Методическая разработка Развитие самостоятельности у учащихся в процессе обучения профессии Контролер банка
Департамент образования Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
Методическая разработка
Развитие самостоятельности у учащихся
в процессе обучения профессии
«Контролёр сберегательного банка»
Сизовой Лады Валерьевны
мастера производственного обучения
ГОУ НПО ЯО
профессиональное училище № 20
г.Рыбинска
Научный руководитель –
Сатарина Галина Георгиевна
Руководитель Центра профессионального образования ГОАУ ИРО ЯО
Ярославль 2013 г.
Содержание
Введение.. 3
Глава 1. Теоретические основы самостоятельности и методы обучения 6
Сущность самостоятельной работы учащихся.. 6
Методы обучения, способствующие развитию самостоятельности 9
Активизация учащихся – как основное средство развития самостоятельности...... 13
Глава II. Организация практической работы, способствующей развитию самостоятельности на уроках производственного обучения
по профессии «Контролёр сберегательного банка» по
формированию познавательно активности учащихся
в ходе самостоятельной работы 17
2.1. Диагностика способностей обучающихся по профессии
«Контролёр сберегательного банка» к самостоятельной работе .. 17
2.2.Работа с нормативными документами. 20
2.3. Решение производственных задач . 22
2.4. Конкурс профессионального мастерства.. 25
Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение
В Концепции модернизации российского образования определено, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, т.е. творчески-мыслящие, умеющие самостоятельно и быстро принимать решения в ситуации выбора, нравственные, предприимчивые люди, прогнозирующие возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью”.
Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы в процессе обучения.
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении профессии. Исследования показывают, что многие учащиеся учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда используют формы и методы обучения, способствующие, формированию и развитию самостоятельности обучающихся.
Со стороны рынка труда повышается заинтересованность работодателей в высококвалифицированных кадрах, для которых характерна мобильность и профессиональная самостоятельность. Конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам приходится сталкиваться при трудоустройстве, заставляет корректировать подходы мастера производственного обучения к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, творческих начал и культуры личности.
Это и является основным приоритетом в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций учащихся.
Актуальность данной темы вытекает также из различий в подходах к определению самостоятельной работы как педагогическому явлению, из разнообразия классификаций и недостаточности исследований методики организации самостоятельной работы учащихся, особенно по профессии «Контролёр сберегательного банка», так как работа по данной профессии нередко требует самостоятельного принятия решения в зависимости от конкретной ситуации и умения спрогнозировать результаты.
В законе Российской Федерации «Об образовании» прописано, что образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования, будь то начальное профессиональное, среднее или высшее.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии «Контролёр сберегательного банка», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2010 года № 516 прописаны требования к результатам освоения профессиональной основной образовательной программы.
Выпускник, освоивший эту программу должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Эффективно использовать оргтехнику и соответствующие средства защиты от опасных и вредных факторов, соблюдать правила техники безопасности.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Так же выпускник должен обладать и профессиональными компетенциями, которые отражают основные виды профессиональной деятельности и соответствуют требованиям работодателей.
Автор считает, что неудовлетворительный результат обучения состоит в неумении учащихся самостоятельно выполнять работы, а также в том, что педагоги и мастера зачастую не уделяют должного внимания самостоятельному определению учащимися приёмов и способов организации, планирования и самоконтроля работы. Либо педагоги понимают самостоятельность в прямом смысле этого слова, дают учащимся полную свободу действий, что приводит к полной бесконтрольности, при которой учащийся действует методом проб и ошибок.
Проблема развития самостоятельности у учащихся, выбор методов, позволяющих формировать самостоятельность у учащихся на уроках производственного обучения и внеклассных мероприятиях определили актуальность данной работы и выбор темы исследования «Развитие самостоятельности у учащихся в процессе обучения по профессии «Контролёр сберегательного банка».
Проблема: Какие формы и методы обучения позволяют формировать самостоятельность у обучающихся на уроках производственного обучения и внеклассных мероприятиях.
