Сценарий музыкально-поэтического вечера «Женская поэзия ХІХ века» для учащихся 10-11 классов

Абашкина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа №83
имени Г.И. Баланова города Донецка»








Сценарий музыкально-поэтического вечера
«Женская поэзия ХІХ века»
для учащихся 10-11 классов







Сценарий музыкально-поэтического вечера
«Женская поэзия ХІХ века»
для учащихся 10-11 классов

Описание: сценарий музыкально–поэтического вечера «Женская поэзия ХІХ века» будет полезен учителям русского языка и литературы старших классов, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству поэтесс ХІХ века. Сценарий построен по чёткой схеме, в которой все элементы связаны, номера желательно не исключать.
Цель автора: познакомить учащихся с творчеством поэтесс ХІХ века, в произведениях которых нашла отражение жизнь общества того времени; раскрыть своеобразие лирики женского сердца; подчеркнуть общечеловеческий характер поэзии и значимость деятельности поэтесс ХІХ века для литературы ХХ века; помочь десятиклассникам проникнуться настроением, выраженным авторами в стихотворениях; формировать общечеловеческие моральные ценности; развивать творческие способности учащихся; обучать выразительному чтению.
Задача автора: рассказать зрителям о неповторимости и индивидуальности каждой женщины-поэтессы.
Сценарий рассчитан на учащихся 10
·11-х классов, но в вечере могут принять участие также школьники любого возраста, проявляющие интерес к поэзии и музыке.
Сопровождение к сценарию: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений; презентация с демонстрацией портретов поэтесс ХІХ века (Е.П.Ростопчиной, З.А.Волконской, К.К.Павловой, А.П.Барыкиной, Л.Украинки), репродукций картин Леонардо да Винчи, И.Е.Репина, В.Г.Перова, К.П.Брюллова; видеофильмов, фрагмент художественного фильма «Графиня Шереметьева».
На протяжении вечера звучат классические музыкальные произведения.









Учитель
«Золотой ХІХ век» Уже второй год мы изучаем классические произведения, созданные великими мастерами ХІХ столетия, в том числе и знаменитыми поэтами: А.Пушкиным, М.Лермонтовым, Ф.Тютчевым, А.Фетом, Н.Некрасовым И ни одного женского имени! Неужели женщины не писали стихотворения? Конечно, писали, писали хорошие стихи и получали самые высокие оценки своих прославленных современников.
Наше мероприятие мы посвящаем поэтессам ХІХ века, служительницам Музы, авторам произведений, в которых нашла отражение жизнь общества ХІХ века.
Понятие авторства в искусстве вообще и в литературе в частности непреложно утвердилось в России только после преобразований Петра I в ХVІІІ веке. От этого столетия и дошли до нас первые женские имена, связанные с текстом той или иной песни, того или иного поэтического произведения, – знаменитые Прасковья Ковалёва-Жемчугова, Елизавета Семёновна Сандунова, Мария Воиновна-Зубова.
Известно, что стихи сочиняли жёны поэтов Державина, Хераскова и любимая дочь поэта А.П.Сумарокова Екатерина Александровна Княжнина. Отец сам занимался образованием Екатерины, поощрял занятия дочери литературой, но в то же время считал невозможным, чтобы стихи, да еще о любви, были написаны от лица женщины. «К девицам это нейдет, – говорил Сумароков, – благовоспитанная стихотворица-девица должна только думать о мастерстве в стихах, а не об изъяснениях полюбовных».
Стихотворица-девица Сумароков, по крайней мере, не отнимал у женщины право писать стихотворения.
А ведь в обществе того времени глубоко укоренилось представление о том, что женщине «неприлично» заниматься сочинительством.
И мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, бытовало очень долго.
Ведущий 1
В начале ХІХ века Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова, сумев отбросить стесняющие предрассудки, уже стремятся печатать стихи и первыми в России издают книги своих стихотворений. Это о Буниной Н.М.Карамзин сказал однажды: «Ни одна женщина не писала у нас так сильно, как Бунина».
Ведущий 2
Один за другим в Москве и Петербурге возникают литературные и музыкальные салоны, в которых видную роль играли и стихотворицы-женщины. Помимо известных салонов княгини Зинаиды Волконской, графини Евдокии Ростопчиной, в 20-30-х годах ХІХ века славились салоны переводчицы А.П.Елагиной, поэтессы Тимашовой.

