Методические рекомендации по формированию речевой компетентности учащихся средствами словарно-терминологической работы на уроках истории и обществознания Автор Алексеева О.Д., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Методические рекомендации
по формированию речевой компетентности учащихся средствами словарно-терминологической работы на уроках истории и обществознания
Автор:
Алексеева О.Д.,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Важнейшей частью духовной культуры общества, национальной ценностью является язык. В живом языке народа отражается вся его жизнь, его история. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Известно, что речевая культура воспитывается с детства и важную роль играет в этом процессе школа, которая призвана обучать своих учеников нормативной русской речи. Прежде всего, нужно заботиться о расширении словарного запаса. Для этого необходимо ребенку больше читать, научиться замечать незнакомые слова, выяснять их значение с помощью толкового словаря. Очень важно развивать критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу, последовательно, точно, выразительно и правильно.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит не только не допускать ошибок, но и уметь наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, подбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
В культурно–исторической теории язык рассматривается как средство общения между людьми, а речь – как способ мыслительной деятельности субъекта. Другими словами, язык становится средством постижения научных знаний и определяется как система самой науки о языке, а речь выступает как способ мыслительной деятельности субъекта и способ передачи им своих мыслей другим людям в форме слов и выражений.
Современные дети прекрасно владеют компьютерной терминологией, Интернет для них стал чем-то необходимым, и в нём они чувствуют себя как дома. Но интерес у них однобокий: в Интернете скачивают для себя всевозможные развлекательные игры, остросюжетные фантастические фильмы, музыку. Но это никак не способствует расширению их словарного запаса. Читать же художественную литературу дети практически перестали. А ведь именно чтение способствует обогащению речи, расширению как активного, так и пассивного словарного запаса.
Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем.
Часть учащихся плохо понимает рассказ и объяснения преподавателя потому, что уровень их владения историческими и обществоведческими терминами, используемыми в этом случае, крайне низок. Несоответствие уровней владения понятиями учителем и учениками – одна из основных проблем обучения. Многие учащиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от их терминологической грамотности. Отсюда следует, что для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету.

Кто же должен решать эту проблему? В первую очередь школа. С первого взгляда может показаться, что только уроки русского языка и литературы должны расширять запас слов у детей. Но это не так. Знакомство с новыми словами происходит по всем предметам.
Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими и обществоведческими терминами, которые использует учитель и должны знать учащиеся, хотя обозначены и озвучиваются одними и теми же словами, воспринимаются далеко неоднозначно. Терминологической проблемой является непонимание учащимися абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от их терминологической грамотности. Поэтому в своей работе я стараюсь создавать подвести своих учеников под сознание того, что они, не научившись владеть терминами, никогда не познают предмета, даже если будут заучивать все параграфы наизусть.
Формирование речевой компетентности учащихся происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности к репродуктивной компетентности, от уровня продуктивной компетентности к творческой компетентности. Динамика уровневых показателей сформированности речевой компетентности учащихся является одним из основных условий социализации личности. При этом определяющим способом формирования речевой компетентности становится диалог, для организации которого учитель предлагает к решению учебные задачи разных уровней, а поэтапные совместные (партнерские) учебные действия обеспечивают динамику мыслительных операций и становление новых генетических форм мыслительной деятельности учеников.
Главным условием формирования мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение придается овладению понятийным аппаратом в курсе начального преподавания истории, так как все последующие курсы углубляют и расширяют понятийный аппарат по истории.
Для полноценного усвоения обучающимися учебного материала необходимо, чтобы система понятий образовала структурный скелет знаний по тем или иным темам, и по учебной дисциплине в целом.
Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:
1-й - усвоение информации - ответ на вопрос "Что такое?";
2-й - применение понятий в знакомой ситуации.
3-й - творческое применение знаний в новой учебной деятельности.
Исходя из своего опыта педагогической работы, считаю, что можно выделить несколько причин необходимости работы над терминологией.
Первач причина – полное незнание сущности терминов исторической и обществоведческой направленности.
Вторая причина - знания о терминах, полученные учащимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения в терминологический багаж школьников более старших классов, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать новые темы и особенно соотносить опыт прошлого с современностью.
Третья причина – содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки , места употребления может меняться.
Четвёртая причина – постоянное обогащение исторического языка новыми словами.
Пятая причина – выход из словарного обихода человека или редкое употребление в современнойй литературе терминов, широко используемых авторами особенно древних и средних веков.
Шестая причина – терминологический аппарат стал ареной острейшей идеологической борьбы с современных условиях.