Цель работы: Выявить методы, позволяющие формировать самостоятельность у обучающихся на уроках производственного обучения и внеклассных мероприятиях.
Объект исследования: процесс производственного обучения учащихся по профессии «Контролёр сберегательного банка».
Предмет исследования: Методы, позволяющие формировать и развивать самостоятельность у обучающихся.
Задачи
Изучить теоретический анализ научно – методической литературы по проблеме формирования познавательной активности учащихся.
Раскрыть сущность и виды самостоятельной работы.
Проанализировать методы, применяемые на уроках производственного обучения.
Глава 1. Теоретические основы самостоятельности и методов обучения
1. Сущность самостоятельной работы учащихся
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной деятельности (учебной работы). Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе ещё редко можно увидеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приёмов познавательной деятельности. Поэтому и наши учащиеся слабо владеют способам и приёмам развёрнутого и свёрнутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, вывода на формирование идей и их предварительного развёртывания по смыслу и по содержанию, т.е. тем приёмам, которые составляют основу учебно–познавательной деятельности учащихся.
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрёжки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др.
В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая [2]. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А.Коменского.Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения обучающихся в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома [5].
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.
Остановимся более подробно на анализе исследований в области самостоятельной работы [1].
Автор
Определение самостоятельности
Жарова Л. В.
Самостоятельность – замечательное свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, е творческих возможностей.
Клаус Гюнтер
Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии.
Д.Н.Богоявленским, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским, Е.Н.Кабановой-Меллер, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубенштейном и др.
В их работах раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении.
Кроме того, психологи отмечают, что учитель не должен забывать о сензитивных периодах повышения чувствительности к определенным воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности.
В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев
Теории поэтапного формирования умственных действий, обучение школьников приемам умственной деятельности, организация научного управления познавательной деятельностью учащихся, обоснована идея изучения творчества как механизма развития личности.
М.А.Данилова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, И.Т.Огородникова, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина и др.
Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников.
Автор рассматривает самостоятельную работу учащихся как индивидуальную или коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения учебного задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной каждый школьник выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. учебном помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий.
Выделяют три «кита» самостоятельности (по определению Л.В.Жаровой): умениемотивволя. Желание действовать самостоятельно, чаще ярко выражено у тех ребят, которые владеют умениями, мотивационная установка мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если учащийся проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. Ведь не случайно, самостоятельность рассматривается педагогами и психологами как стержневое свойство личности, которое тесно взаимосвязано с такими качествами, как активность и ответственность.
Методы обучения, способствующие развитию самостоятельности.
Метод – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижения цели обучения.
Любой метод представляет собой систему целенаправленных действий педагога, которые организуют познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования, и тем самым достижения цели обучения.
В науке существует много классификаций методов обучения, но при всём многообразии активных методов обучения (беседа, дискуссия, познавательная игра, проблемное изложение и др.) обязательным компонентом каждого является самостоятельная работа обучающихся, которая делает процесс познания активным, а знания более прочными и системными.
По источникам знаний или способу восприятия информации (Е.Я.Голанд)
словесные
наглядные
практические.
По назначению, то есть по основным задачам (Б.П.Есипов, М.А.Данилов)
приобретение знаний
формирование умений и навыков
применение знаний
творческая деятельность
закрепление
проверка знаний, умений и навыков.
По активизации познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (интерес к учёбе, долг, ответственность)
методы организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа и т.д.
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля, письменного контроля, лабораторно-практического контроля).
По дидактическим целям (Г.Н.Щукина, И.Т.Огородников) – способствуют первичному обучению материала
информационно-развивающие
эвристические
исследовательские
Сочетание методов преподавания с соответствующими методами учения (М.И.Махмутов)
Метод преподавания
Метод учения
Информационно-обобщающий
Исполнительный
Объяснительный
Репродуктивный
Инструктивно-практический
Продуктивно-практический
Объяснительно-побуждающий
Частично-поисковый
Побуждающий
Поисковый
По типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), то есть по уровню самостоятельной деятельности, который достигается учащимися, работая по предложенной учителем схеме обучения
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
проблемное изложение
частично-поисковый
исследовательский
Наиболее распространённые виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т. д.
