Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.
Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе наблюдается:• гипотония - слабое сжатие ручки;• гипертония - сильное сжатие ручки;• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки. Нужна коррекционная работа по следующим направлениям:1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);3. Смысловая организация движений (проговаривание). Практическая часть 1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);2. Упражнения на расслабление (“Погладим котёнка”, “Маляр” и др.);3. Нейропсихологическое расслабление: • массаж;• упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;• упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др. • выкладывание палочек различными пальцами;• посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;4. Упражнения на ритмическую организацию движений ( когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций) • хлопки;• постукивание палочками;• ритмичные щелчки;• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.Упражнения для развития мелкой моторикиРазминка: Выбрасывание пальчиков а) "В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали". б) "1,2, 3,4,5. Мы грибы идем искать. Вот мизинчик в лес пошел, Безымянный – гриб нашел. Средний пальчик чистить стал, Указательный – скакал, Большой палец все съел, От того и потолстел."Выполнение по зрительному образцу:«В нашем дворе живут разные животные» Показ фигурки, называние животного. Дети повторяют. Логопед называет животное, а дети самостоятельно воспроизводят кинестетический образ.1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. 2. "Курочка" – веер опущен. 3. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются. 4. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются. 5. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя. 6. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.
7. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.
Гимнастика для пальцев:1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.10. Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Развитие реципрокной координации.Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
Упражнения только на развитие динамического праксиса: 1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – "привет!" (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки вместе) 2. "Клубы дыма". Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди), имитация клубов – круговые движения вверх в воздухе. 3. "Рисуем чешую у рыбы". Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз.
4. "Альпинисты идут по горам". Палец – крюк, который цепляется за горы.
Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения. 1. "Погладим котенка". Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой. 2. "Курочка пьет воду" – сбрасываем руки назад. "Курочка клюет зерно" – сбрасываем руки вперед. 3. "Веселые маляры" – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками. 4. "Качаем лодочку" – соединить ладони и качать вправо-влево.
5. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.