орехово-Зуево
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1 Методические требования к оснащению учебных мастерских……………………………………………………………………… 3
1.1 Методические вопросы планировки помещений учебных мастерских………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 2 Положения об учебных мастерских в СПО
2.1 Общие положения…………………………………………………………... 5
2.2 Требование к учебным мастерским
Помещения учебных мастерских; технический труд………………….. 6
Требования к освещению, отоплению и вентиляции………………….... 6
Оборудование и материалы…………………………………………………. 6
Рабочее место…………………………………………………………………. 7
2.3 Требования пожарной безопасности в учебных мастерских…………… 7
ГЛАВА 3 Пути совершенствования ОТ в учебных мастерских………. 8
Заключение……………………………………………………………………. 9
Список литературы…………………………………………………………… 9
Введение
Одной из наиболее важных административно-хозяйственных функций в образовательном учреждении следует считать создание условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.
В последние годы многие обеспокоены снижением внимания и проявляющейся тенденцией к разрушению учебно-материальной базы трудовой подготовки обучающихся.
Организация мастерской требует гораздо больше средств на ее образование, чем другие кабинеты. Процесс, связанный с трудом, творчеством, нуждается в специализированной мебели, оборудовании, большом количестве материалов, инструментов, различных приспособлений, наглядных пособий, технических средств обучения.
Нельзя недооценивать роль интерьера помещений, где проходит трудовое воспитание учащихся. Все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его творческие способности. Поэтому вся окружающая обстановка является неотъемлемой частью воспитания. Любой элемент интерьера влияет на психику детей. Вещи помогают им не только познавать окружающий мир, но и вырабатывать понятие о красоте, привычку к порядку, аккуратности и, в конечном счете, влияют на формирование личности ребенка.
Материально-техническую базу мастерских, в которых обучаются учащиеся труду, необходимо оснащать самым современным и надежным в работе оборудованием, привлекая к нему интерес подростков, активизируя их познавательную деятельность, развивая умения и навыки в обращении с самыми сложными приспособлениями, стимулируя их стремление к использованию ручного и электрического инструмента на практике.
Интерьер учебных мастерских - это материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для обучения и воспитания учащихся. От правильной организации внутреннего пространства учебных мастерских зависят качество обучения, состояние здоровья учащихся и педагогов, творческое развитие детей.
Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей учреждения. И в то же время нельзя под предлогом отсутствия средств оборудовать мастерские кое-как.
Порядок организации работы по ОТ в ОУ определяется Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями в соответствии с требованиями настоящего Положения о службе ОТ.
Предмет исследования: организация охраны труда в учебной мастерской
Объект исследования: организация и размещение мастерской садовников в образовательном учреждении.
Цель исследования: изучить условия совершенствование ОТ в учебных мастерских
Задачи исследования:
Изучить методические требования к оснащению учебных мастерских
Рассмотреть положение об учебных мастерских в образовательных учреждениях
Изучить пути совершенствования ОТ в учебных мастерских
ГЛАВА 1.
Методические требования к оснащению учебных мастерских
Разработанные в Российской академии образования стандарты по учебным предметам позволяют создать и стандарты учебно-материальной базы, то есть определить весь комплекс учебного оборудования, необходимого для реализации основных целей образования. Отсутствие таких стандартов в базы опираться на требования программы. Наши преподаватели работают по программам которые прошли аккредитацию. В программах есть обязательный раздел: материально - техническая база для учебных мастерских. При организации учебных мастерских мы тщательно учитывали самые различные позиции: выбор помещения и его планировка с учетом санитарно - гигиенических норм, комплектование учебным оборудованием, материалами, инструментами; оборудование рабочих мест учащихся и учителя; создание рациональной системы размещения и хранения материалов, инструментов, заготовок; оформление функционально-значимого интерьера. На основе принятых программ и учебных планов, а также контингента учащихся определены нормы материалов для работы в мастерских.
Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:
- выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;
- организация рабочих мест учащихся;
- организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;
- организация рабочего места мастера;
- оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;
- размещение и хранение учебного оборудования;
- оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными мастером, и выставки работ учащихся);
- оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;
- наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно-материальной базы мастерской и т.д.)