Можно выделить 3 ступени самостоятельной учебной деятельности учащихся:
репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение, своими словами материала учебника),
репродуктивно-практическая (получая знания из различных источников, учащийся оценивает их с точки зрения своего опыта),
критически-творческая (отражает критическое отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). [Е.И.Петровский /с.16 – 17/]. Содержание самостоятельной работы обусловливает характер учебных заданий: обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять); тренировочные задачи для самостоятельного решения по образцу; поисковые задачи, решение которых целиком возлагается на учащихся.
Выделим те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:
1. Общеучебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполняемые действия).
2. Общелогические умения (выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
3. Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами учебного заведения и др.).
С учетом уровня сложности самостоятельной работы, преподаватель разрабатывает различные типы заданий.
В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельной работы.
Для овладения знаниями:
Самостоятельное изучение отдельных тем курса;
Чтение текста (научной, справочно-информационной, учебной, информативной, художественной литературы);
Поиск информации в сети;
Перевод текста;
Составление плана текста;
Графическое изображение структуры текста;
Конспектирование текста;
Выписки из текста;
Работа со словарями и справочниками;
Работа с аудио - и видеозаписями;
Ознакомление с нормативными документами;
Учебно-исследовательская работа и др.;
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа с конспектом лекции/учебника (обработка текста, дополнение конспекта рекомендованной литературой);
Повторная работа над учебным материалом (научной, справочно-информационной, учебной, нормативной, художественной литературы, аудио- и видеозаписей);
Работа с опорными сигналами (схемами, таблицами);
Составление плана и тезисов ответа;
Составление таблиц для систематизации учебного материала;
Составление кроссвордов;
Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
Подготовка рефератов и докладов;
Тестирование и др.;
Подготовка к контрольным работам, зачетам, экзаменам;
Для развития компетенций:
Решение задач и упражнений по образцу;
Решение вариативных задач и упражнений;
Выполнение чертежей и схем;
Выполнение расчетно-графических работ;
Решение ситуационных производственных задач;
Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе педагогической практики;
Подготовка к деловым играм;
Подготовка курсовых и дипломных работ;
Упражнение на тренажере;
Для проверки сформированности знаний и умений:
Подготовка к контрольной работе;
Подготовка к домашней контрольной работе;
Подготовка к опросу;
Подготовка к зачету;
Подготовка к семинару и др.
Режим выполнения аудиторной самостоятельной работы определяет преподаватель, а режим выполнения внеаудиторной самостоятельной работы выбирает сам учащийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует не только от него умственной, но и организационной самостоятельности.
Активность учащихся – как основное средство развития самостоятельности.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе [6].
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Т.И.Шамова в своей работе «Активизация учения школьников» выделяет несколько уровней активности [9]:
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. [9]
Т.И. Шамова считает, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Таким образом, в процессе развития производственной и учебной самостоятельности у учащихся изменяется и формируется внутренняя мотивация, направленная на достижение высоких результатов своей деятельности. При этом проявляются такие социально-значимые качества личности как активность, настойчивость, сила воли, которые необходимы для достижения поставленной цели.
Вывод по первой главе
Анализ теории позволяет сделать вывод, что при выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это, прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Глава II. Организация практической работы, способствующей развитию самостоятельности на уроках производственного обучения по профессии «Контролёр сберегательного банка»
2.1. Диагностика способностей обучающихся по профессии «Контролёр сберегательного банка» к самостоятельной работе.
Опытно – практическая работа проводилась в 2011/12 учебном году в ГОУ НПО ЯО профессиональном училище №20 г. Рыбинске. Ей были охвачены учащиеся первого года обучения в возрасте 15 - 16 лет, группа в количестве 10 человек.
