Женская тема в рассказах Габита Мусрепова.

ЖЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗАХ ГАБИТА МУСРЕПОВА
Габит Мусрепов – выходец и Северного Казахстана из семьи бедняка. Первым учителем будущего писателя был аульный мулла, Потом мальчика определят в двухклассную школу. Положительную роль в судьбе Габита сыграл известный поэт – просветитель Беккет Отетлеуов , который помог ему поступить в Пресногорьковское высшее начальное училище. Учащийся Габит зачитывается произведениями А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Короленко, Дж. Лондона. Сильное впечатление производит на него свободный и «вольный» слог Н.В. Гоголя, «лаконичная манера» Чехова. Этот автор заставит Мусрепова увидеть рассказ как одно из произведений короткого, но очень вместительного жанра. После училища Мусрепов учится на рабфаке в Оренбурге и начинает писать. Его творческий путь начинается с 1925 года.
В творчестве Мусрепова, в его становлении как большого писателя – реалиста можно наметить три этапа. Первый относится к концу двадцатых – началу тридцатых годов. Второй – 1932-1938 гг. Заметное место в творчестве Мусрепова этого периода занимает цикл рассказов о матери: «Месть матери», «Мать матерей», «Мужество матери», «Аклима», «Заступничество матери». Писатель создал сильные, романтические образы, воспел всепобеждающую силу материнской любви, высокие моральные и нравственные качества женщины – матери.
И объектом исследования стали эти рассказы, женские образы, созданные Мусреповым.
Актуальность исследования. Проблема материнства, роли женщины в судьбе семьи, детей никогда не теряет своего значения. Как она рассматривается мастером казахской литературы – для нашего общества небезразлично.
Целью данной работы является
- исследование приемов, способов в обрисовке характеров героинь рассказов писателя,
- умение автора увидеть внутреннюю сущность женских образов,
- понять те поступки, которые они совершали.
Цель работы определяет и решение конкретных задач, главными из них являются следующие:
- рассмотреть разные жизненные ситуации, в которых оказывается героини рассказов Мусрепова, и увидеть: ситуации разные - сущность женщины неизменна;
- попытаться проанализировать языковые средства, работающие на раскрытие основной темы произведения.
Габит Мусрепов – тонкий мастер художественного слова. По крупицам собирал писатель алмазы родной речи, и они по-новому свежо и ярко заискрились в его новеллах и рассказах, драмах и романах. Остановимся на лирико-философских рассказах о женщине, страдающей, ждущей, борющейся, надежной, настоящей, верной. Сам Г. Мусрепов так говорил об этом: «Со стороны кажется, что я всегда возвышенно, взволновано и охотно пишу о женщинах. Может быть Издревле казахская женщина играла особую роль в кочевой жизни. Именно они среди восточных женщин не носили чадру или паранджу, смотрели смело открытыми лицами в будущее Есть масса примеров о доблести, мужестве казашек.»
Габит Мусрепов – мастер в создании различных жизненных ситуаций. Они драматические, лирические, остросюжетные, заставляющие читателя сопереживать с героинями рассказов те тупики, в которых они оказываются. И радоваться, если выход найден. В основе рассказов – события, связанные с историей страны. В рассказе «Материнский гнев» («АшынCан ана» ) – время мобилизации на тыловые работы. В «Мужестве матери» («Ер ана») - события гражданской войны. Великое бедствие народное – Великая Отечественная война – на страницах рассказах «Аклима» («АKлима») и «Месть» («Кек»). Ситуации драматичны. Участниками их стали и женщины. В самих названиях произведений уже чувствуются жизненные противоречия, жизненные проблемы. А рассказ «Месть» ( «Кек») - это и трагическая борьба разумного и животного в человеке, потому что месть – понятие , содержащее в себе и противоправные действия. Но может ли она быть разумной? Об этом и размышляет Габит Мусрепов. В трактате «О жизни» Л.Н. Толстой говорил: «Сорная трава разросшихся пороков задавила ростки истинной жизни». О какой сорной траве идет речь? Не о той ли, что начинает войны, убивает людей, уничтожает все человеческое в человеке? Так вот, Мусрепов в своих произведениях утверждает, что если ты человек, то не дай убить его в себе.
Героини новелл (а его рассказы очень напоминают новеллы) не поддались жестокости времени и обстоятельств, не утратили высокого имя женщины. Почему новеллы? Потому что в новелле – «четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке». У Мусрепова, действительно, развитие действия какое – то непредсказуемое, необычное что ли, спрятанное где – то глубоко в душе персонажей. Читаешь и не знаешь, какой выход из создавшейся ситуации предпримет та или иная героиня.