Для того чтобы мастерские соответствовали этим требованиям, в техникуме ведется постоянная работа по их сохранению и дальнейшему развитию. Заведует мастерской мастер производственного обучения. (Они работают в соответствии с Положением о мастерских). Курирует работу мастерских, в соответствии с распределением обязанностей между членами администрации, директор.
Чтобы рационально и экономно использовать площадь помещений, организовать творческий труд учащихся, нужно придерживаться нескольких правил:
- Правило №1
Деления помещения на определенные функциональные зоны, связанные с различной деятельностью учащихся в помещении.
Например: мастерская садовника делится на зоны: для самостоятельной работы учащихся (ученические места), для работы мастера (рабочее место мастера), рабочие места учащихся коллективного пользования (стелажи, вытяжные устройства и т.п.); лекционная зона (учебные столы); выставочная зона.
- Правило №2
Универсальное использование помещений для различных целей.
Например: площадь мастерской садовника используется рационально за счет небольших столов. Мебель мобильная, позволяющая использовать ее для различных целей.
- Правило №3
Обязательное применение декоративных элементов, несущих определенную смысловую нагрузку. Они придают индивидуальность мастерской, указывают на ее функциональное назначение, демонстрируют мастерство мастера и результаты творчества учащихся.
Например: в мастерской садовника есть оранжерея, где подобраны растения разных климатических зон произрастания, имеется выставка флористических работ учащихся и т.д.
1. 1 Методические вопросы планировки помещений учебных мастерских
Учебные мастерские - специально оборудованные помещения для обучения подростков 16-20 лет различным видам профессий
а) кабинет для занятий спецдисциплин «Садовник»
1. Доска.
2. Стол учителя.
3. Рабочее место учащихся
4. Выставка работ учащихся.
5. Место хранения незаконченных работ.
б). мастерская садовника.
1. Универсальное рабочее место учащихся.
2. Подсобное помещение для учащихся
3. Зона хранение посадочного материала
4. Подсобное помещение для хранение инструментов и материалов
5. Вытяжное устройство УВП_1500 П.
в). Запасный выход.
Мастерская, как правило, состоит из 2 помещений: собственно мастерской и помещение для хранения инвентаря. Мастерская размещаются на первом этаже, так как есть свободный выход на учебно-эксперементальную площадку открытого грунта. Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон (речь об этом шла выше).
Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ.
Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие стеллажей с подсветкой, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.
Второе помещение учебных мастерских или инструментальная оборудовано стеллажами для хранения материалов и инструментов.
ГЛАВА 2 Положения об учебных мастерских в СПО
2.1 Общие положения
1. Учебно-производственные мастерские являются структурным подразделением техникума, предназначенным для производственного обучения обучающихся по подготовке специалистов среднего звена квалифицированных рабочих (служащих) Федеральными государственными образовательными стандартами.
2. Учебно-производственные мастерские Техникума созданы в соответствии с Уставом техникума.
3. В учебно-производственных мастерских осуществляется формирование профессиональных умений и навыков обучающихся, предусмотренных требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ по специальным дисциплинам, производственной практики.
2.2 Требование к учебным мастерским
Помещения учебных мастерских; технический труд.
- Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.
- Полы мастерских (деревянные, цементные) должны быть теплыми, гладкими, нескользящими, не пылящими и удобными для очистки.
- В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна быть в пределах нормы (16-18 град. темпер. и 30-5о% влаж).
- Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками; (для потолков и стен – эмульсионные; для полов, стен, панелей – масляные).
- Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
- Полы после занятий убираются влажным или другим способом.
- В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом, полотенцем или заменяющими их устройствами. Обеспечивается доброкачественная питьевая вода температурой от +8 - +20 град.с.
- Учебные мастерские обеспечиваются медицинской аптечкой и противопожарными принадлежностями.
Требования к освещению, отоплению и вентиляции.
- Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.
- Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год.
- Крепление стекол должно быть надежным.
- При затемнении использовать искусственное общее или местное освещение. Искусственное освещение должно быть исправным и равномерно освещать.
- Учебные мастерские и вспомогательные помещения должны быть отапливываемыми и вентилируемыми. (естественная, механическая, смешанная).
- Отопление в мастерских должно быть централизованное и обеспечивать равномерную температуру в пределах 16 – 18 град. С.
Оборудование и материалы.