Цель:
выявить начальный уровень активности учащихся, исследуя самостоятельную работу.
выявить использование самостоятельной работы в педагогическом процессе ГОУ НПО ЯО профессиональном училище №20.
Для выявления активности учащихся и оценки потребности достижения успехов учащимся мы воспользовались методикой Р.С.Немова [с.496] (Прил.1). Для того чтобы адаптировать содержание вопросов к теме нашего исследования, мы заменили формулировки нескольких пунктов (3,17,30). Эти изменения не повлекли за собой отказа от предложенных Р.С.Немовым «ключей» оценки. Мы выяснили направленность мотивационных тенденций у учащихся на стремление к успеху или боязнь неудачи. Кроме того, результаты опросника дали нам дополнительные сведения об особенностях проявления самостоятельности у учащихся. Их удовлетворенности профессией и результатами самостоятельной работы. Эта методика позволила получить результаты, которые помогли измерить уровень познавательной активности учащихся, которые мы отобразили в таблице (Приложение 2).
Результаты проведённых нами исследований среди учащихся 1 курса, обучающихся по профессии «Контролёр сберегательного банка» говорят о том, что при подготовке учащихся к трудовой деятельности слабо обеспечивается одно из главных требований, а именно организация самостоятельной работы учащихся.
Главной задачей при решении поставленной проблемы было положение о том, что профессиональное обучение строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной работы учащихся при выполнении ими практических заданий на уроках, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс организации кассовой работы или ее детали. Сознательно выполняя практические задания на уроках производственного обучения, учащиеся приучаются работать самостоятельно.
Исходя из опыта работы по подготовке учащихся по профессии «Контролёр сберегательного банка», без организации самостоятельной работы по формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций невозможно подготовить высококвалифицированных специалистов. Проанализировав программу производственного обучения, были определены по каждой теме виды самостоятельных работ. (Приложение 3).
В ходе работы были выделены наиболее часто встречающиеся формы и методы, применяемые на уроках:
выполнение практических работ;
конкурсы профессионального мастерства;
выполнение учебных проектов;
работа с первоисточниками;
работа с карточками – заданиями. (Приложение 4)
Для обеспечения положительного результата каждый учащийся был обеспечен всеми необходимыми принадлежностями /бланки, необходимые при организации кассовой работы, банковские инструкции, положения и указания и др.[8]
Учебные занятия проводились согласно перечню учебно-производственных работ по производственному обучению по профессии «Контролёр сберегательного банка».
Для проверки результатов практической работы на контрольном уроке учащимся давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы.
Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались. Например, в качестве домашнего задания учащимся предлагается: проанализировать деятельность нескольких банков (на выбор учащегося) по предоставлению банковских услуг и провести их сравнительную характеристику Описать подготовительные и заключительные работы при выполнении данного задания. Оформить проведённую работу в виде проекта. Выполнение данного задания анализировались на вводном инструктаже в ходе актуализации знаний.
Цель таких заданий для самостоятельной работы:
Сформировать умения для поиска необходимой информации и работы с дополнительной литературой;
Развивать умение самостоятельно выполнять работу;
Воспитывать ответственность, аккуратность, коммуникативные способности.
При определении и построении системы обучения в опытной группе нами были положены в основу следующие требования, которые, в конечном счете, определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность выполняемой работы, руководствуясь словесной инструкцией, уметь организовать свою работу.
