Методическая разработка урока по повести А.С. Пушкина Выстрел (6 класс)


Методическая разработка урока
Эгоизм или милосердие направляют Сильвио?
(по повести А.С. Пушкина «Выстрел»)
Автор: Козибекова Елена
Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ СОШ с. Бобровка
2017 г.
Пояснительная записка к занятию
В 6 классе, когда обучающиеся решают для себя вопросы, связанные с подростковым периодом в жизни, необходимо уделять особое внимание формированию нравственных основ поступков и характера в целом. Важно, чтобы обучающиеся понимали, что произведение художественной литературы – это мир, созданный писателем, но этот мир связан с реальной жизнью. Кроме того, в возрасте 11-13 лет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми претерпевают изменения, часто возникают конфликты, в которых подростки эгоистично отстаивают независимость, собственное мнение, не задумываясь о причинах ссор и переживаниях окружающих.
Школьник постигает категории добра, справедливости, чести. Зачастую шестиклассники в силу подросткового максимализма и поверхностного отношения к тексту не доходят до христианских ценностей, «спрятанных» автором от поверхностного взгляда читателя.
В 6 классе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной) мы касаемся произведений, в которых авторы задают вопросы, связанные с формированием ценностных ориентиров подростка: о вере и отчаянии, о сострадании и милосердии, о чести и прощении:
А.И. Куприн. «Чудесный доктор»;
А.С. Грин «Алые паруса»;
А. П. Платонов. «Неизвестный цветок», «Корова»;
В. Г. Распутин. «Уроки французского» и другие.
На примере произведений А. С. Пушкина можно влиять на нравственные ориентиры подростков. Философ И. Ильин считал поэта «живым средоточием русского духа, его истории, его путей, он гениальный пророк»[1], показывающий, что истинная вера в Бога и бессмертие души включает и «любовь к отеческим гробам», «любовь к родному пепелищу».
Пушкин генетически унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры и ее религиозную точку зрения на мир, хотя воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма. Но, по словам Н. Скатова, «абсолютный художник в абсолютную пору своей жизни» должен был выйти к «всемирным и абсолютным ценностям»[2]. «Абсолютная пора» жизни для А. С. Пушкина, на наш взгляд, - Болдинская осень. Созданные в этот период «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» биограф П. Анненков назвал «отдохновением поэта»[3]. Пушкин предлагает реальность, которую мы должны лично пережить, и уж каждый смотрит, по словам В. Непомнящего, «в это зеркало по-своему»[4]. «Но ум Пушкина предохраняет от всего глупого, а его благородство – от всего пошлого»[5].
В «Повестях…» дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом. И дело все в поведении людей. Обладая свободой выбора, человек предпочитает низшее, материальное, низменное, сочтя его за лучшее и высшее. Так происходит разрушение гармонии духа. Человек может, если захочет вернуть себе божественное достоинство. Но это нелегко и нескоро возможно.
Пять повестей – «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» - записаны Иваном Петровичем Белкиным со слов четырех человек – титулярного советника А. Т. Н., подполковника И. Л. П., приказчика Б. В. и девицы К. И. Т., - даны в духе «жития». Между повестями существует множество внутренних связей. Истории объединены главной мыслью «семейной», которая вела тогда Пушкина, и, по определению Ю. М. Лотмана, «образным пространством Дома», где «естественна область жизни Личности»[6] Все сюжеты построены как акты грехопадения, попытки вернуть достоинство и созидания «Дома», прежде всего «Дома» в своей душе. Интересна и этимология слова «грех». Происхождение его связывают и с праславянским «жар, угрызение», и с древнерусским «не попасть, ошибиться, пропустить», и с литовским «извилистый», и с греческим «долг, вина»[7]. В рабство греху попадает человек из-за духовного недоразвития. Значит, где-то разрывается невидимая цепь жизненных отношений. Как легко принять за «звезду пленительного счастья» нечто темное, роковое, запретное, но есть великий Промысел, есть великая, Любовь. Герои Пушкина побеждают, потому что делают свой выбор, руководствуясь своим сердцем, постигшим Правду.
Поэтому работа с текстом первой повести «Выстрел» из цикла даёт учителю возможность повлиять на восприятие всех повестей и отношение подростков к собственным поступкам в жизни.
Тема (проблема) урока: Эгоизм или милосердие направляют Сильвио? (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»)
Цель урока: осмысление учащимися понятий «честь» и «прощение» в процессе анализа текста повести.
Задачи урока (занятия):
Проследить изменения в характере и жизненной позиции главного героя.
Проанализировать избранные фрагменты текста, посвящённые дуэли и взаимоотношениям героев.
Повлиять на милосердное отношение учащихся к людям.
Место урока в системе воспитательной работы: урок является логическим продолжением воспитательной работы с классом и не противоречит ценностям воспитательной работы школы в целом.
Тип (вид) урока (занятия): урок-практикум.
Используемое оборудование: ноутбуки, проектор, экран.
2. Содержательная часть:
2.1. Технологическая карта урока
Использование дидактического материала (для презентаций № слайда) Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые современные образовательные технологии
1-й этап.
Мотивация. 2 мин.
1 слайд
Психомоторный настрой детей, тренинг общения:
Вспомните, с какими произведениями А.С. Пушкина вы уже знакомы?
Что вам нравится больше, изучать новый материал в одиночку, с учителем или в команде с одноклассниками? Репродуктивная: отвечают на вопросы, вспоминают произведения Пушкина, делают вывод о том, что до этого года они знакомились со сказками и стихотворениями.
Вывод о том, что в команде работать интереснее. Беседа.
Обучение в сотрудничестве
2 слайд.

