Выступление на методическом совете на тему Интерактивные методы обучения. Кейс-технология. Из опыта работы
Научно-практическийсеминар «Учись учитель»«Интерактивные методы и приемы в образовательном процессе. Кейс-технология» «Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться»Л.Н.толстой
Значение понятия: Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек).
Деятельностный методМотивация (самоопределение) в учебной деятельности («надо», «хочу», «могу» );Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения;Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план);Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;Включение в систему знаний;Рефлексия учебной деятельности;
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ:Учебно-познавательная;Коммуникативная;Социально-ориентирующая;
Основные особенности интерактива:Принудительная активизация; познавательной деятельности;Самостоятельный поиск решения проблемы;Изменение роли учителя на роль организатора или консультанта;Исключение монологического преподнесения материала;Диалоговый характер;
Интерактивное обучение – это диалоговое обучениеСтроится на линиях:«ученик – ученик»«ученик – группа учащихся»«ученик – аудитория»«группа учащихся – аудитория»«ученик – компьютер»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
Формы интерактивного обучения:Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры);Использование общественных ресурсов;Социальные проекты и мероприятия;Ролевые игры;Нестандартные уроки (математический экспресс, урок-поиск, урок-размышление, урок-ринг, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации; уроки, которые ведут ученики; урок-турнир и другие);
«КЕЙС –ТЕХНОЛОГИЯ»
ЭТИМОЛОГИЯ Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
РАБОТА С ТЕКСТОМ:Класс делится на 5 групп;3 группы получают одинаковый учебный текст с внутренней проблемой;Каждой из трех групп дано два одинаковых задания, одно из которых – выявление проблемы, второе – поиск путей решения проблемы; а третье задание отличающееся от других, направленное на анализ текста;4 группа получает задание изложить материал текста в графическом или ином структурированном варианте;5 группа получает вместо текста графический материал, диаграммы, или в другой форме закодированный материал;
Результат работы: полный анализ текста с выявлением проблемы, визуализацией, необходимой для восприятия проблемы, а также варианты решения проблемы от каждой группы…
РЕФЛЕКСИЯ участники на эмоциональном уровне, не имея перед глазами данного текста, делают выбор шляпы из предлагаемой цветовой гаммы, затем сравнивают свою эмоциональную оценку с рациональной характеристикой.Рефлексия«Шесть шляп мышления»Каждой группе предлагается выбрать одну шляпу по цвету. Цвет шляпыуказывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить иобобщить.Красная шляпа предполагаетвыражение своих чувств, безобъяснения причин ихвозникновения.Белая шляпа – перечень фактов: чтоузнали, чему научились...Черная шляпа – выявлениенедостатков и их обоснование(негативное мышление).Желтая шляпа – позитивноемышление: что было хорошего ипочему.Зеленая шляпа ищет ответ навопросы, где и как можно применитьизученный материал.Синяя шляпа - Хочу похвалить.