Давайте проследим это по самим новеллам Мусрепова. Айна – к™з из «Материнского гнева» («АшынCан ана») просила волостного управителя, чтобы ее единственного сына не отправляли на тыловые работы. Но тот только издевался над ее сыном. Мать не вытерпела этих смертельных издательств, в помутнении рассудка схватила ножи и воткнула в бессердечного волостного: «Схватила я нож, метнулась назад, в юрту прямо к волостному отправителю, лежавшему на подушках. Ударила его в глотку ножом, потом под сердце». Эту историю она рассказывала хозяину дома, в котором просила разрешить ей переночевать. А хозяин, слушая ее рассказ, не отрывал взгляда от гостьи, «уши его малахая были приподняты, он боялся проронить хоть одно ее слово». «Перед ним сидела женщина необыкновенная , сильная и бесстрашная. Она прошла через все муки своей беспросветной жизни», сохранила в себе человека, все выдержала, не сломалась, не согнулась под ударами судьбы: «Меня приковали Били плетью Сколько били, не знаю. И что они еще творили надо мной, тоже не знаю «Эге, ожила сука! – сказал кто-то рядом со мной. Посыпались на меня новые удары плетью». Во все глаза смотрели на нее хозяева юрты и видели, что «перед ними сидела мать, знающая, как надо бороться за свое право быть счастливой» самой и сберечь будущее своих детей.
«Темные инстинкты» одних и глубина любви у других – вот что стало объектом изучения автора в другом произведении. События гражданской войны легли в основу следующей новеллы Г. Мусрепова. Они втягивали в свой водоворот всех, в том числе и женщин. Нагима, из новеллы «Мужество матери» ( «Ер ана») - гордая женщина и очень добрая. Она привыкла к грубости, к оскорблениям, она «из гордости никогда не входила сюда (в юрту кулака Жумана), предпочитала мерзнуть на холодном ветру». Да и что могла ожидать подневольная? Она бедна, и этим сказано все. Но когда к ним в дом заглянули красноармейцы, Нагима впервые услышала вежливые слова, обращенные к ней. Женщина умела на добро отвечать добром. Поэтому, когда ранили одного из побывавших у нее бойцов, она сказала сыну, чтобы он поспешил помочь раненому спрятаться. Узнав о том, что Нагима знает, где раненый, Антонов, командир вражеского отряда, приказал солдатам плеткой бить Нагиму, женщину, мать. Она попыталась вразумить : «Вы посмеете поднять руку на мать?». И это подействовало: ни один не взял плетку. Случилось обратное: солдаты расправились со своим атаманом: «Нагима не умерла, не ее голова покатилась по земле, не ее тело оттащили в сторону солдаты. В эту темную ночь они расправились со своим атаманом». Так мать предотвратила появление еще одной жестокости – жестокости , слепой, ничего не соображающей, вероломной, жестокости убийства матери, жестокости, которая рождается войной. Женщина – мать может Все. И писатель Мусрепов убеждает нас в этом. Он сумел изобразить многослойность человеческого сознания, сам процесс его протекания. В идейных столкновениях персонажей автор на стороне тех, чья логика чище, честнее, гуманнее. Те герои, которые сохранили в себе человеческие качества, вызывают большую симпатию автора. И мы видим: писатель гордится Нагимой, ее стойкостью, несломленностью, умением в нужный момент принять верное решение, не идти на сделку со своей совестью. Жизнеутверждающим пафосом веет от этого рассказа : «А над миром над степью и лесом, потонувшими в голубой предутренней дымке, поднималось багрово – красное солнце Его ответы падали на лицо матери. Женщины из бедных лачуг окружили Нагиму. Все долго, не утирая слез, стояли молча, прислушиваясь к далекому грому канонады».
Автор не искал легкости в судьбе женщины. Он усложнял и обострял те преграды, которые надо было ей преодолеть. Великое народное бедствие – Великая Отечественная война – стало темой для рассказов «Аклима» ( «АKлима») и «Месть» ( «Кек»). Аклима (из рассказа «Аклима») получила ошибочно письмо от солдата. Эта история с письмом стала судьбоносной и в жизни Аклимы, и в жизни солдата, написавшего его. Как бы сложилась судьба Аклимы, потерявшей сына (ее сын погиб на войне), и судьба солдата – инвалида, потерявшего мать? Страшно даже подумать. Кому нужен калека? Но мусреповская героиня поднимается выше всех понятий человечности и гуманности: она протягивает свое сердце и душу солдату, отдает ему всю нерастраченную на своего сына теплоту: «Она не могла скрыть радости: эти нечеловеческие страдания не коснулись ее сына; другой, чужой, совсем незнакомый ей остался калекой, но не Касым, нет!». И она, мать, пишет короткое, но лаконичное письмо неизвестному ей бойцу: «Приезжай, сынок, жду. Мама». Просто, но как высоко и красиво. Так может поступить только прекрасная душа. Теперь «каждый самолет, пролетавший над ее домом, заставлял сильнее биться материнское сердце. Может быть, это он летит – ее сын – солдат, ее Сапар?»