Для полноценного усвоения обучающимися учебного материала необходимо, чтобы система понятий образовала структурный скелет знаний по тем или иным темам, и по учебной дисциплине в целом.
Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно. Самое существенное для человека, окончившего школу и не специализирующегося в истории, - знание основных дат, событий, имён исторических личностей, понятий, которые он изучает на уроках. Чтобы добиться их усвоения, я стараюсь при планировании уроков продумывать разнообразные виды работы с историческими терминами. Только тогда можно добиться качественного усвоения детьми новых терминов и включения их в словарный запас.
   Каков же круг понятий и терминов, а так же способ освоения и использования их на уроках истории?   1. Так называемые исторические понятия и термины, характерные для определенных исторических явлений и событий (земство, крестьянская община, суд присяжных, либерализм, радикализм, кризис и прочие). Как правило, это ключевые слова к какой-либо узкой теме. Причем пояснения этим словам я даются попутно, в ходе лекции, чаще всего по просьбе учеников. Повторение и закрепление подобных исторических понятий и терминов проводится на контрольных работах и, после прохождения каждой темы.   2. Особое значение в наши дни приобрело знание и использование понятий и терминов, характерных для второй половины XIX - начала XX веков, в связи с проводимыми в наше время реформами (судебная, аграрная, народного образования, местного самоуправления и т. д.) и повторением соответствующих им понятий и терминов, например: присяжные, гимназии. Это уникальное в истории нашей страны, а возможно и в истории человечества, явление - возврат к уже пройденному, причем, с повторением прошлых терминов и понятий дает возможность лучше понять при сравнении:   а) необходимость реформирования тогда и теперь;   б) суть и цели реформ;   в) причины замедления процесса реформирования тогда и теперь.   Таким образом, сравнивая эти процессы, можно успешней формировать у учащихся историческое мышление, что является одной из важных задач учителя истории.   И наконец, сравнивая эти процессы, можно показать ученикам возможные результаты и последствия нынешнего реформирования.   3. Значительно больше времени и внимания требует работа с философскими, экономическими, политическими понятиями, связанными со сложными историческими, политическими, экономическими, общественными, культурными процессами, событиями и явлениями.    Очень важной особенностью работы с философскими, политическими, экономическими и подобными понятиями является доступность, простота объяснения, то есть объяснение не в виде формулировки, а описательное, пусть даже околонаучное, но, все - таки, достаточно верное.
Трудными для понимания современных учащихся являются понятия и термины вызванные межпартийной, внутрипартийной, классовой борьбой, в основном советского периода: красные и белые, троцкизм, оппортунизм, космополитизм, тоталитаризм, энтузиазм, кулак, подкулачник и т. д.    Для формирования и использования понятийного аппарата в наших условиях можно применять следующие способы запоминания:   1) в виде небольших заданий по установлению связей между различными терминами (с одной стороны) и явлениями, событиями, процессами - с другой.   2) При разработке тематических программ обязательно определять и фиксировать необходимые для изучения данной темы понятия и термины и доходчиво объяснять их во время лекции, а затем, при проведении контрольной работы, давать учащимся задание объяснить значение тех или иных слов.
  При формировании понятийного аппарата следует осторожно относиться к использованию иностранных слов и, по возможности, избегать их употребления (альтернатива, адекватность, приоритет, толерантность и др.), тем более, если их можно заменить русскими словами и выражениями. Но ученик не может самостоятельно понять эти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], следовательно, требуется подробное разъяснение преподавателя. Но [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в этом случае осмысленное изучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] крайне затруднено.
Внедрение культурно-просветительской программы « Словари 21 века» позволяют расширить возможности работы с терминами.
Концепция лингвострановедческого словаря «Россия» представляет собой развитие теории лингвострановедческой лексикографии, начало которой было положено в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, В.В. Морковкина, Ю.Е. Прохорова, А.Р. Рума, Г.Д. Томахина, В.П. Фелицыной, Г.В. Чернова, Т.Н. Чернявской и многих других отечественных и зарубежных лингвистов и методистов.
По сравнению с другими словарями, посвященными языку и культуре ряда стран, в лингвострановедческом словаре «Россия» дан новый подход к решению основных вопросов, возникающих перед авторами словарей: какими должны быть принципы отбора словника и описания языковых единиц? Какой структура словарной статьи? Концепция словаря позволяет выявить четкое различие между страноведческими (по сути энциклопедическими) и лингвострановедческими (по сути филологическими) словарями, что до сих пор в учебной лексикографии не всегда удавалось, а также последовательно реализовать основной принцип лингвострановедения соединение, взаимопроникновение языка и культуры.
