Выступление на методическом объединении учителей трудового обучения Система творческих заданий для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения.


Система творческих заданий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках
трудового обучения
Основной задачей обучения и воспитания обучающихся в коррекционной школе является подготовка их к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей, поэтому, на первый план выступают такие конкретные цели, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в производительный труд.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в выявлении условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и подборе эффективных методик и приемов обучения.
Научно доказано, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.       
 Но не смотря на это, учителя трудового обучения сталкиваются с большими трудностями в процессе формирования познавательных деятельности учащихся коррекционной школы. В исследованиях известных советских психологов Л.В Занкова., Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, Морозовой Н. Г. и других отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса учащихся, его неустойчивость, малая глубина, диффузность. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, страдает моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности.
Таким образом, для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие особенности:
низкая познавательная активность;
недостаточная сформированность умственных действий;
недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
недоразвитие мелкой моторики рук.
Также для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала. Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать  имеющуюся у них информацию. Одной из основных задач уроков труда является повышение познавательной активности учащихся, включение учеников в творческую деятельность.
Одним из средств решения данной задачи является по мнению многих ученых (Щукиной Т.И., Дейкиной А.Ю., Ануфриева А.Ф.) создание на уроках таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, изучать его познавательные интересы, создать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.
Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует  повышению активности учащихся на уроках труда, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач
Проблеме учебных заданий, их классификации и рекомендациям по разработке отдельных видов посвящено достаточно большое число исследований.
Комплекс заданий, применительно к техническому труду, разработан Г.В. Терещуком. В зависимости от содержания, исследователь разделяет их на задания для изучения объектов техники, труда и задания для изучения действий с объектами техники и труда. Автор также разделяет задания на несколько уровней сложности.
Система творческих заданий в рамках нашего эксперимента разрабатывалась с соблюдением следующих принципов:
соответствия заданий последовательности (логике) изучаемого материала;
наличия  теоретических, практических, заданий, а также заданий для самоконтроля и контроля;
наличия различных типов заданий;
наличие заданий различной степени сложности. 
Разработанная в соответствии с этими принципами система представляет собой совокупную группу индивидуальных творческих заданий, различных по виду,типу и уровню сложностии поддающихся содержательной интеграции.  По виду задания дифференцируются на следующие: «Теория», «Практика», «Контроль», «Самоконтроль».  Под типом понимается форма представления задания, например, графическая форма. Различный уровень сложности заданий позволяет индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными характеристиками учащихся.
Система творческих заданий направлена на развитие пространственных представлений, творческих и сенсомоторных способностей, целеустремленности, усидчивости, организованности, трудолюбия, а так же повышения уровня мотивации учащихся.
Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. В частности, К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.
Таким образом, в процессе изложения нового материала можно давать задания вида «Теория», содержащие упражнения на «сравнение понятий». Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать общий существенный признак. Например, понятия платье и пальто сходны тем, что это одежда, а различны тем, что пальто – это верхняя одежда, а платье нет. Или упражнения на «исключение понятий», которые предназначены для развития процессов обобщения и отвлечения. Например, учащимся дается задание из пяти предложенных слов найти четыре сходных между собой и объединить их одним названием и найти неподходящее по смыслу цепочки слово.
Задания вида «Практика» содержат руководство по реализации практической деятельности учащихся, способствующей формированию технологических умений и навыков. Нами было выделено несколько типов творческих заданий, относящихся к данному виду:  
графические (на построение чертежей; на выполнение зарисовок эскизов и т.п.);
технологические:
составление плана работы над изделием; работа с цветной бумагой и ножницами (выполнение моделирования из цветной бумаги);
работа на швейной машине (выполнение строчек на швейной машине);
выполнение расчетов необходимого количества материла для пошива изделия;
ручные работы над изделием (раскрой изделия, обмеловка изделия);
выполнение технологических узлов швейного изделия (обработка пояса, карманов и т.п.). 
На данном этапе мы используем задания на «установление последовательности событий», которые учат планированию. Например учащимся предлагается в правильном порядке расположить картинки, на которых изображены узлы обработки изделия: с чего начать (1-я), чем продолжить и чем завершить, чтобы получилось изделие.