Для формирования самостоятельности учащимся предлагается по теме №2 «Экскурсия в сберегательный банк» подготовить проект при выполнении заданий опережающего характера. Так, например, учащаяся 1 курса Опутина Марина изучила самостоятельно тему № 9 «Инкассация денежных средств»» (Приложение 5), а учащаяся Мясцова Екатерина- тему №11 «Платёжеспособность денежных знаков»
При создании проектов учащиеся сами:
ставят цели, планируют свою деятельность, работают с такими носителями информации как учебно-методические пособия, иллюстрации, консультации с сотрудниками банков;
используют системы контролирующих мероприятий (тесты, карточки - задания, кроссворды);
используют компьютерные технологии;
Таким образом - в ходе выполнения проекта учащиеся применяют различные виды самостоятельной работы (работа с первоисточниками, карточками - заданиями, использование ресурсов Интернета и др.), которые позволяли обучаемым получать принципиально новые для них знания и навыки, дали возможность наиболее эффективно использовать эти знания в своей творческой деятельности.
Проекты обсуждаем всей группой в ходе заключительного инструктажа, анализируем и совместно выставляем оценки. В ходе работы над проектами учащиеся знакомятся с новыми инструкциями и законами о банковской деятельности, учатся самостоятельно работать с периодическими изданиями, что необходимо для будущих специалистов. Истинную пользу учащимся приносит только та деятельность, которая связана с жизнью и выполняется с увлечением. Всё больше учащихся вовлекаются в эту деятельность, проявляя интерес, активность, направленную на поиск необходимых средств и материалов. И сами учащиеся могут предложить тему проекта, сами ставят перед собой цель, составляют задание и находят пути его решения.
Таким образом, можно говорить, что при осуществлении метода проекта обеспечивается не только индивидуальная самореализация, но и внутренняя её мотивация и самое главное развивается самостоятельность, как качество личности. Кроме того, реализуются межпредметные связи, развивается представление об областях использования ЭВМ, мотивирует учащихся к овладению компьютером.
Для выявления результатов опытно-практической работы повторно проведен опрос по методике Р.С. Немова для выявления познавательной активности учащихся и оценки потребности достижения успехов учащимся (Прил. 1), для того чтобы можно было представить, насколько проведённая работа, изменила отношение учащихся по-сравнению с началом работы. Результаты представим в виде таблицы (Приложение 6).
Из результатов таблицы мы видим, что у 7 учащихся сумма баллов колеблется в интервале от 165 до 210, из чего следует, что мотивация достижения успехов доминирует к успеху. У этих учащихся повысилась познавательная активность. И у 3 учащихся сумма баллов от 76 до 164, у них доминирует стремление избегать неудач. Так же необходимо сказать о том, что большая часть учащихся предпочитает нетрадиционные формы уроков.
Таким образом, видно, что, в ходе обучения с использованием различных видов самостоятельной работы (работа с первоисточниками, выполнения творческих проектов и д.р.), учащиеся имеют возможность продемонстрировать свою индивидуальность, у них формируется умение работать самостоятельно, развивается активность.
2.2. Работа с нормативными документами
Процесс обучения профессии «Контролёр сберегательного банка» и прежде всего уроки производственного обучения при правильной организации способствуют развитию у учащихся самостоятельности.
Одним из основных нормативных документов является Положение ЦБ России от 24.04.2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Знание и умение пользоваться данной инструкцией одно из требований работодателей к выпускнику, которые также способствуют формированию профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по профессии, соответствующим основным видам деятельности:
Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции.
Выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств.
Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатёжеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России и иностранных государств.
Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами.
Осуществлять контроль кассовых операций.
Обучающийся обязан уметь самостоятельно:
проверять правильность оформления документов по приёму и выдаче наличных денег, ценностей, бланков;
принимать наличные деньги с полистным и поштучным пересчётом;
принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников и представителей организаций; осуществлять проверку денежных знаков;
осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;
осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;
вести книгу учёта принятых и выданных ценностей;
оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершению операционного дня;
проводить ревизию наличных денег.
На начальном этапе обучения учащиеся знакомятся с должностной инструкцией кассира банка, различными видами инструкций, изучают правила заполнения различных видов документов. На этом этапе чаще всего применяются тренировочные упражнения, которые формируют умение и отрабатываются навыки работы.
