Классный час Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крупецкая средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
классный час
для начальной школы
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»



Праздник разработала и провела
учитель начальных классов
Артамонова Валентина Алексеевна,
первая квалификационная категория
д. Рыжевка, 2017 г
классный час
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
Цель:
Познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «День Защитника Отечества».
Задачи:
1. Вспомнить славные подвиги воинов-защитников, членов семей обучающихся.
2. Продолжить воспитание чувства гордости за свою семью, свой народ, любовь к Родине.
Форма: классно-урочная
Оформление и оборудование класса:
иллюстрации на военную тематику, рисунки;
фото военных профессий, защитников Отечества;
подборка книг о защитниках Родины;
фото памятника павшим односельчанам
компьютер, презентация
записи: песня из к/ф «Офицеры» «Нет в России семьи такой…»;
песня «Пусть всегда будет солнце!»;
стихотворение Н.Найдёновой «Хотим под мирным небом жить!»
Плакаты с высказываниями:
«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К. Ушинский.
Тот герой, кто за Родину горой.
За мир стоять - войне не бывать.
Для российского солдата граница свята.
Пусть всегда будет мир!

Ход классного часа
1. Вступительная часть. Фанфары.
Звучит куплет из песни к/ф «Офицеры» «Нет в России семьи такой…».
От героев былых времёнНе осталось порой имён.Те, кто приняли смертный бой,Стали просто землёй, травой…Только грозная доблесть ихПоселилась в сердцах живых.Этот вечный огонь,Нам завещанный одним,Мы в груди храним.
2. Беседа:
-Какие слова вы услышали в песне? (Мы помним героев, хотя не осталось даже имён..)-На каком уроке мы говорили об этом? (Литературное чтение. Раздел «Моя семья и я.»)-Почему сегодня эта тема звучит так часто? (Приближается праздник 23 февраля)
-Ученики читают стихотворение.

Многое нынче память
Восстановить не может.
Новый день наступает -
Старый со славой прожит.
Только не смеет время
Вынуть из песни слова,
Только доброе семя
Всходит снова и снова -
В новых полках и ротах,
В детях и внуках наших,
В новых твоих походах,
В новых железных маршах.
Вижу иные лица,
Штык и строку Устава.
Старая слава - длится,
Новая зреет слава!
(В. Степанов.Армии победительнице)
2. Учитель:
- 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край». Отечество – это наша страна, наша Родина.
- Ребята, а вы знаете, почему именно 23 февраля празднует вся страна День защитника Отечества?
Ученик рассказывает историю этого праздника.
В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно, получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».
Учитель:
- Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.
- Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.
- Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины.
-Помните имена былинных богатырей?
1. Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Во времена, когда на Руси не было регулярной армии, простым людям приходилось бросать свои дела, брать в руки топоры и вилы, и идти биться с захватчиками. Среди обычных людей было немало героев, которые проявили силу, храбрость. Слава об их героических поступках передавалась от поколения поколению. Так возникли былинные герои, которые смотрят на нас с картины Васнецова «Богатыри». (Дети называют их имена)
-Вспомним великих полководцев истории Российского государства:
2. Александр Васильевич Суворов. Когда он был таким, как вы, часто болел, был слабым, но в нём жила непобедимая сила воли. Каждое утро он делал зарядку на открытом воздухе, обливался холодной водой и укрепил своё здоровье – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. К тренировкам и закаливанию Суворов приучал своих солдат. За всю свою воинскую жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не числом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор. Это было в 18 веке. Но до сих пор вы слышите от родителей и учителей слова Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою!»
3. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года с французами. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское поле и победил там неприятеля. Это было в 19 веке.
4. Георгий Константинович Жуков. Под его руководством были одержаны основные победы над коварным врагом – фашистской Германией. Он стал маршалом Советского Союза, Героем Советского союза. 9 Мая 1941 года именно он принял капитуляцию разбитой советскими солдатами захватнической армии Гитлера в Германии, куда через всю Россию и страны Европы советский, русский солдат и пригнал недруга. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых вместе с К.Г. Жуковым и другие полководцы проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.
Далее беседа проводится на краеведческом материале с презентацией экспозиций музея и фотографий памятника павшим односельчанам .- За Родину сражались не только взрослые, но и дети. Мы всегда помним о них.
(После перечисления подробнее остановиться на фото Зои Космодемьянской, т.к. школа носила имя героини.)
5. Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923-1941) прожила короткую, но полную, настоящую, жизнь. Будучи ученицей 10-го класса, она в самом начале войны добровольно вступила в партизанский отряд. В 1941 году была арестована при выполнении боевого задания и после пыток казнена немцами.
На допросе немецкий офицер спросил у неё: «Где сидит Сталин?». Она ответила: «Он сидит на своём месте». Она не выдала ни себя, ни друзей, ни Сталина. Себя она назвала Таней. Тогда никто не знал настоящего имени Зои. Но, спустя некоторое время, у убитого немецкого офицера, который её казнил, в кармане нашли фотографии Зои и напечатали в газете. Её узнали одноклассники и друзья. Таким образом, вся страна узнала 18-летнюю Зою Космодемьянскую, которая геройски погибла. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
-Учитель:
-Какие слова написаны на доске как тема нашего классного часа?
Дети: (читают все вместе) «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
-Звучит продолжение песни:
Нет в России семьи такой,Где б не памятен был свой герой.И глаза молодых солдатС фотографий увядших глядят.Этот взгляд, словно высший суд,Для ребят, что сейчас растут.И мальчишкам нельзяНи солгать, ни обмануть,Ни с пути свернуть…
- Какие слова вы услышали в песне? (В каждой семье свой герой. Память о них учит нас жить честно и гордиться своей страной)- Есть ли в ваших семьях память о близких и дорогих вам людях? Расскажите.
- Дети по очереди представляют свои проекты о воевавших прадедах. Рядом с фотографиями известных героев поправу прикрепляется фото Героя Советского союза Фролова Василия Матвеевича, уроженца с. Конопляновки Рыльского района Курской области. О его подвиге рассказывает праправнучка Субботина Таня.

