Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке в 3 классе Весело. Грустно.














Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке в 3 классе по теме
« Весело. Грустно.»









Разработала:
учитель музыки Комарова С. А.











2015 – 2016 учебный год
Тема занятия: Мажор. Минор.

Цель занятия: Познакомить с музыкой веселого и грустного характера, с понятиями «мажор» и «минор» в музыке.

Задачи занятия:

Образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Учить различать на слух контрастные по характеру части музыкального произведения, учить эмоционально откликаться на веселый характер новой песни «Солнышко» муз. и сл.Т. Ярановой, высказываться о ее содержании.
Развивающие: развивать певческие навыки, ритмический и тембровый слух, способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к музыкально – исполнительской деятельности.



Тип урока: Комбинированный

Оборудование: картинки «эмоции человека», карта – схема страны Гармонии,
карточки – ноты с названием, фланелеграф, ИКТ, проектор,
детские музыкальные инструменты: колокольчик,
треугольник. музыкальные ребусы,

Музыкальный материал: Гамма До Мажор, Л. Бетховен «Весело и грустно»,
«Солнышко» муз. и сл. Т. Ярановой.


Ход занятия


Орг.момент.
Музыкальное приветствие учителя и учеников.

Учитель: «Здравствуйте, дети. Добрый день!»

Дети: «Здравствуйте, учитель. Добрый день!»
Каждое занятие мы с вами начинаем с упражнения, которое поднимает нам настроение и настраивает на хороший лад. Оно называется «Здравствуйте»».

Повторить слова с движениями без музыки.
Пение с движениями под музыку.

Упр. «Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья.
Здравствуйте, ребята!
Как люблю вас я!

2. Вводное слово учителя.

Учитель: Ребята, скажите: «Чем мы с вами занимаемся на нашем занятии?

Дети: Слушаем музыку, поем песни.

Учитель: Что же нужно знать для того, чтобы прочитать слова песни или записать слово?

Дети: Буквы.

Учитель: Что нужно знать для того, чтобы записать музыкальный звук и сыграть музыкальное произведение?

Дети: Ноты.

Учитель: Совершенно верно. Наше сегодняшнее занятие мы с вами начнем с повторения нотной грамоты.

3.Повторение нотной грамоты.

Учитель: посмотрите на экран. Сейчас мы с вами будем читать название каждой ноты, слушать как она звучит, а затем ее пропоем .

Презентация «Музыкальная азбука» (слайды 1-8)

Учитель: Итак, сколько же всего существует нот?

Дети: Семь.


Учитель: Давайте споем эти ноты.
Пение гаммы до мажор.
(Презентация «Музыкальная азбука слайд 9).

Учитель: А теперь прочитайте слова, найдите в них названия нот и подчеркните их.

ДОРОГА РЕКА МИР ФАСОЛЬ ЛЯГУШКА СИРЕНЬ
Какие же ноты в этих словах мы с вами подчеркнули? Давайте их прочитаем.

Новая тема.

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте тему занятия.

Дети: Мажор. Минор.

Учитель: У каждого человека может быть то или иное настроение. Какое настроение изображено на этих картинках? (показ картонок – эмоций).


Картинки эмоции!!!!


Дети: Веселое и грустное.

Учитель: Какой цвет соответствует веселому настроению?

Дети: Красный.

Учитель: Какой цвет соответствует грустному настроению?

Дети: Черный.

Учитель: Как вы думаете, может ли музыка повлиять на настроение человека?
Ответы детей.

Учитель: Да. Музыка обладает волшебным свойством – она может
выражать разные чувства человека, передавать любое его настроение, потому что она может быть веселая и грустная, то есть мажорная и минорная.( на доску прикрепляются термины: мажор, минор).
Итак, как в музыке называется веселая и грустная музыка?
Ответы детей.
Учитель: Но как же её различить и запомнить, какая музыка называется мажорной, а какая минорной? Послушайте, пожалуйста, историю, которая произошла в стране с названием Гармония.
 Это случилось в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в стране с названием Гармония. В этой стране было два царства Мажор и Минор, жители  которых сочиняли очень красивые, дивные мелодии для людей. Мажорики – жители царства Мажор – были очень весёлыми, радостными и  в их царстве звучал всегда радостный смех и  весёлая музыка. В том царстве, где жили минорики, всегда было очень грустно, они сочиняли печальную, но очень красивую и мелодичную музыку.
   И вот однажды, между Мажориками и Минориками разгорелся спор: чья музыка нужнее? Чья красивее и мелодичнее? Мажорики утверждали, что музыка минорная не нужна, она только заставляет людей грустить. А Минорики говорили, что всегда веселиться нельзя, только весёлая музыка быстро надоест, нужно ещё и немного  грустить!  Долго они спорили и уже начали ссориться, пока кто-то из них не сказал: «Нужно идти к нашему мудрому королю Ладу! Только он нам поможет разрешить наш спор!».
   Король внимательно выслушал их и попросил Мажориков исполнить свою мелодию, а затем и Минорики спели ему свою. Прослушав великолепную музыку, король Лад сказал, что музыка и мажорная, и минорная заслуживает восхищения в равной мере, не зависимо от того, весёлая она, или грустная, и, что, в стране Гармонии не было бы так чудесно, если бы не жили в ней Мажорики и Минорики, и не сочиняли бы свою прекрасную музыку! Обрадовались человечки, и стали снова дружить как прежде.
 
