Конспект урока по музыке на тему «Весело — грустно»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
конспект пробного урока
по музыке
на тему «Весело - грустно»
студента ____________ группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
________________________________________
(Фамилия, имя, отчество полностью)
К уроку допущенУчитель (подпись) ______________________
Методист(подпись) ______________________
Дата проведения ______________________
Время проведения ______________________
Оценка за проведение
Учитель (оценка, подпись) _____________________
Методист(оценка, подпись) _____________________
Тюмень 2016 год
Предмет: Музыка
Используемые учебники и учебные пособия: Музыка. 2 класс. Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Тема урока: Весело - грустно
Цель урока: Создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства.
Задачи урока:
развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Формировать УУД:(для ФГОС НОО)
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование урока: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, клавишный синтезатор «Ямаха».
Литература, Интернет-ресурсы: Музыка. 2 класс. Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
План оформления доски
Классная работа План урока
1.Организационный момент
2.Постановка проблемной ситуации
3.Открытие новых знаний
4.Физминутка
5.Повторение изученного6. Итог урока. Рефлексия
Ход урока
Название этапа: 1.Организационный момент
Задача: подготовить учеников к предстоящей работе на уроке.
Методы: Словесный
Приемы: Приветствие учителя
Отводимое время: 1 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
-Доброе утро!
Ребята, я рада вас видеть. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно и уважать мнение друг друга. Ученики слушают учителя и настраиваются на работу. Название этапа: 2.Постановка проблемной ситуации
Задача: создать условия для формулирования детьми цели урока.
Методы: Словесный, создание ситуации успеха
Приемы: Беседа, слово учителя, наводящие вопросы
Отводимое время: 10 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем
- я проверю домашнее задание;
- слушать музыку;
- говорить о настроениях в музыки и в жизни;
- проведём физкультминутку;
- выполним арттерапевтические распевки;
- и, конечно же, будем петь.
- проверка домашнего задания.
А в начале урока давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Какие две подружки и один дружок у нас были в гостях?
Я вам дала домашнее задание найти в интернете музыкальное произведение Кабалевского «Три подружки», прослушать его и попытаться определить, какая музыка соответствует нашим героям. Кто выполнил это задание? Молодцы! Выходите наши артисты: Плакса, Резвушка и Злюка. А сейчас звучит музыка и ребята, услышав свою тему - делают шаг вперёд и показывают нам своё настроение. А вы, ребята, встаньте из-за парт и на местах будете показывать соответствующее звучащей в данный момент музыке, настроение.
Спасибо, ребята. Вы все справились с заданием на отлично!
Я попрошу Вову сесть на место. А Настя и Лера мне нужны для того, что бы мы с вами вместе определили тему нашего урока.
Перед нами Плакса и Резвушка. Ребята, возьмите в руки смайлики, лежащие на столе, подумайте, определите, какой смайлик подходит к Плаксе.
А какой Резвушке?
Значит, Резвушка у нас какая?
А Плакса - ?Значит, мы сегодня будем говорить о музыке …
( на доске – два слова «Весело. Грустно.»)И целью нашего урока будет, соответственно, научиться понимать настроение музыки. А что ещё мы должны узнать – это вы узнаете позже. -Три подружки: Плакса, Резвушка и ЗлюкаВыполняют задание под музыку Кабалевского «Три подружки»
Показывают грустный смайлик
показывают весёлый смайлик
-Весёлая.
-Грустная.
-весёлой и грустной.
Слайд 1
Название этапа: 3.Открытие новых знаний
Задача: создать условия для усвоения новых знаний.
Методы: Словесный, наглядный
Приемы: Беседа, диалог, слово учителя, демонстрация презентации
Отводимое время: 15 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
-Ребята, вернёмся к нашим двум подружкам. Прослушивая музыку, мы с вами определились с нашими эмоциями, характерными для каждой из подружек. Значить, когда нам весело, мы….
- А когда нам грустно, как мы себя ведём?
- А теперь посмотрите на эту картинку.
- Как вы думаете, какое настроение у этих коров?
- А теперь поиграем в игру «Угадай настроение». Условия игры таковы: после прослушивания музыкального фрагмента, вы определяете какое настроение у этого произведения, и поднимаете соответствующий смайлик.
- Молодцы, ребята.
А кто мне скажет, что такое ЛАД?
(на доску прикрепить слово «ЛАД»)картинка «Два лада» Нестерова М.
картина З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»
Правильно. ЛАД – это согласие.
(на доске слово «согласие»)
И теперь, ребята, нас ждёт интересное открытие!
Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? Правильно, красками.
А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение?
Верно, звуками.
У художников 2 группы красок – теплые тона (назовите самый теплый тон?) и холодные тона (какой самый холодный тон?)
Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад».