На подготовительном этапе обучения автор разъясняет учащимся, что Положение № 318-П разработано в соответствии с требованиями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» и решением Совета директоров Банка России и определяет порядок ведения кассовых операций и соблюдение его требований, является основным в работе.
На уроках производственного обучения учащиеся самостоятельно прописывают алгоритм действий, руководствуясь Положением 318-П в зависимости от темы занятия.
Проведя анализ умений работы учащихся Положением 318-П на уроках производственного обучения, при проведении проверочных работ, автор получил следующие результаты (Приложение № 7) – из 19 человек при обучении на 1 курсе – 9 человек владеют знаниями при применению положения самостоятельно, 3 человека прибегают во время работы к помощи мастера производственного обучения, 7 человек не владеют методикой использования инструкций. Подводя итого первого курса, было выявлено, что уровень освоения приёмов работы с положением возрос, что автор отразил в диаграмме.
Работа с нормативной документацией мотивирует учащихся на активность, на достижение более высоких результатов, на повышение интереса к избранной профессии.
2.3. Решение производственных задач
Сущность обучения профессиональной самостоятельности в том, чтобы как можно чаще создавать для учащихся ситуации, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути её выполнения и способы самоконтроля.
Профессиональная деятельность контролёра сберегательного бланка, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных производственных задач, которые автор решает на уроках производственного обучения совместно с обучающимися. Учащиеся должны самостоятельно:
Организовывать рабочие места в соответствии с производственным процессом, подбирая необходимые бланки, инвентарь и т.д.
Организовывать свою работу в соответствии с нормативными документами.
Осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные, неплатёжеспособные и имеющие признаки подделки денежные знаки, заполнять при этом необходимые документы
Соблюдать безопасные условия труда и пожарную безопасность.
В работе мастера производственного обучения автор большое внимание уделяет поисковым методам обучения, поскольку учащиеся должны применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Для этого использует такие задания, которые требуют от учащихся поиска решений.
Разнообразные учебные задачи имеют большое значение, как метод способствующий углублению, запоминанию и проверке усвоения знаний, в реализации межпредметных связей. Повышение уровня самостоятельности может быть достигнуто, если задание на уроках п/о постепенно усложняется или решается сразу несколько задач.
Конкретный пример решения задачи при изучении темы № 14 «Платёжеспособность денежных знаков».
Учащимся выдаются купюры различных номиналов билетов Банка России как подлинные, так и имеющие признаки подделки. Руководствуясь Признаками платёжеспособности банкнот и монет Банка России, проверяют наличие у той или иной банкноты характерных признаков подлинности или подделки или дают соответствующее заключение. Это можно проделать как и с использованием технических средств, так и без них.
Сперва учащиеся выявляют признаки подлинности, контролируемые на просвет, при изменении угла зрения, на ощупь. Если банкнота вызывает дальнейшее сомнение, то её можно просмотреть инфракрасном диапазоне, под ультрафиолетовым излучением, с использованием х8-х10 лупы.
После проведённой работы по изучению банкнот, учащиеся составляют таблицу на каждую купюру и дают заключение о подлинности той или иной банкноты.
Номинал банкноты
Серия и номер банкноты
Наименование признака подлинности
Присутствие признака
Отсутствие признака
Признаки подлинности, контролируемые на просвет
Признаки подлинности, контролируемые при изменении угла зрения
Признаки подлинности, контролируемые на ощупь (повышенный рельеф)
Признаки подлинности, контролируемые с использованием х8-х10 лупы
Признаки подлинности, видимые в инфракрасном диапазоне спектра
Признаки подлинности, обладающие люминесценцией под воздействием ультрафиолетового излучения
Признаки подлинности, обладающие магнитными свойствами
Вывод о подлинности банкноты
Практическая деятельность стимулирует познавательную деятельность, связанную с решением возникшей задачи, ведёт к самостоятельному принятию решения.