В первую очередь это относится к решению проблемы отбора единиц словника. Право входить в словник лингвострановедческого словаря получили единицы языка, которые обладают национально-культурным фоном, то есть некоторый набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой и известных всем русским. Причем национально-культурный фон языковой единицы обязательно включает общеизвестные слова и выражения. Таким образом, в состав словника входят:
1. Слова и словосочетания, называющие факты и явления природы, национальной истории и культуры, например: Куликовская битва, колокол, клюква, липа, лес, Отечественная война 1812 года, поле, рожь, перестройка, царь, чин, щи и др.
2. Имена собственные: топонимы, антропонимы (имена реальных людей исторических личностей, государственных деятелей, ученых, писателей и т.д.; имена мифических персонажей, фольклорных и литературных), напр.: Нева, Сибирь, Камчатка, Александр Невский, Г.А. Потемкин, Петр 1 ,Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, И.И.Левитан, Баба-Яга, Иванушка-дурачок, Обломов, Чебурашка и др.
3. Названия общеизвестных литературных произведений, произведений изобразительного искусства, музыки, театра и кино, напр.: «Богатыри», «Дама с собачкой», «Лебединое озеро», «Место встречи изменить нельзя», «Осенний марафон», «Ревизор», «Темная ночь», «Три сестры», «Чапаев» и др.
Это существенно отличает лингвострановедческий словарь «Россия» от других лингвострановедческих словарей, в которых либо не все включенные единицы обладают словесно выраженным культурным фоном (многие имеют лишь страноведческую ценность); либо этот фон не описывается; либо лингвострановедческая информация, относящаяся к какому-либо одному слову, «размыта» по разным статьям, что также не дает полной картины жизни слова в культуре и во времени.
Каковы же методы освоения исторической и обществоведческой терминологий?
Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения, рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, запутанностью, сложностью.
В этой ситуации у ученика происходит внутреннее психологическое отторжение, у него опускаются руки. Не лучше обстоит дело и со словарями в учебниках.
Например, в учебнике «Обществознание» для 9 кл., дается сразу 4 (!) варианта термина «цивилизация»:
1. Историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»;
2. Высший этап развития человечества;
3. Культурно-географическое образование, например, восточная, западная и т.д.;
4. Глобальная цивилизация, охватывающая планету.
Ученик 9 класса не может самостоятельно понять эти термины, следовательно, требуется подробное разъяснение преподавателя. Но и в этом случае осмысленное изучение термина крайне затруднено.
Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:
1. Вычленение существенных признаков из определения термина: некий этап в развитии общества;
2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества;
3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: цивилизация Египта, мусульманская цивилизация и т.д.
В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы.
Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное. Революция и реформа, монархия и республика, ислам и христианство, Коран и Библия (последние термины обычно появляются в курсе истории средних веков и их усвоение для шестиклассников, особенно слабых, бывает проблематичным).
Пожалуй, это главное, к чему мы должны стремиться. А для этого необходимо владеть различными приемами формирования понятийного аппарата.
В своей работе по формированию речевой компетентности использую следующий алгоритм:
1.Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы.
Знакомство с новыми терминами начинаю с того, что дети просто выписывают из нового параграфа или из объяснения учителя новые слова и находят их объяснение в словарях. А вот закрепление лучше проводить через различные игровые ситуации, логические и творческие задания.
2. Отработка понятий.
1. Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов).
2. Работа со справочной, хрестоматийной литературой.
3. Оформление интерактивного словаря терминов, накопление дидактического материала по терминам.
4. Обязательная запись плана урока через презентацию.
5. Семинарские занятия.
6. Уроки-конференции.
7. Ведение тетрадей-словарей(интер – версия).
3. Контроль.
1. Терминологические, графические, словарные диктанты.
2. Диктанты с ошибками.
3. Найти лишнее.
4. Дописать термин.
5. Самоконтроль и взаимоконтроль.
6. Тестирование.
7. Индивидуально-фронтальный контроль
4. Творческое применение терминов.
1. Сочинения с применением терминов.
2. Рефераты.
3. Практические работы.
5. Составление кроссвордов, чайнвордов.
Приведу несколько видов словарно-терминологической работы на уроках истории и обществознания, направленной на закрепление терминов.

Возможные варианты словарных заданий для основной школы:
подобрать историческому термину родственные слова, объяснить исходные и производные слова (например: крепостной, крепость, крепостник и т.д.);
самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений (например: помещик, венчание на царство, ежовые рукавицы и т.д.);
классифицировать исторические термины (например: выписать новые слова, относящиеся к культуре того или иного периода, распределив их по разделам: грамота и просвещение, литература и журналистика, искусство);
различать сходные термины и объяснять их различие (например: воссоединение, присоединение, объединение и др.).