лад – это краска музыкального произведения, песни.
А кто из вас, ребята, знает, какие лады существуют в музыке?
А лад бывает мажор – сочный, яркий радостный и минор – задумчивый, углубленный, печальный.
(на доске крепятся слова «Мажор» и «Минор»)
И наша следующая задача – научится опеределять мажорные и минорные лады.
стихотворение про лад.
Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.
Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада:
Существуют с давних пор лад мажор и лад минор. (на доске «минор» «мажор»)
Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный
Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный
минор и мажор и характеристики
Ребята, а для того, что бы понять, что мажор и минор является важным средством выражения различных настроений, мы выполним творческое задание: прослушаем муз. произведения и постараемся узнать особенности музыкального языка - это является целью нашего урока, и опять нам на помощь придут наши смайлики. Только теперь мы их назовём Минор и Мажор. Проверяем, как вы разобрались с именами для ваших смайликов. Минор Мажор ( смайлик) картинки с музыкой
Молодцы. Все показали правильный ответ.
Теперь попробуйте самостоятельно разобраться с карточками на ваших партах. Вам нужно разложить карточки в два столбика. В одном мажор и прилагательные, которые его характеризуют. А в другом минор и также прилагательные, подходящие к этому ладу. А у доски это упражнение будет выполнять Вова.
Ребята, проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте?
А Вова правильно подобрал слова?
Молодцы! Научились мы применять понятия мажор и минор?
Ребята, если мы понятия «мажор» и «минор» перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору?
А теперь, ребята, задание посложнее.
Найдите оригинальные эмоциональные характеристики для мажора
(«боевая жизнь», «восход солнца»)
и минора
(«закат солнца», «звёзды ведут хоровод»).
Я показываю таблички, а вы поднимаете соответствующий смайлик.
Молодцы! Ответы обучающихся
Играют в игру
Рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней.
Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.
Обучающиеся предлагают варианты: «дружба», «умение не ссориться, понимать друг друга», «жить мирно». Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», ребята формулируют понятие «лад». «Лад – это согласие».
-звуками
Ответы обучающихсяВнимательно слушают учителя
Поднимают смайлик
Выполняют задание
Ответы детей
Выполняют задание Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Название этапа: 4.Физминутка
Задача: Организация отдыха учащихся.
Методы: Наглядный
Приемы: Демонстрация
Отводимое время: 2 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
А теперь мы проведём физминутку,
Отдохнули? В каком ладу была наша физминутка?
Ребята, закрепим ваши знания. Выполняют физминутку по презентации
-мажор Презентация
Слайд 9
Название этапа: 5.Повторение изученного
Задача: обобщить и закрепить полученные знания на уроке
Методы: Словесный, практический, демонстрация
Приемы: Беседа, пение, рассказ, нанлядный
Отводимое время:15 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Молодцы, ребята, все справились. Ну что, научились мы с вами определять мажорные и минорные лады? Справились мы с поставленными задачами?
( на доске два мальчика грустный и весёлый.)
Ребята, вот у нас два друга. И, видимо, один из них –
Давайте его развеселим.
Арттерапевтические распевки, упражнения на дыхание.
- «Ах, как нам весело»,
- «Устойчиво стою я на земле»
- подышали как собачки, разбудили ваши связочки.
- бурлящая река, будим артикуляционный аппарат.
5. Пение.
«Улыбка»
На прошлом уроке мы познакомились с песней Улыбка. Споём хором эту песню.
А какой характер у этой песни?
Молодцы! Выходят по одному ученику, выбирают мелодию, слушают, и определяют в какое окошко следует поселить эту мелодию: туда, где живёт Минор, или туда, где живёт Мажор
-минор
Поют
Ответы обучающихся Слайд 10
Слайд 11,12
Название этапа: 6. Итог урока. Рефлексия
Задача: проверить достижения собственной цели, оценить эмоциональное состояние и активность на уроке каждого учащегося.
Методы: Словесный, создание ситуации успеха
Приемы: Беседа, смайликиОтводимое время: 5 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Ребята, подходит к концу наш урок. Мы с вами справились с поставленными задачами? Научились применять понятия «весело» и «грустно»? Покажите смайликами, если всё понятно – весёлый смайлик, теперь его зовут Мажор. А, если не поняли, то смайлик Минор. Молодцы.
Научились определять Мажор и Минор? Смотрю на смайлики, как вы разобрались, все ли? Молодцы! А как на человека влияет мажорная музыка?
Вам урок понравился?
Ребята, подведём итог нашего урока.
Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?
Что было интересно для вас на этом уроке?
Я благодарю вас за урок. Вы все отлично работали на уроке и в подарок от меня вам эти смайлики.
Урок закончен.
До новых встреч! Ответы обучающихсяОтветы обучающихся