Занятие с элементами песочной терапии в средней группе «Две песочные страны»
Конспект занятия с элементами песочной терапии в средней группе
«Две песочные страны»
Программное содержание:
- формировать жизненную компетентность детей, процессы саморегулирования, развивать способность детей к самовыражению, развивать познавательные способности, умение анализировать, обобщать, устанавливать простые связи между явлениями;
- способствовать развитию монологической речи и словесному творчеству в игровой и познавательной деятельности через описание, рассуждения, комментарий;
- укреплять психофизическое здоровье детей в процессе работы с песком;
- закрепить умение детей воспроизводить изображения с помощью различных техник работы с песком (песочная анимация, рисование по мокрому песку, рисование песком с помощью трафарета, песочная аппликация);
- развивать чувство прекрасного, творческие способности, мелкую моторику, эстетический вкус.
Оборудование: воздушные шарики, бассейн с песком, коробки с песком, игрушки, микрофон, стекло и зеркала для рисования, клей ПВА, кисти, шаблоны, магниты, корзина с бананами, изображения животных, облака.Ход занятия песочная терапия
Первая часть занятия. Упражнение «Давайте поздороваемся».
(Дети различными способами словами и жестами здороваются с гостями).
Сюрпризный момент.
Под музыку ветра прилетает Снегурочка (педагог-психолог) на облаке (воздушные шарики).
- Ой, ой. Хватит, ветер, прекрати. Добрый день малыши и взрослые, узнали? Да, я Снегурочка. Прилетела к вам на облаке, а холодные ветры мне помогли. В своей зимней стране услышала я о лете, но так и не поняла, чего его все так ждут и любят, каким оно бывает. Вот и прилетела я к вам, чтобы вы рассказали мне, что такое-лето.
Воспитатель
- Дети, давайте расскажем Снегурочке, какое лето бывает. Что летом можно делать.
Дидактическая игра «Расскажи о лете».
Дети рассказывают о лете в двух-трех предложениях.
Снегурочка. - Как интересно. А у меня зима-совсем другое. А давайте сравним ваше лето с моей зимой.
Лексическая игра «Перезвон»
Детям предлагается ответить на вопросы.
- Зимой люди надевают теплые куртки, шубы, шапки, а летом ..? (Сарафаны, шорты, майки, панамы).
- Зимой на земле снег, сугробы, сугробы, а летом ..? (Трава, цветы).
- Зимой с неба падает снег, а летом ..? (Теплый дождик).
- Зимой мороз, холод, метель, а летом ..? (Жара, ветерок).
- Зимой дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, а летом ..? (Катаются на велосипеде, самокате, качелях, играют в футбол).
- Зимой - синичка, воробей, снегирь, а летом ..? (Ласточка, аист, жаворонок, кукушка).
Психолог. - Благодарю вас, дети. Теперь я поняла, что такое лето и каким оно бывает. Но мне так хотелось бы его увидеть.
Воспитатель
- Как нам тебе помочь? Дети, а где всегда лето? (В Африке). Давайте отправимся туда.
Снегурочка
- А путешествовать мы можем на моем облаке. Только сначала надо отгадать, на что похожи его подружки, плывущие по небу. Посмотрите на них внимательно, что они вам напоминают?
Упражнение «На что похоже облако».
Молодцы, держите каждый себе облако (воздушный шарик) и отправляемся в путь. Ну, ветер, помоги нам.
Звучит музыка ветра.
Вторая часть занятия.
Группа перемещается в Африку. Танец местных жителей «Африка».
Воспитатель. - Какая красивая музыка. Вот так чудо Африка, как здесь радостно и тепло. И жители приветливы. А эти жители умеют не только танцевать, но и весело играть и обезьяну кормить.
Дидактическая игра «Какой банан (апельсин, лимон и т.д.)?»
(Желтый, сочный, ароматный ...).
Какие веселые обезьянки, а посмотрите, здесь еще какие-то звери спрятались. Скажите, какие звери живут в Африке.
Упражнение «Какое животное спряталось?»
Снегурочка. - Посмотрите, в Африке еще много песка (открываю бассейн с песком). Давайте с ним поиграем. А можем ли мы здесь сейчас играть? (В песке - гвозди, булавки, скрепки). Что здесь лежит? Какую опасность представляют эти предметы? Что нам поможет быстро и безопасно все собрать? (Магнит).
Экспериментальная деятельность дошкольников.
Дети с помощью магнитов убирают железные предметы из песка.
- Вот теперь мы можем поздороваться с песочком.
Упражнение «Здравствуй, песочек»
Давайте поздороваемся сначала одним пальчиком, потом одной ладошкой, а теперь двумя ладошками.
Что вы чувствуете, песок какой? (Прохладный, гладкий, мягкий).
Наоборот песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте.На что это похоже? (Дождь, водопад, душ, песочные часы).
А в Африке живут пауки? Давайте пальчиками покажем, как бегают пауки. А змеи живут? Одним пальчиком покажите, как ползают змеи. Знаете, как змеи сворачиваются в клубок? Покажите одной рукой, двумя руками сразу. Погрузите руки глубоко в песок (находят маленькие раковины).
Воспитатель. - Какие ракушки на ощупь? (Гладкие, прохладные).
Как вы думаете, откуда эти ракушки? (Из океана). Давайте их туда и отнесем. Садитесь на берегу океана, положите свои раковины.
А что могла видеть это раковина? (Жителей океана, птиц, пальмы).
Чем она может пахнуть? (Океаном, солью, водорослями).
А что она могла слышать? (Плеск волн, шум птиц, как трубит слон).
А знаете ли вы, что произойдет, когда приложить раковину к уху? (Можно услышать шум моря или океана).
Давайте с вами проверим так ли это.
Релаксация
(дети прикладывают раковины к ушам, раздается аудиозапись «Шум моря»). Давайте дадим гостям послушать раковины и подарим им на память о путешествии. (На воде появляется корабль с животными).
Снегурочка. - Посмотрите, дети, кто-то потерялся в океане. Какие здесь звери, назовите (жираф, носорог, леопард, зебра, слон, бегемот). Может мы их спасем, перенесем на сушу, в песок.
Упражнение «Африка в песочнице»
(дети располагают зверей, строят им дома, играют с песком).
Теперь я поняла и увидела какое оно-настоящее лето. Спасибо, но мне пора возвращаться. Ветер, помоги. (Звучит ветер, Снегурочка улетает).
Воспитатель. - А нам с вами нужно возвращаться в детский сад. Берите свои облака и полетели. Вот мы и дома. Теперь я вам предлагаю все, что вам понравилось, что вы видели отразить в своих работах, а поможет вам в этом песок. (Вариативное рисование на влажном, сухом песке, на зеркале, на стекле и цветным песком с трафаретами).