3 слайд

Целеполагание. 3 мин. Создание ситуации успеха, положительная мотивация.
На доске крылатые выражения, соотнесите их со сказками А.С. Пушкина
Проверка на доске.
Посмотрите на тему нашего урока,
каковы ваши ожидания от этого урока?
На какой вопрос мы с вами сегодня должны найти ответ?
Продуктивная: соотносят произведения и авторов, выходят по очереди к доске, соединяют линиями.
(возможен вариант работы с интерактивной доской)
Формулируют цели:
Изучить повесть, понять характер главного героя,
поработать с текстом,
найти ответ на вопрос,
представлять результаты работы в команде. ИКТ-технологииПроблемное обучение
4 слайд. 5 мин.

Представление результатов самостоятельного поиска информации, домашней работы Руководит выступлениями:
-Прошу представить краткую информацию об истории создания повести «Выстрел»
-Поднимите руку, кому удалось прочитать повесть?
-Кому удалось прослушать в аудиозаписи?
-Что было интересней?
Историческая справка.
Приложение 1 Коммуникативная
Устно у доски выступают с сообщениями:
- о творческой истории «Повестей Белкина»;
- история дуэли А.С.Пушкина с офицером Зубовым;
-о прототипах повести. Обучение в сотрудничестве, проблемное обучение

