Исследовательская работа МОДА первой половины 19 века и её отражение в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
МКУ «Порогская средняя общеобразовательная школа»
МОДА первой половины 19 века и её отражение
в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Работу выполнила учащаяся 9 класса
Спасибко Лилия
Руководитель Титоренко Е.И.
Содержание
1. Введение стр. 2 – 4
2.Мотив моды в романе «Евгений Онегин» стр. 4 – 6
3. Мужской костюм стр. 6 – 10
4. Женский костюм стр.10 – 13
5. Композиционная роль предметно-бытовой детали стр.13 – 16
6. Словарь названий одежды и предметов туалета,
употребляемых в романе «Евгений Онегин» стр.17 – 19
7. Список использованной литературы стр.20
МОДА первой половины 19 века и её отражение в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Ты вправе мыслить иначе, чем твоя эпоха,
но не вправе одеваться иначе.
Мария Эбнер-Эшенбах.
«Энциклопедия русской жизни» – так назвал Виссарион Григорьевич Белинский роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. И великий русский критик, безусловно, был прав. Действительно, это бессмертное произведение лучше любого учебника истории живописует русскую жизнь первой половины XIX века, быт и нравы от высшего света Петербурга до патриархальной деревни, то есть «жизнь во всех ее измерениях». Пушкин сам жил в это время и знал о нем все. Не все, конечно, так наблюдательны, как поэт, но гениальность Пушкина именно в том, что он воссоздал историческую эпоху в целом.
Различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей. Веяние времени, идеи и мечты людей находят яркое отражение не только в политике государства или общественных процессах, но и в повседневной жизни человека. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздать прошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи. Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.
Все, что связано с костюмом минувшего столетия, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы девятнадцатого века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остаётся для нас неизвестным. Обращаясь к А.С. Пушкину или Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому или А.П. Чехову, мы, в сущности, не видим многое из того, что было важно для писателя и было понято его современниками без малейшего усилия.
Мне захотелось исследовать моду пушкинского времени по его роману в стихах «Евгений Онегин». Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем. Именно этим объясняется выбор темы моего исследования, посвященного моде пушкинских времен.
Цель данной работы – исследование моды и ее направления в первой половине девятнадцатого века.
Начиная работу, я поставила перед собой следующие задачи:
1. на основе произведений Александра Сергеевича Пушкина, а также известных нам ныне фактов из жизни поэта исследовать моду и ее направления в первой половине девятнадцатого века;
2. изучить эталоны красоты исследуемой мною эпохи;
3. сравнить манеру одеваться Александра Сергеевича Пушкина с одеждой героев его произведений.
Предмет исследования – исследование важных деталей, имеющих отношение к внешности героя.
Объект исследования – изменение моды первой половины XIX века.
Пушкинский роман в стихах и мода... Мода преходяща, а пушкинский роман вечен. Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени. Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Нельзя представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков, Обломова – без привычного халата... тургеневских мужичков – без их армяков и зипунов». (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 2. М., 1994. С. 337) Неправильно было бы думать, что описание предметов одежды в художественном произведении – «мелочь» (тем более что у классиков мелочей не бывает). Вот что пишет известный пушкинист Г.А. Гуковский: «...форма одежды на протяжении всей первой половины XIX века, и даже раньше, не считалась пустой условностью. Ей придавалось значение идеологического символа, иногда даже знамени, декларации. Короткие брюки (culotte) во Франции времени революции были знаком аристократии, а длинные – демократии; недаром демократы назывались санкюлотами, т.е. носили имя по одежде <букв.: без коротких штанов>. Фригийская шапочка была символом революции. Павел I запретил и свирепо изгонял фраки и цилиндры («круглые шляпы») как символ буржуазной идеологии и революции. В начале 1820-х годов во всей Европе консерваторы носили шляпы с короткими полями, а либералы – с широкими. Грибоедов считает важным ополчиться против западного фрака, выступить за русскую одежду; этот самый фрак с принадлежащими ему жилетом и панталонами и попал у Пушкина в характеристику Онегина». Этот вывод Г.А. Гуковского стал опорой нашего исследования.
МОТИВ МОДЫ В РОМАНЕ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Что такое мода и какое отношение она имеет к пушкинскому роману в стихах? В привычном понимании мода – это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т.д. Обратимся к словарю Ожегова. Оказывается, слово это многозначное:
1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. Войти в моду; одет по моде.
2) мн. Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). Журнал мод.
3) Манера поведения, обычай (прост.). Взял моду ругаться.
Об истинном значении этого существительного в пушкинское время можно судить по второму тому Словаря языка Пушкина, изданного в 1956 году:
Мода – 1) В какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь, предпочтение, оказываемое кому/чему-нибудь. Латынь из моды вышла ныне... (Гл. 1, VI) // Принятая манера одеваться, причесываться и т.п. Острижен по последней моде... (Гл. 1, IV). 2) Предмет туалета модного покроя [мн.]. Про вести города, про моды // Беседы с нею не вела. (Гл. 2, XXVII).
