Тренинг по правовому воспитанию Мои права и обязанности


ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат»
Тренинг по правовому воспитанию
«Мои права и обязанности»
( 6-7 класс)
Подготовила:
классный руководитель 6 класса Н.П.Вербицкая
Феодосия-2016
Тренинг по правовому воспитанию «Мои права и обязанности»
( 6-7 класс)
Цель: предполагается, что к концу мероприятия учащиеся будут знать, что значит быть «гражданином», какими правами и обязанностями он обладает.
Задачи личностного развития:
мобилизовать все имеющиеся знания
способствовать развитию навыков: самоуважения, коммуникабельности, умения слушать, самоутверждения.
переключение основного внимания учащимися с освоения правовых знаний на их практическую значимость.
Оборудование: карточки для выполнения заданий, иллюстрации, шкала оценки, слово «право»
Форма проведения: тренинг в форме соревнования
Ход занятия:
Введение в тему. Участники делятся на 2 группы.
Выбирается жюри 2 -3 человека.
- Здравствуйте ребята, чтобы узнать с какой целью мы сегодня собрались, давайте ответим на вопросы викторины.
На магнитной доске буквы, которые необходимо собрать по порядку в слово право:
 
Дети отвечают на вопросы викторины:
Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)
Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность)
Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.)
 
Учитель: Какое слово выделилось? (Право)
 
- Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей)
 
На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
 
Учитель: Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.)
 
Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:
Конвенция о правах ребенка
Всеобщая декларация прав человека
Декларация прав ребенка.
2. Игра - «Права ребенка»
А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники?
 Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов (из всеобщей декларации прав человека).
 
Работа в группах:
 
Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи.
 
Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.)
 
1 группа
статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
 статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
 
2 группа
статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…
статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.
статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых…
 
Список героев на доске (в картинках):
 
Том Сойер (24)
 
Старик Хоттабыч (4)
 
Три поросенка (12)
 
Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5)
 
Золушка (1)
 
Филлипок (26)
 
Красная Шапочка (3)
 
Буратино (17)
3. Игровая ситуация «Как вы себя чувствуете? Как температура?»
А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.
Шкала оценки: (на доске)
1-никогда,
2-редко,
3-часто,
4-всегда.
В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура - 36 градусов "прав человека".
У кого от 20 до 36?
В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.
Как вы думаете, почему результат низкий?
От кого зависит температура прав человека в школе?
Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
4. Работа в группах. Игра «Мои обязанности»
 Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.
 
1 группа:
1)аккуратно, одежда
2)звонок на урок, встать
 3) поведение в столовой
2 группа:
1)прогул, уважительная причина
2)поведение на уроке
3) бережно, школьное имущество
 Подведем итоги.
Рефлексия.
Упражнения с мячом: бросить мяч, сказав : « Я имею право...»,
«Мои обязанности»
Пожмем друг другу руки и поблагодарим за работу.