Учитель
Это о Зинаиде Александровне Волконской писал А.С.Пушкин:
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.

А Евдокии Петровне Ростопчиной М.Ю.Лермонтов подарил альбом, в котором написал:

Я верю: под одной звездой
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одной,
Нас обманули те же сны

Ведущий 1
20-30-е годы Именно в это время русская литература стала стремительно обретать глубину и блеск, а также общественное значение. Этому способствовал подъём национального сознания, наступивший с Отечественной войной 1812 года. Этому способствовало восстание декабристов 1825 года, жестоко подавленное правительством.
Ведущий 2
Ссыльным декабристам посвятила Е.Ростопчина стихотворение «К страдальцам» (1831). Стихотворению предпослан эпиграф из поэмы Рылеева «Наливайко».
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Учащийся читает стихотворение Е.Ростопчиной «К страдальцам»
Учитель
Потомки действительно не забыли подвиг декабристов. Да и поэтессу вспомнили. Уже в советское время впервые напечатали стихотворение, отрывок из которого только что прозвучал.
А ведь в конце 30-х – начале 40-х годов литературная слава Ростопчиной так выросла, что П.А.Плетнёв (поэт, критик, издатель) напишет в письме другу: «Она, без сомнения, первый поэт теперь на Руси».
В 1834 году, рассуждая о роли женщин в литературе, критик Иван Киреевский писал: «давно ли с этим словом писательница соединялись самые неприятные понятия: пальцы в чернилах, педантство в уме и типография в сердце!» А теперь, констатирует критик, «название Литератора стало уже не странностью, но украшением женщины: оно во мнении общественном подымает её в другую сферу, отличную от обыкновенной впрочем, я говорю здесь только о новом поколении и частию о среднем: в старом поколении, которое привыкло видеть в женщине полуигрушку, – предрассудок против писательниц ещё во всей силе. Он задавил, может быть, не один талант»
К счастью, те предрассудки, о которых пишет Киреевский, не смогли задавить талант Каролины Павловой, Анны Барыковой, Юлии Жадовской, Мирры Лохвицкой, Поликсены Соловьёвой, Глафиры Галиной, Веры Фигнер Полузабытые и совсем забытые сегодня имена.
А ведь творчество каждой из них – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Оно открыло дорогу деятельности поэтесс ХХ века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова.
Для обаятельнейших женщин, о которых пойдет разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего «я», отклик сердца на радости и горести бытия.
На фоне музыки звучит стихотворение К.Павловой «Мотылек»