Этот же словарь сообщает, что существительное мода в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря, известные пушкинисты, приводят из романа «Евгений Онегин». Но еще чаще в романе прилагательное модный в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и др.
Наиболее часто слова мода и модный употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди, одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегина на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна. Жизнь светского человека жестко регламентирована. Распорядок дня, туалеты, самый способ жизни – все подчинено строгому этикету.( Из статьи Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры /Н. А. Марченко// Литература в школе. – 1998. - №7. – С.67-75.) «Жесткие правила не дают простора индивидуальности и потому неизбежно вызывают протест. В России появлялись замечательные чудаки и оригиналы, которые становились своего рода знаменитостями, а в Англии возник дендизм. Денди – не просто человек высшего общества, законодатель моды. «Дендизм – вся манера жить». Пушкин говорил об Онегине, что он «как денди лондонский одет». Но денди, утверждает д,Оревильи, «это не ходячий фрак, напротив, только известная манера носить его создает дендизм. Можно оставаться денди и в помятой одежде»
Денди – герой праздной элегантности. Он не стремится делать карьеру и уже этим обескураживает окружающих и привлекает к себе внимание. Он восстает против правил, принятых в обществе; в каком-то смысле он даже бунтарь, но его бунт – дерзость воспитанного человека, дерзость на грани разрешенного; его поведение всегда вызов, но вызов элегантный. Он привлекает к себе внимание, раздражая общественное мнение... Онегин в театре наводит лорнет на ложи незнакомых дам. «Оскорбительная для света манера держаться, «неприличная» развязность жестов»
Мужской костюм
Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской. Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим (в шутку его называли по-немецки «vatermorder» – «отцеубийца»), на шею повязывали галстук[8]. Слово «галстук» переводится с немецкого как «шейный платок», в то время он действительно представлял собой платок или шарф, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли под жилет.Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета. Пушкин, приведя перечень модных деталей мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...
(Гл. 1, XXVI)
Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Судя по портретам, сам Пушкин носил шляпу аla Bolivar. Первая глава «Евгения Онегина», в которой упоминается шляпа-боливар, была написана в 1821-1823 гг. Это было время наивысшей популярности шляпы такого типа. Уже в 1825 году сообщалось, что «Черные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды» «Размеры полей боливара были столь велики, что «невозможно было пройти сквозь узкую дверь, не снимая с головы шляпы» (Пыляев М.И. «Старое житье»). Головной убор мог быть своеобразной формой выражения политических симпатий Известно также, что люди иных, нежели герой романа А.С. Пушкина, настроений носили шляпы с узкими полями - «морильо», названные по имени политического противника Боливара (сведения об этом приводит Ю.М. Лотман в комментарии к роману «Евгений Онегин») Головной убор используется на протяжении всего 19 века, как деталь костюма, отражающая политические симпатии обладателя»
Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал. Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства. Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Брегета (вернее, Бреге), отзванивавшие время без открывания крышки циферблата.
Многие мужчины, подобно женщинам, тщательно ухаживали за своими ногтями. Обратимся к «Евгению Онегину»:
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
По воспоминаниям современников, и у Пушкина были длинные, ухоженные ногти, запечатленные на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их, поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым не стеснялся появляться даже в театре. Пушкин, будто б в оправдание, писал в «Евгении Онегине»:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями (вспомним пушкинский перстень с восьмигранным сердоликом). Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман. XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались чуть ли не до пояса. Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарлз Макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды. Другой распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского – «поверх всего». Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир. Он заменял современное пальто.
Как обычно, вместе с модой на одежду менялись и прически. Волосы стригли и завивали в тугие локоны – «a laTitus», лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворитом. После смерти Павла I парики носить перестали – стал моден естественный цвет волос. Правда, иногда парики все же надевали. В 1818 году Пушкин из-за болезни вынужден был сбрить свои роскошные кудри. Ожидая, пока отрастут новые, он носил парик. Однажды, сидя в душном театре, поэт со свойственной ему непосредственностью использовал свой парик в качестве веера, шокируя окружающих.
О костюме пушкинского времени можно судить по картине его современника художника Чернецова «Парад на Царицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году». На ней изображены знаменитые русские писатели – Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич. Все они в длинных панталонах, с цилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды. Но костюмы на писателях разные: Пушкин – во фраке, на Жуковском – сюртук, Крылов одет в бекешу, а Гнедич – в шинель с пелериной.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир. Так же, как классицизм XVIII века, стиль ампир вдохновлялся античными образцами, но отличался от него меньшей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России. Изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры...
(Гл. 1, XXVIII)
Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться» Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом, российские модницы носили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкая юбка отнимала у такого платья всю прозрачность».