При изучении темы № 15 «Работа с повреждёнными банкнотами» учащиеся совершенствуют приёмы по определению остаточной площади банкноты, определяют порядок работы с денежными знаками, учитывая рекомендации Банка России. (приложение 8)
Для выяснения остаточной площади сильно повреждённых банкнот используются специальные сетки. Учащиеся самостоятельно подбирают сетки в зависимости от номинала банкноты, учитывая, что для купюр номиналом 10, 50, 100, 500 рублей применяется один вид сетки, а для номиналов 1000 и 5000 рублей, другая, так как последние купюры большего размера.
Повреждённую банкноту располагают на сетке таким образом, чтобы сохранившиеся стороны совпали с границами сетки. Число клеток, через которые прошла линия контура, суммируется и делится пополам. К полученному числу прибавляется число клеток сетки, оставшихся закрытыми при наложении банкноты. Подлежащей обмену следует считать банкноту в том случае, если полученный результат больше или равен 110.
Данную задачу можно усложнить, если дать учащимся исследовать не целиковую банкноту, а банкноту, состоящую из нескольких фрагментов. Учащиеся определяют, принадлежат ли все фрагменты одной банкноте, либо представлены фрагменты разных банкнот, определяют площадь каждого фрагмента, суммируют эти площади и дают заключение, подлежит ли данная банкнота обмену.
Выполнение таких заданий помогают учащимся воспроизводить по памяти и лучше усвоить пройденные темы уроков, осмыслить их, развивают умение работать с информацией, самостоятельно осваивать производственный процесс, выбирать оптимальные способы деятельности, ставить перед собой цель и избирать способы её решения.
Итогом производственного обучения 1 и 2 семестра являются проверочные работы. Учащиеся самостоятельно выполняют комплексные задания по всем изучаемым темам.
Задачи – это необходимый метод, который играет большую обучающую роль, формирует отвлечённое мышление, обеспечивает прочное освоение материала, тем более с такими ситуациями (задачами) учащиеся на практике сталкиваются часто. Умение решать задачи делает их более уверенными, а значит и более самостоятельными [4].
Таким образом, решение производственных задач обучающимися понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способствуют развитию профессиональных качеств:
ответственность
самостоятельность
продуманность решений
старательность, исполнительность
стремление к профессиональному совершенству.
2.4. Конкурс профессионального мастерства
Конкурсы профессионального мастерства открывают перед учащимися новые страницы выбранной профессии, являются хорошей проверкой профессионально значимых знаний, сформированности умений и навыков, способствуют развитию самостоятельности, творчества, активности.
Учитывая новизну профессии для нашего учебного заведения, такой конкурс проводился впервые между учащимися первого и второго курса по специальности «Контролёр сберегательного банка». В дальнейшем планируется проводить такие конкурсы систематически.
Основными стимулами участия является возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации, личностных достижений и материальное поощрение.
Перед конкурсом автор работает над планом проведения мероприятия (Приложение 9), настраивает учащихся на самостоятельную, творческую деятельность.
Дается опережающее задание: самостоятельно выполнить проект в соответствии со своими возможностями и знаниями. Условие: обязательное использование внепрограммного материала. Ребятам предоставляется полная свобода, открывается простор для развития индивидуальных и творческих способностей. Учащиеся начинают самостоятельно подбирать интересные на их взгляд факты, прибегая к помощи периодической печати, профессиональных журналов, через средства массовой информации и даже Интернета.
Обучающиеся составляют презентации банков, решают тестовые задания, вырабатывают алгоритм действий при определении платёжеспособности денежных знаков, прогнозируют результат.
На заключительном этапе подводятся итоги, рассматриваются допущенные ошибки, награждаются победители (Приложение 10).
Все это позволяет расширить профессиональные знания, развивает умение анализировать, сравнивать, воспитывает самостоятельность при решении поставленных задач.
Использование конкурсов профессионального мастерства при подготовке специалистов по профессии «Контролёр сберегательного банка даёт положительные результаты и является эффективным педагогическим методом.