Неплохо зарекомендовали себя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] терминов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] том же классе, как для закрепления, так [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для повторения изученного материала.
Наличие в кабинете интерактивной доски и мобильного компьютерного класса позволяет расширить возможности учителя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учеников для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] работы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по изучению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] терминов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] понятий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

1."Почта".
Обучающимся, работающим в паре на ноутбуках, раздаются файлы- "почтовые ящики" с названиями изученных тем, или изучаемых в данный момент, а также раздаются файлы с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по "почтовым ящикам" и не ошибиться адресом.
Например, слово «государство» надо положить в ящик с надписью «Политика».
2."Найди лишний термин".
Обучающимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.
Например: город, ремесло, барщина (лишнее барщина - это даровые работы крестьян в поместье феодала)
3."Беговая дорожка"
Пары обучающихся набирают в ноутбуках термины, относящиеся к теме. Выигрывают те, кто набирает больше терминов, не останавливаясь.
4."Историческая цепочка".
Учащиеся по очереди, не вставая, называют термины по цепочке от первой парты до последней, либо задают вопрос по знанию терминов, ответив, ученик, следующий вопрос задает другому.
5."Мозговой штурм"
Проводится в начале каждого урока, чтобы вспомнить все термины по заданной теме.
6.Вставь пропущенные буквы в слова. Объясни их значение (через слайдовые презентации). Например, гл.диатор, к.нтрибуция, м.нархия.
7. Графический диктант.
Обучающимся зачитываются утверждения, где надо отвечать "да" или "нет", а ответы записывать в виде графика.
8. Словарный диктант.
Обучающиеся пишут под диктовку термины. Задача написать без ошибок.
9.Исторический диктант.
Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ - термин (под номерами).
10. "Кто больше".
На экране демонстрируется набор букв. Составьте как можно больше терминов.
11."Схемы"
Это схематическое задание. В центре само задание. Необходимо подписать стрелки.
12. "Пирамида"(с использованием мобильного компьютерного класса)
В ходе игры проверяются сразу два ученика.
13."Найти соответствие"
Ученику даются файлы с терминами и их определениями. Задача ученика подобрать термину определение.

Основные исторические термины
1. Абсолютизм – (лат. неограниченный, безусловный) - форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху.
2. Автаркия – экономическое обособление государства от других стран с целью создания замкнутой, самообеспечивающей экономики.
3. Авторитаризм – система политической власти, устанавливающая всевластие одного человека или одного из органов этой власти, уничтожающая демократические принципы управления обществом (сводится до минимума деятельность оппозиции).
4. Агрессия – любое незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или нации.
5. Аннексия – насильственное присоединение захват одним государством территории другого государства.
6. Баскак – представитель татаро-монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных землях.
7. Велес (Волос) – языческое божество, считавшееся покровителем скота («скотий бог»). После принятия христианства культ был перенесен на святого Власия, праздник которого приходится на начало февраля, т.е. на время зимнего отела скота.
8. Власть – способ оказывать воздействие на кого-нибудь, используя авторитет, силу, права.
9. Геноцид – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
10. Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но и взаимодействующее с ним.
11. Дажбог – языческий бог Солнца и огня у древних славян.
12. Демагогия – использование лживых обещаний, преднамеренно извращенных фактов, лести в скрытых, корыстных, личных или групповых целях.
13. Демилитаризация – запрещение сохранять на определенной территории существующие или возводить новые военные укрепления и содержать военные силы.
14. Демократия – форма политического строя, основанная на признании принципов народовластия, свобод и равенства граждан, гласности, самоуправления на местах, права общественной критики и контроля власти.
15. Депортация – высылка из государства как мера уголовного или административного наказания.
16. Деспотия – форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю.
17. Диктатура – способ осуществления государственной власти, политический режим абсолютного, ничем не ограниченного господства лица, общественной группы, класса.
18. Закон – устойчиво повторяющиеся отношения между явлениями, имеет объективный характер, т.е. не зависит от во-ли людей.
19. Идеология – система взглядов и идей, в которой выражается отношение к действительности, интересы социальных групп, классов, партий, субъектов политики и власти.
20. Империализм – стадия капитализма, при которой устанавливается господство крупных монополий, осуществляется регулирование экономики государством.
21. Интервенция – вмешательство одного государства во внутренние дела другого.
22. Искусство – первоначально – умения особого рода; спец. – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений.