В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца. Веер в руках светской дамы превращался в тонкий инструмент интриги. Владеть им начинали учить маленьких девочек. Веер очень часто называли «полезный зефир». Он на самом деле оказывался полезным. Например, на внутренней стороне створок могли быть написаны модные цитаты из романов и трудов философов; дама подсматривала в эту «шпаргалку» и вставляла в свою речь умные фразы. Между створками веера прятали любовные записки. Игра веером с целью покорить или отвадить мужчину называлась «махи». Если «полезный зефир» дама держала на груди, это означало «сдержанность»; если одна створка открыта – «братская нежность»; если три – «высокие чувства» и т.п. Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,Произносить умела в нос...
(Гл. 2, XXXVIII)
Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, которая сзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа, Длинные рукава каждодневного платья, напоминавшие средневековые жиго, были чрезвычайно широки и сужались лишь к кисти. На каждом выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева в больших количествах и хорошего качества:
В круг стана вьются и трепещут
Прозрачной сетью кружева.
На шляпке каждой уважающей женщины обязательно должна была красоваться вуаль, которую называли на французский манер – флер:
И, флер от шляпы отвернув,
Глазами беглыми читает
Простую надпись.
В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна из них – берет. Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах. Самым модным украшением в эту эпоху считается боа.
По разнообразию верхних одежд женская мода не уступала мужской. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем мы такие слова, как «манто», «редингот», «капот», «салоп». Все эти слова обозначают различные виды верхней женской одежды.
Вместе с модой на одежду менялись и прически. В начале века женская прическа подражала строгой простоте античных форм. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-е годы, эпоху романтизма, волосы укладываются буклями на висках.. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью Николаевну Ланскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической.
КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-БЫТОВОЙ ДЕТАЛИ
Пушкин не описывает ни внешность, ни платье Татьяны, пока она – провинциальная девушка. Рисовать ее внешность и костюм не было нужды: в ней, в отличие от Ольги, важно совсем другое – ее душа, ее внутренний мир.Но в восьмой главе романа портрет героини создается с помощью предметов туалета, и мы видим Татьяну – светскую даму:
Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?..
(Гл. 8, XVII)
Берет – один из самых распространенных головных уборов в 20-е годы, но цвет его... Малиновый цвет (он же пурпурный) всегда считался королевским. Надевая на Татьяну малиновый берет, Пушкин показывает ее царственное, благородное поведение в светском обществе, он возвышает ее над окружающими.
Он счастлив, если ей накинетБоа пушистый на плечо...
(Гл. 8, XXX)
Боа было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу. Этим предметом туалета Пушкин подтверждает изменения, происшедшие в Татьяне.
Таким образом, предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма героини знаменуют новый этап в ее жизни и, соответственно, в организации романа. Точно так же, описывая путь матери Татьяны, Пушкин использует детали костюма. Сначала мы узнаем, что
она была одетаВсегда по моде и к лицу...
(Гл. 2, XXXI)
Корсет носила очень узкий...
(Гл. 2, XXXIII)
А к концу жизни:обновила наконецНа вате шлафор и чепец.
(Гл. 2, XXXIII)
Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения. В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:
Все в них на старый образец:У тетушки княжны ЕленыВсе тот же тюлевый чепец;Все белится Лукерья Львовна...
(Гл. 7, XLV)
Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:
Взбивают кудри ей по моде...
(Гл. 7, XLVI)
Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:
А сам в халате ел и пил...
(Гл. 2, XXXIV)
Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:
В очках, в изорванном кафтане,С чулком в руке, седой калмык...
(Гл. 7, XL)
А также:
Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке...
(Гл. 5, II)
С платком на голове седой,Старушку в длинной телогрейке...
(Гл. 3, XX)
Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по вещным деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Так, читая о чепце княжны Елены, можно сделать вывод, что ее молодость, вернее, примерно 25-летний возраст, приходится на самый конец XVIII века, так как именно в это время в моду вошли разнообразные чепцы. Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».
СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ОДЕЖДЫ И ПРЕДМЕТОВ ТУАЛЕТА,УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор. Кто там в малиновом берете // С послом испанским говорит?Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет // Боа пушистый на плечо...Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар...Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.Диадема – женское головное драгоценное украшение, первонач. головной убор царей, а ранее – жрецов.Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак. Здесь кажут франты записные // Свое нахальство, свой жилет...Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него. В очках, в изорванном кафтане, // С чулком в руке, седой калмык...Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий...Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке...Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная. Двойной лорнет скосясь наводит // На ложи незнакомых дам...Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет, // всех этих слов на русском нет...Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке... 2. то же, что носовой платок. ... Или платок поднимет ей.Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы.Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке...Трость – прямая тонкая палка.Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке...Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом. Но панталоны, фрак, жилет, // Всех этих слов на русском нет...Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. А сам в халате ел и пил...Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. У тетушки княжны Елены // Все тот же тюлевый чепец...Шаль – большой вязаный или тканый платок.Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. И обновила наконец // На вате шлафор и чепец.
Список использованной литературы.
1. Пушкин А.С. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». - М., 1997.2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989.3. Словарь языка Пушкина: В 4 тт. М., 1956–1959.
4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула, 2000.
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства.- СПб., 1994.6. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Литература в школе. 1998. № 7. С. 67–75.
13PAGE 15
13PAGE 142015
15