Тема.Оскар УАЙЛЬД «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА». Прославление материнской любви. Воспевание добросердечия, человечности и милосердия, преодоление эгоизма, жестокости и высокомерия в сказке
Конспект интегрированного урока в 5 классе
Учитель: Аметова Надие ЭнверовнаТема. Оскар УАЙЛЬД «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»Прославление материнской любви. Воспевание добросердечия, человечности и милосердия, преодоление эгоизма, жестокости и высокомерия в сказке.
Дата 12.02.2014 г.
Тип урока: интегрированный (литература+МХК)Форма урока: урок – собеседование с использованием мультимедийной презентации
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с содержанием сказки, помочь осознать идейно-художественные особенности произведения,- развивать навыки речевой деятельности, анализа художественного текста, формировать умениие решать проблемные вопросы;- способствовать воспитанию милосердия, любви к близким, чувства справедливости, умению осознавать свои ошибки.Задачи урока:- показать внутренние перемены в человеке в результате работы над собой;осудить человеческую гордыню и надменность, жестокость;
- выявить очищающую роль покаяния (искреннего сожаления о содеянном, стремления своими поступками загладить вину), прощения ( умение забыть обиду), милосердия( готовность помочь), сострадания (умение сопереживать, сочувствовать);
- выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека;
- подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами
Форма проверки домашнего задания – фронтальный и индивидуальный опрос, диалог, монолог.
Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, анализ текста,), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии кривая (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения).Используемые технологии:
-личностно – ориентированное развивающее обучение
-проектное обучение
-здоровьесберегающие технологии
-ИКТ-технологии.
Оборудование: портрет О.Уальда, текст сказки «Мальчик-звезда», рисунки цветка нарцисса, звездочки.
Ход урокаІ. Оргмомент.
ІІ . Мотивация учебной деятельности.Слово учителя.Когда Мальчик-звезда превратился в жабу, он говорит: «Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя».Вернуться на путь Добра и Справедливости не просто. Удалось ли это сделать нашему герою?Сообщение темы и цели урока.
IІІ. Актуализация знаний.1. Беседа.– Как вы понимаете слова «красивый человек»?– Был ли Мальчик-звезда красивым человеком?– Приведите примеры людей или героев художественных произведений, которых вы можете назвать красивыми. Свой выбор аргументируйте.– В какой еще сказке речь идет о внешней и внутренней красоте? (Сказка А.С. Пушкина «О мертвой царевне…»)
2.Работа с репродукциями картин (реализация проектной деятельности по группам)
а) Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком (мадонна Бенуа)»
Художник написал картину в Италии, в городе Флоренция.Её все приняли с восторгом.Были сделаны многочисленные копии,а в начале XVI в. Полотно потеряли.Нашли же это произведение искусства в России.Кто выкупил картину?Кто доставил её в Россию? Неизвестно.
-На какую тему написано полотно?
-Что в выражении лица матери вас привлекает?
-Какие чувства испытывает мать?
-Почему интерес к этой картине не ослабевает?
б) Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
Рафаэль – итальянский художник.Это одно из самыхизвестных в мире полотен.Сейчас оно находится в картинной галерее немецкого города Дрезден.
-На какую тему написано полотно?
-Какой предстаёт Божья Матерь в картине Рафаэля?-Как она держит ребенка?
-Почему женщина устремляется навстречу зрителям?
в)Б.М.Неменский «Тишина»
Эта картина написана русским автором.
-О чем это говорит?
-Чем картина отличается от других?
-В чем ,по вашему мнению, заключается забота матери ,изображенной на картине?
-Как вы думаете,каким вырастет малыш?
Какими словами можно объединить все увиденные вами картины?
2. Проверка домашнего задания. Письмо-благодарность маме.
IV.Постановка цели и задач урока
Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии)
V. Работа над темой урока1. Анализ художественного текста.Мальчик-звезда осознал, какой страшный поступок он совершил, отрекшись от матери, отправился на ее поиски, чтобы вымолить прощение.
– Как относятся к нему птицы и звери?– Как относятся к мальчику люди, к которым он обращается за помощью?(Найти в тексте и зачитать «Три полных года…»)
– Какое «золотое» правило морали нарушил Мальчик-звезда?(Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе)
Автор подчеркивает, что зло наказуемо и возвращается к тому, кто его совершил.
2. Составление сюжетной цепочки «Как Мальчик-звезда снова стал красивым?»– Почему красота вернулась к Мальчику-звезде?
3. На прошлом уроке мы на лепестках цветка нарцисса написали, каким был Мальчик-звезда в начале сказки. Перед вами лежат звездочки, на их лучиках напишите, каким стал Мальчик-звезда. (Работа в парах)
– Как вы думаете, почему О.Уайльд дал своему герою такое имя?
4. Мы проследили, как на протяжении сказки меняется мальчик. В конце сказки он становится звездой в хорошем смысле этого слова. Красота его души стала соответствовать красоте лица.
Составление кластера «КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК»
совершает добрые поступки никогда не обидит слабого, беззащитного
любит и ценит своих родителей не хвастаетсяпомогает бедным заботится о птицах и зверях
подает милостыню
5. Какая главная черта сказок? (добро побеждает зло)ДОБРО
ЗЛО
– Как в сказке О. Уайльда наказано зло и вознаграждается добро?
6.Создание кривой чувств матери
-Нарисуйте кривую чувств матери, меняющуюся на протяжении произведения.
Счастье от рождения сына >горе от потери его > надежда найти >свастье от встречи > обида матери > радость от изменений >счастье от встречи
7.Словарная работа
Идея-образно-целостный смысл произведения,мысль-эмоция.
VI. Подведение итогов урока.Я очень хочу, чтобы вас всегда можно было назвать красивым человеком, чтобы ваши дела и поступки приносили людям добро и радость, а если так случится, что поступите плохо, то найдете силы признать свои ошибки и исправить их.
«Обращаемся к истокам».
Чтение подготовленным учеником «Легенды о материнской любви»
VIІ. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.Чему учит сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». (1 группа)
Подготовить сообщение о Дне матери .(2 группа)
VIII. Рефлексия. Продолжить предложение.Мальчик-звезда наказан за..., но он получает прощение, потому что …Прочитав сказку О. Уайльда «Мальчик-звезда», я понял….История мальчика научила меня, что самым главным….Я хотел бы воспитать в себе такие качества …, и хотел бы избавиться от…