Учащиеся, прошедшие через конкурс, имеют хорошую базу для формирования новых знаний, лучше ориентируются в профессии, проявляют самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать, выделять межпредметные связи, у них хорошо сформированы навыки учиться и постигать новое.
Положительные результаты по формированию профессиональной самостоятельности достигаются при подготовке и проведении мероприятий профессиональной направленности.
Привлекая учащихся новыми идеями в банковской сфере, для формирования интереса к профессии, регулярно на базе учебного заведения проводятся семинарами с управляющими банков г.Рыбинска на различную тематику. При этом учащиеся самостоятельно оценивают практическую значимость представленной информации, предлагают интересующие их темы для будущих семинаров.
Выводы по второй главе
Только традиционное обучение в учебных заведениях НПО сегодня нельзя квалифицировать как прогрессивное, так как оно, направлено не на развитие познавательной деятельности учащихся их творческой активности, а только на усвоение ими определённой учебной программой суммы знаний, умений, навыков. Позиция учащихся в процессе такого обучения - крайне пассивная.
Самостоятельность, одно из ведущих качеств личности, связанное с выполнением профессиональной деятельности. Это требование новых федеральных государственных образовательных стандартов и работодателей.
Из собственного опыта автор выяснил, что в результате производственного обучения у обучающихся постепенно формируются профессиональные навыки, умения, опыт, приходит повышение уровня самостоятельности.
Развитие самостоятельности у учащихся происходит в процессе взаимодействия мастера и обучающихся при организации учебной деятельности через использование следующих методов:
- Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, учит использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.
- Привлечение учащихся к решению производственных задач, даёт возможность анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы.
- Проведение конкурсов профессионального мастерства, учит учащихся работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Заключение.
Актуальность подготовки специалистов определяется необходимостью обучения и воспитания профессиональной компетентности, чтобы выпускник с одной стороны мог реализовать себя на рынке труда, а с другой стороны удовлетворить все требования работодателей, которые выдвигают повышенные профессиональные качества.
Методическая разработка написана с учётом требований новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов Начального Профессионального образования, требований работодателей.
Работая над данной методической разработкой, обобщив опыт деятельности, автор делает вывод, что отобранные методы позволяют подготовить конкурентоспособного выпускника с развитыми навыками самостоятельности.
В результате использования данных методов у учащихся сформировались следующие виды самостоятельности
- создание проектов с использованием опережающих заданий
- решение производственных задач исходя из конкретных ситуаций
- участие в конкурсах профмастерства
- поиск необходимой информации, работа с нормативными документами
Анализируя результаты производственной деятельности учащихся, представленные в таблице (Приложение 12), можно сделать вывод, что успеваемость и качество знаний на протяжении пяти лет оставались стабильными.
Результатом применяемых методов, также считаю то, что учащиеся второго года обучения (12 человек – 63%) в начале учебного года, самостоятельно нашли места прохождения учебной практики. Знания, умения и навыки, получаемые в училище, успешно применяютлизируя результаты производственной деятельности учащихся, представленные в таблице (и организации деятельности через использ на практике. Данные учащиеся занесены в резерв соискателей и для них высока возможность трудоустроиться в кредитных учреждениях.
Таким образом, анализируя полученные результаты работы, считаю, что цель работы достигнута, так как отобранные мною методы позволяют подготовить конкуренто-способного выпускника.
Список использованных источников
Брусникина Г.С. Организация самостоятельной работы при проблемном изложении // Дошкольное воспитание – 1979. - №4. – с.81 – 84.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Просвещение, 1961. – 240с.
Копотюк И.Г. «Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально познавательной активности в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже» специальность 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Рославль – 1999г.
Копотюк И.Г.., директор, к.п.н., Сасарина Е.Е., зам.директора по НМР, Добина Н.И., преподаватель. Рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов педагогического колледжа: методические рекомендации. – Рыбинск: ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2010. – 22с.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.: ил.
Решетников П.Е. нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с. – (педагогическая мастерская).
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208
13PAGE 15
13PAGE 14515
15