Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста


Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.
Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Цель арттерапии - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Внутренний мир ребенка сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое "Я", раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.
Артпедагогика предполагает следующие принципы:
Принцип самовыражения и спонтанности.
Принцип уникальности.
Принцип сотворчества.
Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Особое место занимает изотерапия: рисование, рисование на песочном столе с подсветкой, лепку, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца.
На занятиях можно использовать разные упражнения:
* «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
* «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
* «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
* «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».
* «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.
В рамках коррекционных мероприятий дополнительно на занятиях мы используем музыкальную терапию и танцевальную терапию, которые позволяют разрешить эмоционально-личностные проблемы детей, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранить состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, снять повышенную тревожность и импульсивностью.
Что можно использовать для развития мелкой моторики?
рамки с застёжками (пуговицы, молния, ленты, шнуровка, кнопки);
футляры с предметами – секретиками (по-разному открывающиеся коробочки, кошельки);
сортировка пуговиц по цвету и размеру;
мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, вязаные);
нанизывание бус;
коврики  типа «травка» для массажа ладоней;
пальчиковый « сухой бассейн» с игрушками «киндер – сюрпризов»;
грецкие орехи, цилиндры, кольца – для самомассажа кистей рук;
перебирать и раскладывать крупы: рис, фасоль, горох (по цвету, размеру ит.п.);
лепка из пластилина, соленого теста, творческой глины;
собирание мозаики, пазлов.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнений, но и  создаст необходимый эмоциональный настрой;
выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;
при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребёнка;
не ставьте перед ребёнком сразу несколько сложных задач ( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен,  и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
вначале дети испытывают  затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения пассивно и постепенно, с помощью взрослых;
никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание ) или поменяйте игру;
стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи;
сгибая – разгибая ребёнку пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете  импульсы в его речевые центры;
развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что карандаш (ручку), конечно, держат всего три пальца (большой, указательный, средний), но в упражнениях мы  задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь;
в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;
независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;
речь – неизолированная  единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга:  стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое);
распределяем энергию равномерно (уставшее возбуждённое полушарие затормозит, незадействованное – проснётся, активизируется).
Я хочу предложить вашему вниманию специальные упражнения для подготовки руки к письму:
раскрашивание картинок;
обведение плоских фигур;
обведение трафаретов;
рисование различных линий: прямых, фигурных;
рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
выполнение штриховок;
графический диктант
 
Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:
1) правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена ;
2) правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.  Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;
3) расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;
4) формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;
5) ориентировка на листе бумаге.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Данное упражнение развивает не только у детей мелкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.  "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", - были слова великого педагога- новатора Марии Монтессори.
Пример:
 Отгадайте, что будете сейчас рисовать:
 "Ходит длинный, пасть с клыками
 Ноги кажутся столбами,
 Как гора огромен он.
 Ты узнал, кто это? " (Слон)
 Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.
Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.
Цель: стимулирование развития обоих полушарий мозга и высшей нервной деятельности;
активизация и развитие речи;
развитие интеллекта;
развитие воображения, артистизма и памяти;
развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму, совершенствование навыка письма
"Дом"
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
"Друзья - садоводы"
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
"Кораблик"
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки
"Лодочка"
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья,
- Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
"Мышка"
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
"Апельсин"
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!"Утюг"
Утюгом разгладим складки, будет всё у нас в порядке,
Перегладим все штанишки зайцу, ёжику и мишке.
(Ребром ладони дети имитируют  «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит).
"Пила"
Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!
(Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.)
"Тесто"
Тесто месим, тесто мнём, пирогов мы напечём
И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?
(Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, ребёнок сидит. Поглаживание.)
«Мама»
По головке мама гладит сына – малолеточкуТак нежна её ладонь, словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы и меня не позабудь!
( Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
«Тёрка»
Дружно маме помогаем, тёркой свёклу натираем,
Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
(Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки).
«Дрель»
Папа в руки дрель берёт, а она жужжит, поёт,
Будто мышка – непоседа в стенке дырочку грызёт.
( Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, ребёнок сидит. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
«Клещи»
Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.
Может, что – нибудь и выйдет, если постараются!
(Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
«Футбол»
Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!
Палец большой за ворота – горой!
Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой, забивает головой!
Безымянный, вдруг споткнулся и с досады промахнулся!
Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!

Примеры пальчиковой гимнастики

lefttop




416433074295






Пальчиковая гимнастика для школьников: упражнения
Занятия пальчиковой гимнастикой для школьников должны быть ежедневными. Тренируйтесь сперва вместе с ребёнком, а затем научите выполнять его простые упражнения непосредственно на переменке в классе.
Упражнение 1.Соединяем поочерёдно подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять.Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать.
А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. 
Упражнение 2.
Кладём ладони на стол и барабаним пальчиками по столу.Ребёнок представляет, что играет на пианино.Далее нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности. 
Упражнение 3.
Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
Упражнение 4.
Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать "рожки"). Повторяем эти фигуры по 3 раза каждой рукой. 
Упражнение 5.
Рисуем в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.
Упражнение 6.
Массируем каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение. Массируйте ручки в течение 1-2 минут. 
Упражнение 7.
Крепко сжимаем обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз. 
Упражнение 8.
Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.
Как же вызвать интерес у ребенка к заданиям по подготовки руки к письму и удержать его?
 1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка".
 2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!
 3. Данные упражнения нужно выполнять совместно необходимо участие взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенку процессу выполнения заданий.
 4. Не допускайте переутомление! Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут. Помните, время занятия не должно превышать 30 минут. Через 15 минут с начало занятия хорошо было бы провести физкультурную минутку.
 5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже - через месяц и позже.
с уважением педагог-психолог МБОУ Игримская СОШ №1 Городова Татьяна Александровна
Список использованных источников.
1. Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.
2. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
3. Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. - М.: Книголюб, 2008. - 176 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Изд-во: Речь,2008 г.-159с.
6. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия. - Спб.: Изд-во: Питер, 2002.- 320с.
7. Копытин А.И. Руководство по групповой АРТ-терапии. - Спб.: Изд-во: Речь, 2003 г.-320 с.
8. Красный Ю.Е. Арт-всегда терапия. -M.: Изд-во: МЦУПК, 2006. - 204 с.
9. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - M.: Изд-во: Академия, 2001. - 248 с.
10. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Изд-во Академия, 2001. -192 с.
11. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Гриф МО РФ. -- М.: Изд-во: МГСУ, 2001. - 195 с.
12. Материалы презентации центра ИНТОКС, «Артпедагогика в образовательной деятельности».
Для обогащения предметно – развивающей среды были изготовлены дидактические игры и пособия для развития мелкой и крупной моторики рук.