-О двух своих прадедушках рассказывает Катя Муравьёва. Один из них воевал и погиб на Курской дуге, а другой – пропал без вести в 1941 году. Небольшие проекты также продолжают на доске ряд защитников Отечества.
-Маленький листочек с краткими сведениями и без фотографий прикрепляет на доску Настя Шеварёва. Её прадед тоже пропал без вести)
Ученики:
К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.
(Так завершается на доске первая линия погибших защитников)

Учитель:
- Много побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.
-Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся.
-Много городов-героев в нашей стране. Нашему областному городу Курску тоже было присвоено звание город Воинской Славы.
Учитель:
- А какие военные профессии вы знаете?
Дети перечисляют:
Учитель:
- А кто нужнее в Армии?
- На этот вопрос ответить невозможно.
- Какой палец нужнее?
- Все нужны.
- Одним пальцем не ударишь-
- Нужно все пальцы сжать в кулак,
- И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.
-Какие строчки можно посвятить каждой профессии? (Дети читают стихи.)

Танкист
Везде, как будто вездеход,На гусеницах танк пройдёт.Ствол орудийный впереди,Опасно, враг, не подходи!Танк прочной защищён бронёйИ сможет встретить ратный бой!
Лётчик
Он металлическую птицуПоднимет в облака.Теперь воздушная границаНадёжна и крепка!
Военный врачСолдат у вражеских высотБыл ранен утром рано.Отважный военврач спасёт,Он перевяжет раны!Врач извлечёт из ран солдатаДва небольших осколкаИ скажет: «Унывать не надо!Живи, братишка, долго!»
Сапёр
Давно закончилась война,Но след оставила она –Бывает, среди грядокЗакопаны снаряды.И с техникой придёт сапёр,Чтоб обезвредить поле.Не будет взрывов с этих пор,И бед, и слёз, и боли!
Десантник
Они в опасные минутыСпускаются с небес.Распутав парашюты,Прочешут тёмный лес,Овраги, горы и луга.Найдут опасного врага.
Моряк
На мачте наш трёхцветный флаг,На палубе стоит добряк.И знает, что моря страны,Границы океановИ днём, и ночью быть должныПод бдительной охраной!
Подводник
Вот дивная картина-Выходит из глубинСтальная субмарина,Как будто бы дельфин!Подводники в ней служат –Они и там, и тутПод водной гладью кружат,Границу берегут!

Артиллерист
Да здравствуют артиллеристы -Защитники наших земель,Подносчики наших снарядов,Наводчики, бьющие в цель!
Пограничники
На ветвях заснули птицы,Звёзды в небе не горят.Притаился у границыПограничников отряд.Пограничники не дремлютУ родного рубежа:Наше море, нашу землюНаше небо сторожат!
Учитель:
- Так можно ответить на вопрос – кто нужнее Армии?
Дети:
- Нет. Все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой.
Учитель:
  -А есть ли в вашей семье защитники Отечества, которые не воевали, но защищали нашу Родину в мирное время? (Дети рассказывают о военных профессиях отцов и дедушек. Выстраивается на доске вторая линия защитников Родины).628
- Ребята! Вот именно в это время и в эту минуту, когда у нас проходит классный час, целая Армия России охраняет наши границы. Поэтому мы можем спокойно учиться, дружить, гордиться своей Родиной. Среди сегодняшних защитников страны - брат нашего Павлова Жени. (Женя показывает красочные фотографии из проекта «На передовых рубежах», рассказывает о военной профессии своего брата. Его проект, альбом брата, фотографии открывают третью – современную линию защитников Отечества.)635
Учитель:
-Дорогие ребята! Спасибо за память обо всех, кто нас защищал. Я надеюсь, что в вашей жизни не случится страшных военных дней. Мир существует, пока жива память.
646
-Ученица читает стихотворение:
Хотим под мирным небом жить! 
Н. Найденова
По - разному зовутся дети, -Нас очень много на планете...Есть Вани, Гансы, Джоны, -Детей повсюду миллионы!
По-разному зовутся дети,Для нас - все лучшее на свете!Нужны нам яркие игрушки - И Буратино, и Петрушки.
Нужны нам книжки, песни, пляскиИ увлекательные сказки.Бассейны, горки, турники,Сады, фонтаны, цветники.
Пусть всюду светлый детский садВстречает радостно ребят,Пусть всем, везде хватает школ,Чтоб каждый утром в школу шел!
Хотим мы вырасти врачами,Строителями, скрипачами,Учителями, и артистами,И летчиками, и связистами!
Хотим под мирным небом жить,И радоваться, и дружить,Хотим, чтоб всюду на планетеВойны совсем не знали дети!
Дети и гости поют песню «Пусть всегда будет солнце!»