Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Интерактивные методы обучения в начальной школе
Кузнецова Т. Б.
учитель начальных классов
МБОУ «Кордонская СОШ»
Приёмы проведения рефлексии в начальной школе
Система педагогической деятельности эффективнее, если она создана на основе проверенных временем традиционных подходов, но открыта для инноваций, где инновационные техники и приёмы прежде всего выступают средством обучения, развития и обучения учащихся.
Анализ термина «рефлексия» в отечественной педагогике определяется как фаза урока, во время которой учащиеся вновь обращаются к только что пройденному на уроке материалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, пытаются применять его, а также пробуют привлекать новые знания в другие сферы деятельности.
Остановлюсь подробнее на некоторых письменных приёмах проведения этого этапа урока. Наиболее популярным из современных интерактивных приёмов является кластер. Считаю, что кластеры можно широко применять не только на этапе вызова, но и на этапе рефлексии. Например, на уроке закрепления знаний в 3 классе по теме «Суффикс» предлагаю детям обобщить всё, что они узнали о суффиксах. По ходу ответов заполняется кластер. В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле данного понятия.
Следующая письменная форма проведения рефлексии – синквейн. Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
в первой строке заявляется тема или предмет (1 существительное);
во второй даётся описание предмета (2 прилагательных);
в третьей характеризуются действия предмета (3 глагола);
в четвёртой строке приводится фраза, выражающая отношение автора к предмету;
в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (1 слово).
Следуя этим правилам, мои учащиеся смогли создать такие синквейны:
- на уроке литературного чтения по сказке В. М. Гаршина «Лягушка путешественница»
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.
- на уроке окружающего мира:
Россия
Могучая, огромная.
Побеждает, строит, защищает.
Россия – это моя Родина.
Любовь!
На уроках русского языка можно использовать небольшие по объёму рефлексивные сочинения. Например, после изучения темы «Части речи. Имя существительное» детям было предложено написать сочинение от имени этой части речи. Приведу образец такой работы:
Я – существительное
Привет! Я – имя существительное. Я обозначаю предметы в широком смысле слова. У меня есть число. Род, падеж и очень хорошие друзья. Я дружу с именем прилагательным и глаголом. Мы с друзьями очень важные. Учите нас лучше!
Дима Б.
Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Авторы педагогической технологии критического мышления отмечают, что разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель даёт возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания, в этом случае уместны будут следующие вопросы:
- Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
- Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось?
- Кого вы хотите похвалить за урок?
Вопросы итоговой рефлексии помогают учителю выяснить понимание детьми цели урока, а учащимся оценить собственное продвижение:
- Что было новым на уроке?
- Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? Где можно использовать эти знания?
- Какой вопрос возник на уроке?
- Что важного было сделано на уроке?
- Был ли урок полезен? В чём его польза?
Начиная с третьего класса, рекомендую предлагать учащимся самим формулировать вопросы итоговой рефлексии.
На стадии рефлексии на уроках литературного чтения можно дать задание выбрать из предлагаемых пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к изучаемому произведению. Объяснить, почему. Например, при изучении сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» вниманию детей предлагались такие пословицы и поговорки:
Кто крепко держится, тот побеждает.
Кто духом упал, тот пропал.
Ни страданий, ни боли, если есть сила воли.
Данный приём акцентирует внимание читателей на идее произведения.
Оценивать свою деятельность на уроке детям нравится при помощи карточек:
«+» - справился;
«?» - сомневался;
«-« - не справился;
Или, дополнив предложения:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я могу похвалить себя за…
Можно попросить детей показать выражением лица, довольны ли они работой на уроке. Если «да», то пусть улыбнутся. Возможно, кто-то захочет поделиться впечатлениями от урока.
Оценить работу класса на этапе рефлексии можно при помощи игры «Дистанция». Дети встают возле своих мест и оценивают работу класса на уроке и сам урок. Чем успешнее прошёл урок, чем активнее были дети (по их мнению), тем ближе каждый ребёнок подходит к доске.
Таким образом, используя различные приёмы проведения этапа рефлексии на уроках в начальной школе можно увидеть:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Источники информации:
Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012.
Заир-- - Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
Советова Е. В. Итоговая аттестация в начальной школе. – Ростов на /Д: Феникс, 2012.