Учитель:   Ребята, понравилась ли вам сказка?
   Какие человечки жили в стране Гармонии?
   Как назывались их царства?
   Какую музыку сочиняли минорики?
   Какую музыку сочиняли мажорики?   
Как называется весёлая музыка?
   А как называется грустная музыка ?
   Что случилось в их стране?  Ответы детей.
   Кто их помирил?
Дети: Король Лад.
Учитель: Как вы думаете: «Что означает слово лад?». Ответы детей.
(На доске слово «помирил»). Посмотрите на доску и прочитайте слово, которое на ней написано. Найдите в слове помирил корень.
Дети: Мир.
Учитель: Так вот лад означает мир, дружбу и согласие. Давайте прочитаем, что же означает лад в музыке. «Лад – это согласие между звуками». И в музыке существует два очень дружных лада под названием (учитель показывает на доску, а дети отвечают – мажор и минор).
Учитель: Давайте теперь определим на слух мажорную и минорную музыку.
Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело и грустно». Написал ее немецкий композитор Л. Бетховен. Послушайте ее внимательно и с помощью карточек определите смену характера музыки. (перед слушанием дети поднимают карточки с грустными и веселыми эмоциями).
Видео «Весело. Грустно».Звучит Л. Бетховен «Весело. Грустно». Дети поднимают карточки – эмоции.
 Учитель: А сейчас мы с вами попробуем озвучить эту прекрасную музыку.
На 1 и 3 часть музыки мы будем звенеть колокольчиками, передавая ее веселое настроение. На 2 часть музыки - играть на треугольнике, изображая капельки слез ( на счет «раз»).
Дети оркеструют пьесу.

Учитель: Итак, какое настроение в музыке мы передавали с помощью игры на колокольчиках? На каком инструменте играли, передавая грустное настроение? Ответы детей.


5.Физпауза.

Учитель: А сейчас мы с вами под музыку прохлопаем ритмическое упражнение, которое называется «Шумовой оркестр».
Синие кружочки будут изображать короткие длительности, а зеленые –долгие.(Дети делятся на две команды –девочки и мальчики и ) и выполняют ритмическое упражнение.(сначала без музыки, затем под музыку.


Картинки!!!



Видео «Шумовой оркестр».

Учитель: А сейчас я хочу проверить насколько вы внимательные. Я вам буду показывать движения руками, а вы должны их за мной повторить.
Дети выполняют упражнение (mp 3 «На заре ты ее не буди» )по показу учителя»
(Поочередное поднимание и опускание рук. В основе упражнения – метод пластического интонирования, то есть восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела). На 2 часть музыки дети садятся на места, закрывают глаза и дослушивают музыку до конца.

Учитель: Какой по своему настроению была музыка, когда мы с вами играли в шумовом оркестре? (мажорная), А когда выполняли пластическое интонирование?(минорная).


Учитель: ( Показ картинок солнышко и туча.)

Картинки!!!!


Какая из картинок соответствует настроению музыки, которая звучала в этом упражнении? Ответы детей.

Мы с вами знаем упражнение, которое так и называется «Солнышко и туча». Давайте его исполним.

Дети исполняют упражнение.(пение по мажорному и минорному трезвучию).


Разучивание песни «Солнышко» муз. и сл. Ярановой.


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами начнем разучивать песню, которая называется «Солнышко».

Учитель исполняет песню «Солнышко». Какая эта песня была по характеру? (мажорная –веселая).

Разучивание по мнемотаблице (Презентация «Солнышко»)

Солнышко, солнышко, выходи. Зовём солнышко (манящее движение двумя руками) Глазками, глазками погляди. Руку приставить козырьком ко лбу, смотрим во все стороны
Лучиком, лучиком посвети. Пальчики, как лучики, делать круговые движения руками Солнышко, солнышко, выходи. Зовём солнышко (манящее движение двумя руками)
Солнышко, солнышко, не зевай, Хлопаем в ладоши поочерёдно у правого и левого уха Солнечным зайчиком поиграй. Указательный и средний палец вытянуть, как ушки
Лучиков, солнышко, не жалей. Грозим пальчиком Наших ребятушек ты согрей. Подставили солнышку лицо, раскинули руки, «загораем»
Солнышку, солнышку мы поём. Делаем «пружинку» с поворотом корпуса Солнышко, солнышко мы зовем . Зовём солнышко (манящее движение двумя руками) Будем под солнышком танцевать. Дети поочередно выставляют ногу на пятку, руки на поясе.
Будет нас солнышко согревать! - 2 раза Руки вытянуты вверх, ладошки смотрят в потолок. Кружимся.

7. Рефлексия.

Учитель: На такой веселой (мажорной) ноте наше занятие подошло к концу.

Скажите, что нового вы узнали на занятии?

С какими ладами музыки познакомились?

В какой сказочной стране жили эти лады?

Как назывались жители этих двух царств?

Какую музыку по характеру исполняли мажорики?

Какую исполняли минорики?

Как звали короля, который их помирил?

Что такое лад?

Как называлась песня, которую мы с вами сегодня начали разучивать?

Какая она была по своему настроению? Ответы детей.
С каким настроением вы сейчас пойдете домой? ( с мажорным).
Домашнее задание: найти иллюстрации с изображением веселого и грустного настроения.