Да, тема материнства у Габита Мусрепова – вещь непростая. Автор умело роется в тайниках человеческого сознания и находит в них то, что скрыто от людей, но умеет вырваться наружу в момент напряжения души. Можно увидеть прямую связь раздумий писателя о смысле и назначении человеческой жизни, которые остро волновали его, с проблемами смерти, людских взаимоотношений и одиночества. И в своих новеллах о женщине он наметил новые пути в художественном решении этих «вечных тем».
Габит Мусрепов, работая с малым жанром рассказа, все глубже и глубже выявлял большие возможности этого вида художественного произведения в постановке новых проблем, в умении их раскрыть и донести до своего читателя. У Мусрепова или совсем нет предыстории героев, или она сведена к минимуму. Нет у автора в новеллах о женщине развернутых бытовых обрисовок, мы не слышим объемных внутренних монологов. Но это не уменьшает достоинства произведений, читательского интереса к нему. Главное для Мусрепова – его собственный авторский монолог, всеведущий голос писателя, идущий из глубины его души, вбирающий в себя все тонкости психологического движения переживаний главных героев рассказов.
Следующая новелла Г. Мусрепова, поднимающая тему женщины, - «Месть» ( «Кек» ). Опять Великая Отечественная война. Опять непростая жизненная ситуация. Опять главная героиня – женщина Наталья. Этот рассказ так же, как предыдущие, нисколько не исключает того гуманного чувства, каким дышало каждое произведение писателя из этого цикла. И эта героиня верила в гуманность: «И, хотя нашествие немцев своей слепой беспощадностью напоминало эпидемию тифа, она все же надеялась, что если останется в городе, то, может быть, немцы не тронут больного ребенка. Люди же они все – таки». Но человеческая гуманность может уступить место другим поступкам, как это и случилось в новелле «Месть» ( «Кек»): «Наталья поняла, что просить и ждать милости от таких, как этот белобровый, бесполезно Куда бы ни посмотрела Наталья, отовсюду глядела на нее смерть, какой бы звук ни долетал до нее, ей чудился в нем чей–то предсмертный вздох». Гуманность и жестокость. Жестокость и гуманность. Все смешалось, исчезли границы, исчезла способность осмысленно разобраться, задуматься, когда вдруг как бы из пустоты всплывает эпиграф к роману Л. Толстого «Анна Каренина»: «Мне отмщение и аз воздам». Воздам – по заслугам : « она прислонялась разводить свой костер в двух шагах от ямы, где была закопана взрывчатка. Сухое дерево с треском разгоралось.
-Только близко не подходите, особо с огнем! - отчетливо прозвучали в ее памяти слова партизан, и она подтолкнула пылающие доски к яме, собрала кругом щепки и подбросила костер Наталья стояла в глубине школьного сада и смотрела на освещенные окна школы, на костры, вокруг которых маячили силуэты немецких солдат. Надо было исправить свою ошибку, и Наталья сделала было первый шаг, намериваясь вернуться, как страшный грохот взрыва оглушил ее. Полыхнуло ослепительное пламя, и бесформенные обломки камня, дерева и металла взметнулись к небу. Прижав к груди горячую, как огонь, внучку, Наталья окунулась в ночную темь и утонула в ней».
Отточенная художественная форма, владение острыми сюжетами, умение создавать портретные галереи делают Мусрепова настоящим университетом литературного мастерства. Его творчество, вспоенное и вскормленное духовным и культурным живыми родниками казахского народа, благотворным источником казахской культуры, всегда живыми родниками мировой классики всегда будет служить своему народу.


Литература

1. Г.Мусрепов. Мужество матери. Казахстанское государственное издательство художественной литературы. Алма – Ата. 1958 - 110стр.
2. О.М. Бушко. Школьный словарь литературоведческих терминов М., Материк-Альфа, 2006 - 128стр.
3. М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М., Айрис-Пресс. 2004г. - 224с.
4. Краткая Литературная энциклопедия. Главный редактор
А. А. Сурков.
М., «Современная Энциклопедия». 1968г. (Энциклопедии. Словари. Справочники.) Т. 5. Мурари-Припев 1968. -976 стр.
5. Словарь иностранных слов. 16-е издание исправленное.
М: Русский язык, с. 48 1988 - 624с. «Портрет».


Пыстина Лидия Митрофановна
школа – гимназия № 9
г. Павлодар









13PAGE 15


13PAGE 14515




15