5 слайд
Смена положения, переход на новое место работы в группы
2-й этап.
Самостоятельная работа в группах. 10 мин.
Макет слайда, с которым работают. Постановка задачи, эмоциональный настрой
Займите своё место в команде (группы распределяются на перемене). Откройте папку с файлами, изучите фрагменты текстов в печатном варианте или на ноутбуке, выберите цитаты, которые говорят о поведении Сильвио.
Обсудите в группе, что для героя важнее всего в жизни, назовите те качества характера героя, которые вы увидели в отрывке текста.
Подготовьтесь к выступлению с выводами у доски (выступает один учащийся, второй подтверждает качества характера примерами из текста). По моей команде вы должны остановить работу. Помощь группам, консультирование Продуктивная, познавательная, коммуникативная:
Знакомство с фрагментом художественного текста,
составление характеристики персонажа по группам,
подбор цитат,
один выступающий, группа в подтверждение приводит доказательства из текста.
Тексты
(Приложение 2, фрагменты текста) Технология обучения в сотрудничестве,
элементы технологии развития критического мышления.
ИКТ-технологииСмена положения, пауза
1 минута
Физпауза (проводит ученик) Учитель копирует на ноутбук тексты, подготовленные группами. По команде все группы останавливают работу.
Меняют положение, отдыхают, физпаузаИКТ-технологииПредставление результатов работы в команде.
2 мин.*4 группы =8 мин.
Слайды (выполненные учениками).
6 слайд
Организует выступление команд.
-Займите удобное положение за своим столом, откиньтесь на спинку стула, чтобы спина не была напряжена, приготовьтесь к представлению результатов работы в командах.
-Прошу одного представителя команды (назначается учителем), опираясь на подготовленный слайд, кратко представить свой фрагмент, рассказать, к каким выводам вы пришли.
Члены команды приводят примеры из текста в доказательство.
По окончании выступлений задаёт вопрос:
- Как вы думаете, изменился ли герой со времени первой дуэли?
- Почему он мечтал о дуэли, но не стал стрелять?
- Что для Сильвио важнее, выглядеть смелым? Отомстить обидчику? Проявить милосердие? Репродуктивная, коммуникативная: отработка узловых моментов изученного материала.
Регулятивная, коммуникативная:
выступают, готовятся дать оценку.
Делают выводы о духовных ценностях героя, о способности к милосердию, о способности забыть обиду и отказаться от мести. Технология обучения в сотрудничестве,
элементы технологии развития критического мышления

Рефлексия. 5 мин.
Откройте Приложение 7.
Займите рабочее положение за столом.
Как вы думаете, какие духовные ценности есть у вас?
О чём заставила вас задуматься судьба героя?
Как связана повесть «Выстрел» с жизнью?
Чему эта повесть может научить современных молодых людей?
Оправдались ли ваши ожидания от этого урока, что вы сегодня для себя приобрели ценного?
Запишите свои мысли об этом, 2-3 предложения в оценочных листах. Коммуникативная, аналитическая:
дают оценку работе своей команды,
слушатели оценивают выступление.
Работают в оценочных листах (приложение). Технология обучения в сотрудничестве
Подведение итогов. Самооценка
3 мин. - Поднимите руку тот, кто доволен своей работой и оценил её на «5».
-Поднимите руку, кто считает, что хорошо потрудился, но оценивает себя на «4».
-Поднимите руку, кто не понял тему и кому нужна помощь (объясните, почему)
Запишите домашнее задание по выбору:
1)прочитать повесть полностью (кто не прочёл),
2)посмотреть фильм, поделиться впечатлениями,
3)написать размышление «Удивительное в повести «Выстрел» Регулятивная, аналитическая:
оценивают своё вклад в урок, подводят итоги работы.
Задают вопросы по домашнему заданию.
Технология обучения в сотрудничестве
Источники информации
Ю. А. Сохряков. «И. А. Ильин как мыслитель и литературный критик». Литература в школе № 1 1996.
Н. Н. Скатов. «Пушкин». – Ленинград: Детская литература, 1991, с. 176
В. В. Вересаев. «Пушкин в жизни» «Правда». – Москва, 1990, с. 215
В. Непомнящий. «Да ведают потомки православных». – Литература в школе. - № 2. – 1993 г.
В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. - № 4. – 1989
Лотман Ю. М. «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь». – Москва: Просвещение, 1988, с. 30
Повесть А.С. Пушкина «Выстрел». Интернет-библиотека: http://ilibrary.ru/text/89/p.2/index.html
Сайт «Клуб «Аудиокнига». А.С. Пушкина «Повести Белкина»: https://audiokniga.club/153-pushkin-povesti-belkina.html