23. История – временна
·я последовательность мировых событий, запись в форме временного следования одного события за другим;
наука, изучающая прошлое и настоящее развитие человечества, ставящая перед собой цель выбрать из совокупности исторических событий, дошедших до нас, те, которые имеют определяющее значение, вскрыть существующие между этими событиями связи.
24. Канонизация – причисление кого-либо к «лику святых» церковью.
25. Капитализм – общество, основанное на развитой частной собственности, рыночных отношениях, наемном труде.
26. Капитуляция – прекращение боевых действий и сдача победителю на продиктованных им условиях.
27. Классы – большие социальные группы, отличающиеся отношением к средствам производства, имущественным, правовым, политическим положением в обществе.
28. Коалиция – объединение, союз государств, партий, людей для достижения общих целей.
29. Коллективизация – насильственное преобразование единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические хозяйства (1929-1933).
30. Колония – страна или территория, насильно лишенная иностранным государством политической и экономической самостоятельности.
31. Коммунизм – идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей.
32. Контрибуция – взимаемые после войны с побежденного государства государством-победителем деньги или другие материальные ценности, а также принудительные денежные поборы, взимаемые властями с населения на оккупированной территории.
33. Конфедерация – объединение независимых, самостоятельных государств, объединяющихся для выработки основ совместной деятельности в экономической, внешнеполитической, военной сферах.
34. Конфронтация – противоборство, столкновения социальных систем и интересов.
35. Культура – первоначально – обработка и уход за землей; в широком смысле – совокупность проявлений, достижений и творчества народа или группа народов.
36. Локаут – закрытие предприятия и массовое увольнение рабочих с целью оказания на них экономического давления, предотвращения и подавление забастовки.
37. Метрополия – государство, владеющее колониями.
38. Мировоззрение – система взглядов, представлений, различных сведений и знаний человека о внешнем мире и о самом себе, а также вытекающие отсюда жизненные позиции и устремления людей, их оценки фактов и явлений жизни, убеждения и идеалы, отношение к миру.
39. Миф – сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.
40. Мораль – одна из форм общественного сознания, совокупность норм и правил, определенное поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.
41. Нация – исторически возникшая экономическая и духовная общность людей, имеющая общую экономическую жизнь, территорию, язык, культуру, национальное самосознание.
42. Обычай – унаследованный от предыдущих поколений стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе, нации и является привычным для их членов.
43. Оккупация – временный захват чужой территории военной силой без законных на нее прав.
44. Олигархия – от греч. – власть немногих.
45. Оппозиция – противопоставление своей политики другой, выступление против мнения большинства или против господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах.
46. Охлократия – от греч. – власть толпы.
47. Политическая партия – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая или формирующая его интересы, а также представления о путях развития.
48. Перун – древнеславянский языческий бог грома и молнии.
49. Племя – этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития.
50. Плутократия – власть богатых, господство денег.
51. Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области государственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами этой власти, партии, группы.
52. Право – система общеобязательных норм, охраняемых силой государства.
53. Протекторат – покровительство более сильного государства по отношению к слабому.
54. Ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора, после чего он приобретает юридическую силу для государства.
55. Режим – совокупность методов, средств, приемов, с помощью которых властные органы осуществляют управление обществом и обеспечивают свое политическое господство.
56. Репарация – полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной.
57. Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти – царю, императору – принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
58. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.
59. Стрибог – бог ветра у славян.
60. Теократия – форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.
61. Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.
62. Тоталитаризм – одна из форм государственной власти, отличающаяся стремлением к всеохватывающему контролю во всех без исключения сферах общественной и частной жизни граждан.
63. Узурпатор – лицо, незаконно захватившее в свои руки власть или присвоившее себе чужие права на что-либо.
64. Цивилизация – уровень, ступень общественного развития или сообщество людей, объединенное сходными духовными ценностями и идеалами, имеющее общие черты в материальной, правовой, политической культуре, в общественном сознании, экономике и развивающееся сходными путями.
65. Экспансия – расширение сферы господства монополистических объединений,

Список используемой литературы:

Список всех словарей серии Программа "Словари XXI века"
1. «Методическ ий справочник учителя истории», А.Т. Степанищев, Москва, «Владос», 2003г.
2. «Методические рекомендации учителю истории», Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, Москва, «Владос», 2006г.
3. «Рабочие программы по истории» (5-11 классы), Москва, «Глобус», 2007г.
4. «Обществознание», 9 кл., А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, «Русское слово», 2006г.


















































15