Презентация к выступлению на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по темеПроблемно- диалогическая технология на уроке истории. 
Районное методическое объединение учителей истории и обществознания Кантемировского муниципального  района Воронежской областиПроблемно- диалогическая технология на уроке истории    Подготовила : Рябенко Светлана Викторовна,учитель истории и обществознанияМКОУ Митрофановская СОШ 
Автор технологии проблемного диалога - Елена Леонидовна Мельникова, лауреат премии Правительства РФ в области образования, канд. психол. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, г. Москва.Проблемно- диалогическая технология- одна из развивающих технологий
Ключевое понятие - творчество. Творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творчество есть создание нового и значимого продукта. Основа школьного обучения – научное творчество. Научное творчество - процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена:    1)постановка проблемы,    2)поиск решения,    3) выражение решения    4) реализация продукта. Теоретические основания технологии
Основа школьного обучения – научное творчество. Научное творчество - процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена:    1)постановка проблемы( столкновение с противоречием, чувство удивления или затруднения, осознание противоречия и формулирование  вопроса);    2)поиск решения(.мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез);    3) выражение решения (выражает новое знание научным языком в форме статьи, книги, доклада и представляет его широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении)   4) реализация продукта. 
Смысл технологии :1)«пропустить» школьников на уроке  через все звенья научного творчества2)работа детей только в диалоге с учителем.Сущность технологии.
Два вида диалогаПобуждающий диалог  Этап постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Этап поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы.Подводящий диалог Этап постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников  к теме урока.Этап поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. 
На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу, т.е., от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Ученики  работают по специальному( продуктивному ) заданию учителяЗадача- создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).Творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»                                                      
Виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ)Методы: исследовательский, поисковый.Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная.Средства обучения: учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы. Технология проблемного диалога 
     Проблемная ситуация. Формулирование проблемы.1. Александр I о монархии: «Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека...»«Наследственная монархия – установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа».   2. Князь Адам Чарторыйский об Александре I: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление... Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю». – На основании выявленного противоречия какой у вас возникает вопрос? Учащиеся формулируют проблему: « Александр I – либерал или консерватор?» Реализация проблемно- диалогической технологи Тема «Реформы Александра I»( 8класс)
Выдвижение гипотез.1. Александр I – либерал. 2. Александр I – консерватор. 3. В первой половине правления Александр I - либерал, а во второй половине правления он отходит от либеральных реформ.
1. Распределите в две колонки признаки аграрного общества и модернизации: а) основа хозяйства – земледелие;  б) общество состоит из отдельных сословий и общин; в) развитие рыночных отношений; г) промышленный переворот; д) рост городов и городского населения; е) культура, мировоззрение, общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям; ж) вовлечение широких слоев населения в политическую жизнь. 2. Работа в парах. Проверьте друг у друга знание терминов: либералы, консерваторы, абсолютная монархия, конституционная монархия, республика, реформа (в случае затруднений обращайтесь к словарю в учебнике).  3. Какими чертами отличалось правление Павла I?  Актуализация знаний учащихся, планирование  деятельности по открытию новых знаний.Что мы уже знаем по этой проблеме?
1. Слушая сообщение ученика об Александре I, составьте в тетради список личных качеств этого государя. Какие из них способствовали тому, чтобы Александр стал реформатором? 2. Составьте таблицу «Преобразования Александра I в 1811–1811 годах», выделив колонки «Экономика», «Политика», «Культура». 3. Работа с историческим источником «Указ о вольных хлебопашцах» Вопросы для анализа: – Каковы условия освобождения крестьян по этому указу? – К какому сословию принадлежат крестьяне после освобождения? – Каково отношение освобожденных крестьян к земле?– Каковы права и обязанности вольных хлебопашцев? – В чем достоинства и недостатки этого указа?  Открытие нового знания . 
Применение нового знания. Представьте спор двух дворян начала XIX века. Отец – старый боевой офицер, которого императрица Екатерина II произвела в полковники. Он владеет сотнями крепостных, живет в деревне и получает хороший доход. Сын – молодой человек, увлекающийся сочинениями французских просветителей, поступил в Московский университет на юридический факультет. -Как, на ваш взгляд, каждый из них будет относиться к реформам Александра I? Как будет защищать свою позицию? 
Результаты применения технологии .Предметные результаты– качественные знания.Метапредметные результаты – универсальные учебные действияПовышает эффективность работы учащихся на уроке, развиваются у детей мышление, память, логику, умение анализировать, обеспечивается творческое усвоение знаний, развивается интерес к предмету, вызывает желание попробовать себя в исследовательской работе.
Технология проблемного диалога обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Интернет- ресурсыhttp://festival.1september.ru/articles/656143https://infourok.ru/material.html?mid=188671http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3850http://www.myshared.ru/slide/370900