Ведущий 1
«Мотылек» – программное стихотворение Каролины Павловой, в творчестве которой «лирика женского сердца» получила, пожалуй, наиболее полное и значительное воплощение.
Стихотворение было сурово осуждено демократической критикой, ведь К.Павлова призывает художника покинуть «земную обитель» и на землю глядеть свысока. Однако и сама поэтесса понимала ущербность человеческих исканий, порвавших всякую связь с «земным».
Кстати, внутренние противоречия, пронизывающие поэзию К.Павловой и придающие ей неповторимый облик, стали одной из причин возрождения символистами в начале ХХ века интереса к творчеству поэтессы, не имевшей прямых преемников и к тому времени забытой.
Ведущий 2
А пришла Каролина в литературу как поэт-переводчик. Павлова владела в совершенстве несколькими иностранными языками.
«Удивительный талант г-жи Павловой (урожденной Яниш) переводить стихотворения со всех известных ей языков и на все известные языки начинает наконец приобретать всеобщую известность Но ещё лучше её переводы на русский язык; подивитесь сами этой сжатости, этой мужественной энергии, благородной простоте этих алмазных стихов, алмазных и по крепости и по блеску поэтическому», – писал В.Г.Белинский.
Ведущий 1
Белинский часто бывал в доме поэтессы. Литературный салон Павловых в конце 30-х – начале 40-х годов считался самым известным и многолюдным в Москве.
Бывали здесь Гоголь и Лермонтов, Герцен и Огарев, братья Киреевские, Полонский и Фет. А.А.Фет писал: «Я всегда старался прийти к Каролине Павловой, пока в кабинете не являлось сторонних гостей. Тогда по просьбе моей она мне читала свое последнее стихотворение»
На фоне музыки звучит стихотворение К.Павловой «Москва»
Учитель
Сколько гордости за русский народ, отстоявший Москву в битве на Бородинском поле! Вообще, для поэтессы русский народ был ярким носителем духовного потенциала.
В одном стихотворении и грустные ноты, и бодрые, «день ясный» и «день серый и печальный», настоящее и прошлое, сомнение и вера, разочарование и надежда.
Разочарование и надежда Эти мотивы мы встретим и в стихотворениях, посвящённых мучительному роману со студентом-юристом, впоследствии профессором Б.И.Утиным, с которым познакомилась в Дерпте (Германия), куда уехала после разрыва с мужем.
Звучит стихотворение К.Павловой «Мы странно сошлись»
О последних годах жизни К.Павловой известно немного. Но, по свидетельству современников, она писала стихи до конца своей жизни.
Звучит прелюдия
Учитель
«Прелюдиями» назвал Константин Аксаков (публицист, историк, лингвист, поэт) стихотворения Каролины Павловой. (На фоне прелюдии)
Какая удивительная аналогия! Ведь духовно-эстетический опыт поэтессы, воплотившийся в ряде стихотворений, значим для понимания произведений поэтов-символистов и прежде всего для понимания «Итальянских стихов» Блока, самой яркой звезды в созвездии поэтов-символистов.
Ведущий 2
Если К.Павлова вступила в литературу в 40-х годах ХІХ века, и истоки её поэзии были связаны с русской романтической школой, с творчеством Языкова, Баратынского, Лермонтова, то Анна Павловна Барыкова, наиболее плодотворная деятельность которой падает на 70-80-е годы, была тесно связана с демократическими кружками и ее поэзия по форме и содержанию развивалась в некрасовских традициях. Печаталась в основном в «Отечественных записках».

Ведущий 1
С начала 80-х годов жила в Ростове-на-Дону, деятельно помогала революционной борьбе народовольцев – на её квартире проходили нелегальные встречи. Была арестована в 1884 году и провела месяц в тюрьме, освободили Каролину из-за резкого обострения туберкулеза. Жандармы не располагали никакими материалами против Барыковой и даже не подозревали о том, что она была автором дерзкого памфлета, направленного против самодержавия, – «Сказки о том, как царь Ахреян ходил богу жаловаться», – напечатанной в 1883 году нелегальной типографией «Народной воли» в Петербурге.
Учитель
Разгром народовольцев и наступление реакции заставили Барыкову отойти от революционного движения. «Жечь глаголом сердца людей не могу, а сказать слово любящей и жалеющей сестры и матери – в защиту или на пользу своих безгласных, немых братьев – могу и хочу сказать», – писала поэтесса.
Поэтому и появляются среди героев её стихотворений обездоленные и отверженные бедняки, падшие женщины, брошенные дети. Так похожи герои А.Барыковой на художественные образы, созданные знаменитыми живописцами Перовым и Репиным. Им горячо сочувствует и сострадает Анна Барыкова.
На экране репродукции картин русских художников.
Звучит стихотворение А.Барыковой «У кабака»
Ведущий 1
Совсем из другого мира, мира сытых и благополучных, мира света, праздника, радости, героиня стихотворения А.Барыковой «Любимые куклы». Этот мир Анна Павловна знала прекрасно, ведь родилась в дворянской семье. Отец и мать занимались литературой, а дедушка по материнской линии, Федор Петрович Толстой, был скульптором, живописцем, графиком, вице-президентом Академии художеств.
Учитель
Конечно, у Анны Барыковой в детстве были любимые куклы, как и у героини ее стихотворения.
Звучит стихотворение А.Барыковой «Любимые куклы»

