Презентация по психологии Возрастная психология


Психология .Тема: «Подходы ученых к возрастной периодизации развития» Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиенуС 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику. Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования От рождениядо 6 лет (детство)Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.С 6 до 12 лет (отрочество)Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.С 12 до 18 лет (юность)Семь свободных искусств, естествознание, история, география.С 18 до 24 лет (возмужалость)Богословие, медицина, юриспруденция. Возрастная периодизация ЖАН-ЖАКА РУССО (1712-1778): 0-2 годаФизическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание)2-12 лет(период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить)Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному12-15 летУмственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). С 15 лет до совершеннолетия (возвращение в общество, ``период бурь и страстей'')Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров) Жан Пиаже (1896 - 1980) – швейцарский психолог В развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной. Лоренц Колберг (1927 - 1987) английский психолог Колберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами Выготский, Лев Семёнович5 (17) ноября 1896 — 11 июня 1934) советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возрастные периодыВедущая деятельностьСистема отношенийМладенческий (-1 год)Общение со взрослымЧеловек - человекРаннее детствоПредметная деятельностьЧеловек - предметДошкольный возрастИграЧеловек - человекМладший школьный возрастУчебная деятельностьЧеловек - предметПодростковый возрастОбщение со сверстникамиЧеловек - человекЮношеский возрастУчебно-профессиональная деятельностьЧеловек - предмет Спасибо за внимание!