Урок –проект по правовому воспитанию младших школьников «Права ребенка»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Урок –проект по правовому воспитанию младших школьников
«Права ребенка»
Выполнила: учитель начальных классов
Богомягкова Анастасия Петровна
Тулун -2015
Урок-проект «Права ребенка»
 Цели: 
1.Познакомить учащихся с основными  правами и свободами.
2.Научить их применять их в жизни.Составить плакат –проект «Основные права ребенка»
3.Воспитывать к законопослушности.
Оборудование: слайды по теме, таблицы, карточки, ИКТ, фонограммы песен.
     
Ход занятия1.Введение.
Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы:
Что люди могут делать и что не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что люди имеют право и на что не имеют?
Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах.
И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей?
Права у детей конечно же есть. И записаны они в двух главных документах, о которых я вам сейчас расскажу.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признать и защищать их права.
Со времен принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция как международный документ отличается от Декларации. Декларации являются призывам к народам и государствам соблюдать записанные в них положения, а конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
- А как вы поняли, в чем различие документов – Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка?
- Таким образом, Декларация – образец-призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.
- Как вы думаете, какие права ребенка должны быть записаны в Конвенции?
- На что ребенок имеет право?
( Дети пишут на листочках права ребенка, которые знают)
-Давайте посмотрим, сколько совпадений прав ребенка, записанных вами, с правами, принятыми в Конвенции, у вас получилось.
Права человека есть у всех людей. Права человеку никто не дает, он получает их от рождения. Все мы люди и все мы равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
     Сегодня наш урок-проект мы посвятим теме «Права ребенка».
 -Кто такой ребенок?
   
 «Не строй церковь, пристрой сироту» -призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
-Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (ответы детей)
    В США, в г. Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается штаб-квартира ООН, международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущее поколение от бедствий войны.
Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН-собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.
     Конвенция о правах ребенка была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.
- Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН «Права человека»
-покинутые своими семьями, около 100млн детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
-120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
-ежегодно около 3,5 млн детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
     
По-прежнему где-то происходят военные конфликты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства учтены.
     В Конвенции говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
     Наше государство подписало этот документ.
    Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
    В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
     
 Право на жизнь.
       Право на имя при рождении.
       Право на медицинскую помощь.
       Право на образование.
       Право на отдых и досуг.
       Право на имущество.
       Право свободно выражать свои взгляды.
       Право на свободное перемещение.
       Право на воспитание и заботу родителями.
       Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
      Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
   
 Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
      Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
 
2.Практическая часть.
 1) Викторина «Права литературных героев»
1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ( « Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2.Какие герои могли бы жаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (« Три поросенка», зайка из сказки «Ледяная избушка»).
3.Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь?
( Людмила из «Руслан и Людмила», «Марья Моревна )
4.В какой  сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
( «Золотой ключик»).
5.В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (« Мороз Иванович», «Сказка о попе и его работнике  Балде»).
6.У какой сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?( Золушка)
     
2)  Конкурс «Песня о правах».
Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
«Песня  бременских музыкантов»  ( право на свободное перемещение)
«Чему учат в школе» (право на образование)
« На крутом бережку» ( право на отдых)
3) Обязанности ребенка
– Ребята, у меня для вас есть конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).
– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.
Игра «Собери солнышко»
– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.
– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.
4) Игра «Да-нет»
Я предлагаю вам игру «Да-нет». На карточках написаны права, которые есть и которых нет. Вам нужно разложить их в конверты с ответами «да» или «нет».
-Давайте посмотрим, что у нас получилось.
3.Закрепление.
-А сейчас мы с вами создадим плакат –проект «Основные права ребенка», чтобы познакомить с правами ребенка учащихся нашей школы.
- На большой плакат мы будем наклеивать вырезки из газет, которые касаются прав ребенка, используя также рисунки и аппликации из цветной бумаги.
- Вот такой плакат у нас получился. Молодцы!
4.Итог.
- Наш классный час подошел к концу. Подытожим, что мы узнали.
- Каким важным документом мы познакомились? (НОКЕВЦИЯН)
- Какой организацией он был принят? (ОНО)
- Кто является ответственным за обеспечение прав детей? (РДОТИЕЛИ)
- Каким правом вы сейчас пользуетесь ,сидя за партами в школе? (РБОАЗОВИНЕ)
Обобщение: именно это право-право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!
Список использованной литературы
Этика и право в начальной школе: Как преподавать курс «Я и мой мир»: Книга для учителя. Ч.2. – СПб.: Перспектива, 2010. – 167 с. [«Петербургская модель гражданско-правового образования в школе»]
Ваши права: Кн. Для учащихся нач.классов / Концепция книги и иллюстрации Е.С. Шабельника. Адаптация текста Е.Г. Каширцевой. – 6-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 64с.
Элиасберг Н.И., Михеева М.М. Мы – граждане России. Основы законодательства Российской Федерации: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. – СПБ.: Издательство «Союз», 2004. – 351 с.
Шабельник Е.С. Права ребенка: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. – 56с.
Классные часы: 3 класс. – 3-е изд.,перераб. И доп. /Авт.-сост. Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.:ВАКО, 2011. – 256 с. – (Учебный год).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c03da0a-7938-2f23-a2fe-7eeb027ec50c/1010331A.htm - цифровой образовательный ресурс ПРАВА РЕБЕНКА (N 48816)