«А счастливых женщин разве не бывает?» – спрашивает Анна Петровна. В повести «Ася» Тургенева есть такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»
Вот оно – счастливое мгновение!
Риторическим вопросом заканчивает свое стихотворение Анна Барыкова. Звучит «Ave Maria»
Когда волны житейского моря выше горла, вспомните её (на экране репродукции картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта») и успокойтесь сердцем. Она – это каждая из вас в прекрасную минуту покоя.
5 лет работал Леонардо да Винчи над картиной, и вот уже 5 столетий волнует нас удивительно тёплый, светлый и такой земной образ Мадонны Литты.
Наверное, божественно красивой была поэтесса Мирра Лохвицкая, когда склонялась над сыном, и очень счастливой, когда писала эти строки:
Долго любуюсь тобой перед сном,
Я созерцаю, любя,
Небо во взоре невинном твоем,
Рай мой в глазах у тебя
Ведущий 1
Стихотворение вошло в первый сборник поэтессы «Стихотворения» (1896) и был посвящён мужу. В этом сборнике любовь предстает как светлое чувство, приносящее с собой радость материнства. Строку «Это счастье – сладострастье» критики цитировали очень часто. Первый сборник стихотворений Лохвицкой был отмечен Пушкинской премией Академии наук.
Ведущий 2
Одним из первых литературных знакомств, завязанных самостоятельно Миррой Лохвицкой, было знакомство с В.И.Немировичем-Данченко, русским писателем. Он, вспоминая о ранних литературных опытах Мирры, писал: «Это была сама непосредственность, свет, сиявший из тайников души и не нуждавшийся ни в каких призмах и экранах».
Ведущий 2
Главная тема творчества Мирры Лохвицкой – любовь. Но верность единственной теме не делает её творчество однообразным и монотонным, поскольку стихи Мирры несут в себе широкий диапазон переживаний. Упоение счастьем, губительная страсть, бессильная борьба с ней.
На экране кадры из фильма «Графиня Шереметьева».
Звучит романс «Я хочу быть любимой тобой» на стихи М.Лохвицкой

Многие стихотворения Мирры были положены на музыку композиторами. И не случайно. Ведь одним из важных достоинств Лохвицкой, определявшим значение её творчества, был легкий и мелодичный стих.
Звучит стихотворение М.Лохвицкой «Не убивайте голубей»
Учитель
Красота всегда есть там, где есть Любовь. Впервые мир прекрасного открыли древние греки. Им удавалось видеть святую Красоту повсюду: в ребёнке, делающем первые шаги, в морских волнах, смывающих прибрежный песок, в каплях утренней росы на распускающемся цветке, в женщине, улыбающейся своему мужчине.
Почему я вспомнила о Древней Греции? Да потому, что Древняя Греция – родина поэтессы Сафо. Она, пожалуй, первая женщина, оставившая миру плоды своего гения.
Мирра Лохвицкая вошла в историю поэзии как «русская Сафо». К.Бальмонт – поэт-символист – назвал Мирру «художницей вакхических видений, русской Сафо, знающей тайну колдовства». «Страстная языческая влюблённость была её постоянным пафосом», – писал Вячеслав Иванов в некрологе. Туберкулез стал причиной смерти 35-тилетней Мирры Лохвицкой. Призрак надвигающейся смерти являлся ей часто.
Звучит стихотворение М.Лохвицкой «Элегия»
Я умереть хочу весной,
С возвратом радостного мая,
Когда весь мир передо мной
Воскреснет вновь, благоухая.
На всё, что в жизни я люблю,
Взглянув тогда с улыбкой ясной,
Я смерть свою благословлю –
И назову её прекрасной.
Ведущий 2
Костным туберкулезом страдала с детства талантливая поэтесса Леся Украинка. В 9 лет она написала своё первое стихотворение «Надежда», а в 22 года издала первый поэтический сборник «На крыльях песен». Леся сумела овладеть девятью иностранными языками, превосходно знала литературу, интересовалась науками, профессионально играла на фортепиано. Но наиболее полно ее талант проявился в поэзии.
Стояла я и слушала весну.
О, как она мне много говорила!
То пела песню звонкую одну,
То мне тихонько-тихо ворожила.
Она мне напевала про любовь,
Про молодость, про радость, про печали.
Она мне всё перепевала вновь,
Что мне мечты давно уж рассказали.
Учитель
О чём же мечтала Леся Украинка, которая в 12 лет начала, как она говорила, «тридцатилетнюю войну с туберкулезной бациллой». О чём мечтала поэтесса, когда уезжала в далекую Италию, Египет? Она мечтала поскорее вернуться на родину. Любовь к родине выражена в лирике Леси, в её поэмах и драме-феерии «Лесная песня».
Звучит «Утро» Эдварда Грига. Сцена из «Лесной песни» Леси Украинки
Учитель
Говорят, что душа человека имеет определенную форму. Мне кажется, что у поэтесс она похожа на цветок, а может, на птицу или звезду. Ведь эти умные и талантливые женщины горели сами и освещали путь другим. Они горели Поэзией, Любовью, Красотой.