С большим увлечением учащиеся выполняют творческие задания по декоративно-прикладному творчеству (вышивке крестом и бисером, бисероплетению, вышивке лентами, цветоделие), которое в рамках эксперимента введено в программу трудового обучения. Девочки самостоятельно выбирают вид деятельности, подбирают материалы и инструменты, эскизы для изделий, цветовую гамму будущего изделия Данный вид деятельности направлен на развитие поисковой деятельности и активизацию внимания, воображения, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Интересное дело, интересный урок способны захватить ученика, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность делает урок интересным, и само по себе способствует организации внимания.
Очень эффективны в задания вида «Контроль», предназначенные для промежуточного  и итогового контроля знаний по изучаемому подразделу «Технологии обработки тканей». Задания этого компонента представлены в форме вопросов, тестов, кроссвордов, блицопросов, карточек-заданий, а также практическими работами, которые предусматривают самостоятельную работу учащихся. Практические работы направлены на актуализацию и проверку приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.
Задания вида «Самоконтроль» решают задачу выработки у школьников внимательности при выполнении заданий; глазомера. Задания этого компонента представляют собой различные измерительные операции при изготовлении швейных изделий: снятие мерок, проверка ширины швов и величины деталей; посадка изделия на фигуре.
Последовательность экспериментальной работы шла по схеме: отбор экспериментальных и контрольных классов по случайной выборке; проведение констатирующих срезов в начале учебного года по опросным методикам с целью измерения когнитивного эмоционально-мотивационного и поведенческо-нравственного отношения к учению. Далее изучение динамики отношения к экспериментальным и традиционным урокам, мотивов учения, познавательных интересов, самооценки способностей к усвоению учебных предметов. Наряду с выявлением творческих качеств личности изучались также основные характеристики мышления.
Критерием определения степени познавательного развития было установление разницы по перечисленным параметрам между учащимися экспериментальных и контрольных классов в конце учебного года, а также в промежуточных срезах. При этом каждый ученик проходил обследование по 3-4 методикам, которые взаимно дополняли и подтверждали полученные результаты. В экспериментальных классах после констатирующих срезов в начале учебного года шло сквозное систематическое обучение по нашим технологическим разработкам. В конце четверти или по итогам учебного года в экспериментальных и контрольных классах проводились срезы. Сопоставление полученных данных позволило вполне однозначно утверждать об эффективности экспериментальной технологии в развитии познавательных способностей.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала преимущества технологии творческого обучения перед традиционной системой. Они заключаются в следующем:
1) внедрение технологии творческих заданий ведет к изменению мотивационной сферы личности. По мере усвоения структуры учебной деятельности и повышения результатов учебного труда закономерно усиливается положительное отношение к учению как ведущий мотив, снижаются отрицательные мотивы
2) в условиях новой технологии, учащиеся значительно успешнее овладевают такими умственными действиями (характеризующими развитие интеллекта), как: нахождение оснований для объединения предметов в одну группу; анализ; сравнение и выделение в предметах и явлениях общих, существенных и несущественных признаков; нахождение сходства и различий, что является показателей развития обобщающего мышления;
3) творческие методы обучения и складывающаяся при этом ситуация психологического комфорта повышает адаптивные возможности детей, их эмоциональную устойчивость и доброжелательность, снимают индивидуальную и групповую агрессивность детей в отношении сверстников.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках труда – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психоди-агностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного пси-холога – М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.»; Вып. 31).
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М., 2006.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ин-т повыш. квал. и переподготовки работ. народ обр. Московской области, 2001. – 21 с.
Синицына Т.А. Метод творческих заданий как основной метод обучения информационным технологиям. // Технология. Творчество. Личность: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Курск, 10-12 ноября 2003 г.). Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – С. 219 – 224
Терещук Г.В.  Дифференцированные задания по техническому труду для учащихся 5 - 7 классов. Методическое пособие. - М.: НИИ труд. подгот. и профориент. АПН СССР, 1991. – 9
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
Приложения