- Все учебное эксплуатируемое оборудование учебных мастерских должно быть в полной исправности и надежно закреплено.
- Расположение оборудования должно соответствовать учебному процессу. - - Складирование материалов и деталей должно производиться на специальных местах таким образом, чтобы они не загромождали проходы и не мешали свободному обслуживанию. высота складирования не должна быть более 1 м.
- Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверятся до начала работы учебным мастером. Работа на неисправном оборудовании запрещается.
- Техническое обслуживание, смазка оборудование должна производится вне учебного времени, тщательно и систематически.
Рабочее место
- Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая.
- Запрещается загромождение рабочих месть и проходов .
- Руководители учебных заведений, заведующие мастерскими, мастера, трудового обучения обязаны:
а) обеспечить учащихся исправным инструментом;
б) следить за тем чтобы инструмент был правильно заточен,
в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.
- Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования или внутри стола.
- Масса переносимых вручную тяжестей для учащихся не должны превышать согласно трудовому законодательству:
для юношей 15 лет – 8,2 кг,
для девушек 15 лет – 5,0 кг,
для юношей 16 –18 --- 16,4 кг,
для девушек 16 – 18 ---10,2 кг.
Учащихся моложе 15 лет запрещается привлекать к работам, связанным с переноской и передвижением тяжестей.
2.3 Требования пожарной безопасности в учебных мастерских
Учебные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.
- Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.
- Использованный обтирочный материал, мусор должны убираться после каждого занятия.
- Хранение легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов ( бензина, керосина, спирта, лака, масла и т.п.) должно производится в специальных помещениях, местах и устройствах, согласованных с пожарной инспекцией.
Запас этих материалов не должен превышать потребности рабочего дня; при этом оставлять указанные материалы в мастерских после работы запрещается.
ГЛАВА 3 Пути совершенствования ОТ в учебных мастерских
Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей учреждения.
Тем не менее, каждая мастерская имеет свое «лицо», в котором отражена индивидуальность работающего здесь мастера, учителя. И объясняется это не только стажем работы специалиста в техникуме. Не меньшее значение имеет и то, что многое в каждой мастерской сделано своими руками. Роль директора в вопросах сохранения и развития материальной базы учебных мастерских
Высокого уровня обучения и воспитания можно добиться при двух непременных условиях: при наличии квалифицированных кадров и
необходимой учебно-материальной базы. Директор учреждения отвечает за создание материальных условий для успешной работы каждого мастера и техникума в целом. От его инициативы, организаторских способностей, целенаправленности, хозяйственных навыков, настойчивости зависит состояние учебно-материальной и технической базы учреждения, рациональность ее использования и поддержание надлежащего порядка.
Проблема педагогических кадров.
Существует проблема подбора педагогических кадров, ведущих занятия в учебных мастерских. С одной стороны, это должны быть мастера в области той или иной профессии (садовники, швеи, строители и т.д.). Это должны быть мастера, хорошо знающие работу садового парка и весь электротехнический инструмент, швейное оборудование. С другой стороны - это педагоги. Технические знания должны быть такими же полными, как и знания педагогики, психологии и методики. Поэтому преподаватель должен иметь всестороннее образование.
Заключение
Сегодня мы с большим удовлетворением говорим о своих учебных мастерских, гордимся их материально-технической базой, достойно встречаем многочисленных гостей - нам есть, чем поделиться с ними, радуемся результатам детского труда. Но пришло все это не сразу. Оборудование учебных мастерских - это сложный, трудоемкий и занимающий не один год процесс. Начинать его приходилось с малого, но самого необходимого, а затем поэтапно развивать. Администрация и педагогический коллектив работают над созданием мастерских. Работа продолжается и теперь. Перспективные планы оборудования мастерских, а главное - неутомимый труд людей, их мастерство и фантазия - все это является гарантией непрерывного движения вперед, к обновленному облику мастерских.
Литература:
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-Ф3
Маренго А.К. Охрана труда в образовательных организациях. Экспресс-курс для учителей физики, химики, биологии, технологии, информатики.- Мытищи: Талант, 2015, -68с.
Интернет ресурсы:
smt58.3dn.ru›lokal/ob_uchebno…masterskikh_i…utmiit.ru›polozhenie_ob_uchebno…masterskih.html