Приложение

К.ПАВЛОВА

Мы странно сошлись. Средь салонного круга,
В пустом разговоре его,
Мы словно украдкой, не зная друг друга,
Свое угадали родство.

И сходство души не по чувства порыву,
Слетевшему с уст наобум,
Проведали мы, но по мысли отзыву
И проблеску внутренних дум.

Занявшись усердно общественным вздором,
Шутливое молвя словцо,
Мы вдруг любопытным, внимательным взором
Взглянули друг другу в лицо.

И каждый из нас, болтовнёю и шуткой
Удачно мороча их всех,
Подслушал в другом свой заносчивый, жуткой,
Ребенка спартанского смех.

И, свидясь, в душе мы чужой отголоска
Своей не старались найти,
Весь вечер вдвоём говорили мы жестко,
Держа свою грусть взаперти.

Не зная, придётся ль увидеться снова,
Нечаянно встретясь вчера,
С правдивостью странной, жестоко, сурово
Мы распрю вели до утра,

Привычные все оскорбляя понятья,
Как враг беспощадный с врагом, –
И молча друг другу, и крепко, как братья,
Пожали мы руку потом.






М.А. ЛОХВИЦКАЯ

Если б счастье моё было вольным орлом,
Если б гордо он в небе парил голубом,
Натянула б я лук свой певучей стрелой,
И живой или мертвый, а был бы он мой!

Если б счастье моё было чудным цветком,
Если б рос тот цветок на утёсе крутом, –
Я достала б его, не боясь ничего,
Сорвала б и упилась дыханьем его!

Если б счастье моё было редким кольцом
И зарыто в реке под сыпучим песком, –
Я б русалкой за ним опустилась на дно,
На руке у меня заблистало б оно!

Если б счастье моё было в сердце твоём, –
День и ночь я бы жгла его тайным огнём,
Чтобы, мне без раздела навек отдано,
Только мной трепетало и билось оно!
М.А. ЛОХВИЦКАЯ


НЕ УБИВАЙТЕ ГОЛУБЕЙ

Не убивайте голубей!
Их оперенье белоснежно;
Их воркование так нежно
Звучит во мгле земных скорбей,
Где всё – иль тускло, иль мятежно.
Не убивайте голубей!

Не обрывайте васильков!
Не будьте алчны и ревнивы;
Своё зерно дадут вам нивы,
И хватит места для гробов.
Мы не единым хлебом живы, –
Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты!
Она бессмертна без курений.
К чему ей слава песнопений
И ваши гимны и цветы?
Но без неё бессилен гений, –
Не отрекайтесь красоты.












13PAGE \* MERGEFORMAT141215