Возрастная психология. Словарь терминов.
О.В.Перескоковаучитель географии МКОУ Козловской СОШ
Барабинского района, НСО
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Словарь терминов к теме «Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе».
биологическая теория личности видит ее истоки в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных.
бихевиористская теория учения (от английского слова behavior – поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Другими словами, они пренебрегают социальной природой человека. Так, основоположник бихевиористской теории учения Э. Торндайк пишет: «Развитие животного мира в этом отношении состоит в количественном росте и количественном усложнении того же самого процесса связи между ситуацией и ответной реакцией, присущего всем позвоночным и даже низшим животным, начиная хотя бы с миног и кончая самим человеком». Он считает, что основные характеристики учения «удивительным образом одинаковы почти на всей лестнице развития мира животных». В силу этого бихевиористы проводили свои исследования в области педагогической психологии в основном на животных.
гуманистическая психология направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р.Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие.
зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.
ближайшего развития уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область не созревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.
когнитивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60 - х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание , память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.
Онтогенез (от греч. οντογένεση: ον — существо + γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской психологии.
психоаналитическая теория- Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Словарь терминов к теме «Периодизация психического развития человека».
ведущая деятельность (англ. leading activity) - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.
возраст - категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Кризис- (‹ гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) - тяжёлое, переходное состояние; резкий, крутой перелом.
психические новообразования - качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни.
Развитие- (development). Изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды.
сензитивный период - возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
социальная ситуация развития - сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.
Созревание - (англ. maturation) - часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. - линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития.
факторы развития- система факторов, определяющих психическое и поведенческое развитие ребенка. Включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность воспитывающих и обучающих людей, методы и средства обучения и воспитания, и многое пр.
движущие силы развития - Противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.
Словарь терминов к теме «Психическое развитие и формирование личности младшего школьника».
Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям:
Адаптация - (Adaptation; Anpassung) - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой (см. также невроз), что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду.
внутренний план действий - это фундаментальное интеллектуальная способность, которая серьёзно влияет на развитие познавательной и личностной сфер ребенка. Эта способность во многом определяет успешность обучения. Она позволяет планировать и осознавать собственные действия до начала их совершения, развивает умение рассуждать.
Интерес - (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
кризис детства - вступление в ответственную социальную жизнь. Одним из признаков завершения дошкольного периода развития является возникновение произвольного поведения, позволяющего говорить о готовности ребенка принимать социальные правила, реализовывать их в своих действиях, брать на себя ответственность за последствия того или иного поведения. Превращение внешнего правила во внутренний регулятор поведения является важным признаком готовности ребенка к школьному обучению.
Мировоззрение - (англ. view of world, нем. Weltanschauung) - комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним, прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. - истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения.
направленность личности - (по сложившейся в отечественных журналах традиции "Н. л." переводится на англ. как personality trend) - термин отечественных психологов, которому, начиная с С. Л. Рубинштейна (1940, 1946), придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л. И. Божович, Н. л. можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций. Поступок - (англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.
психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Е. О. Смирнова
рефлексия - (лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.
теоретическое мышление- один из видов мышления, обычно противопоставляемый мышлению практическому. Направлено на открытие законов, свойств объектов и пр. Как пример можно назвать фундаментальные научные исследования.
учебная деятельность - один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.
Задания для самостоятельной работы к теме «Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте».
Задание 1. Словарь терминов.
Акселерация - (от лат. acceleratio - ускорение) - ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста)', сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.
Амбивалентностъ - (Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.
Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков
Дружба - (англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.Идентификация - [лат. identificare — отождествлять] (в социальной психологии) — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие "И." было введено З. Фрейдом.
Индивидуальность - (от лат. indiduum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
интимно-личное общение [лат. intimus — самый глубокий, внутренний] — форма общения, основным содержанием которой является установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью во всем богатстве ее индивидуальных проявлений. И.-л. о. складывается в подростковом возрасте и отличается от других форм общения тем, что отношения определяются социальными нормами (верности, взаимопомощи и т.п.). Как указывает Д.Б. Эльконин, интимно-личные отношения «строятся на основе не только взаимного уважения, но и полного доверия и общности внутренней жизни».
Инфантилизм - (лат. infantilis - детский, младенческий). Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.
кризис отрочества- Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.
подростковый возраст - (англ. teenage period, adolescence) - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.
половое созревание - (puberty) - период наступления половой зрелости, когда в организме начинается выработка половых гормонов и функция репродуктивных органов. У представителей обоих полов половое созревание характеризуется появлением вторичных половых признаков (например, у мальчиков голос становится более низким, а у девочек увеличивается грудь и начинаются менструации). Эти изменения возникают в результате действия полового гормона в организме, который начинает активно вырабатываться яичками и яичниками под действием гормонов, секретирусмых гипофизом.
Задание 2. Решить следующие практические задачи, ссылаясь на закономерности психического развития:
1.Миша (13 лет) очень хочет заниматься спортом. Он месяц посещал спортивную секцию по баскетболу, а недавно перешел в секцию водного спорта (плавание)...
Долго ли Миша будет посещать спортивную секцию на этот раз? От чего это зависит?
Ответ: Думаю – нет, т.к. Миша находится в подростковом периоде, который относится к числу кризисных возрастов и характеризуется психофизиологическими особенностями, функциональным состоянием подростка (повышенная возбудимость, импульсивность, резкие колебания настроения, неустойчивые интересы). Но, если будут созданы определенные условия: мотивация, отношения и т.д. то возможно будет посещать долго.
2.Мама очень хотела. Что бы ее сын Миша (13 лет) занимался в спортивнойсекции, а сын сказал, что будет ходить в спортивную секцию только один месяц. Как должна поступить мама в данной ситуации?
Ответ: Прислушаться к его желанию, пойти на уступки. После истечения срока возможно мальчик сам захочет продолжить занятия.
3.Володя (13 лет) стал смотреть на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем он это делал, когда учился в начальной школе.
С чем связан повышенный интерес подростка к своей внешности? Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?
Ответ: подростковый возраст - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Наличие «подросткового комплекса», которому характерна чувствительность к оценке посторонних своей внешности, так же “эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности. Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».