Интегрированный урок рус.яз., вн.чтение, изо

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ВН.ЧТЕНИЮ И ИЗО
В 4 КЛАССЕ (2 часа)


Тема: Стихи об осени. Изложение «Золотая осень». Граттаж «Осенние листья»

Цели: учить правильно передавать содержание текста, использовать в речи средства художественной выразительности; развивать монологическую речь учащихся, воображение, творческие способности; обобщать и углублять знания учащихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе; воспитывать любовь к родному языку; познакомить с техникой «Граттаж»; развивать навыки пространственного видения, знания по цветоведению, по использованию линий и штриха для передачи формы и объема предметов; воспитание и формирование художественной и творческой активности, любви к природе.

Оборудование: иллюстрации об осени, альбом А.Вивальди «Четыре времени года. Осень»; портреты писателей Н.Некрасова и Н.Сладкова; проигрыватель; выставка книг Н.Сладкова; учебник «ИЗО» 1 класс, «Русский язык» 4 класс, «Хрестоматия по литературе» 4 класс; основы под граттаж; стеки или зубочистки

Составили:
Учитель нач.классов Литвинова О.В.
Учитель нач.классов Ященко Е.П.




ГУ «Средняя школа №9»
г. Усть-Каменогорск, 2005

ХОД УРОКА:

1.Психологическая установка.
(звучит негромкая музыка)
Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте в полголоса:
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. (пауза) Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка, голова мыслит ясно. (пауза)Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
Подняли головы, сели ровно.

2.Вводная беседа.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Афанасия Фета:
Поля без стад, леса унылы
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных признаках листвы.
О каком времени года сказал поэт? Как определили? Какие три осени знаете? (ранняя, «золотая», поздняя)
Первые вестники осени приходят к нам еще в августе: появляются желтые листочки, день становится короче, ночи холоднее.
Сентябрь – начало золотой осени: большая часть листьев желтеет или краснеет, они начинают облетать, сначала понемногу, потом все больше и больше, сильнее холодает, вместо летних ливней идут «моросящие» дожди. Что значит «моросящие»? (затяжные)
В сентябре погода на несколько дней улучшается, становится тепло, как летом. Как называется эта пора? (бабье лето) Раньше, после хлебоуборки, женщины в деревнях наводили порядок во дворах, в домах, природа это учла и подарила две теплые недели.
Октябрь – пора листопада, хотя листья начинают опадать в сентябре, большая их часть опадает в октябре, весь день сыплет мелкий дождик, ночью бывают заморозки.
Ноябрь – месяц ненастный: становится очень холодно, ветрено, часто идет снег с дождем, под ногами грязь, листья почти все облетели. Сейчас какая осень?
С осенними народными приметами вы можете познакомиться в «Уголке природы»

3.Работа с иллюстрациями.
Рассмотрите иллюстрации. Какую осень видите? Докажите. Какое настроение вам приносит осень? Почему?

4.Тема урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами еще раз поговорим об осени и опишем её с помощью слова (изложение) и кисти (выполним художест.работу)
5.Работа с текстом «Славная осень» (хрестоматия, 4кл., с.82)
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает у нее что-то свое. Послушайте, какой увидел осень русский поэт Н.А.Некрасов. Подумайте, какая осень у него? (чтение наизусть заранее подготовленным учеником)
Какое настроение вызвало стихотворение? Какие картины возникли в вашем воображении? Какую осень описал поэт? (позднюю). Докажите.
Совершенно верно, поэт описал, как похолодало. Речку, покрытую льдом, который днем тает, а ночью появляется. Листья, опавшие с деревьев.
Кто попробует выразительно прочитать? (1-2 ученика)
Какие средства выразительности использовал поэт? Вспомним, какие средства мы знаем?
Ср-ва худ.выразительности.


Эпитеты Сравнения Метафора Олицетворение
Поищите метафоры. (здоровый ядреный воздух)
Есть ли в тексте сравнения? (лед, тающий, как сахар; листья, как ковер)
Использовал ли автор олицетворение для описания осенней природы? (воздух бодрит)
Встречаются ли эпитеты в стихотворении? (славная осень, речка студеная)
Для чего автор использовал так много образных средств? (украсить, сделать более выразительной)
Домашнее задание: к следующему уроку выучить стихотворение наизусть.

6. Подготовка к написанию изложения.
Осень воспета не только в стихах. Ей посвящено много рассказов, а в объемных произведениях, таких как повести, романы, писатели отводят большое место описанию осенней природы.
Откройте учебник «Русского языка» на с.208 и послушайте, как описал осень писатель Н.Сладков. (чтение подготовленного учащегося)
Какую осень увидели? (золотую). Какое настроение вызвало, почему? О каких изменениях в природе говорится? (желтеют, опадают листья, ветер, дождь). Какой это текст? Вид текста? (описание). Сколько частей в тексте?
Работа над структурой текста:
Чтение 1 части.
О чем она? С помощью чего описывает это автор? (олицетворение – «подставляли солнцу ладошки, щечки, спинки, животики). Какими они стали? Найдите, как говорит об этом автор. (налились и пропитались солнцем). Прием? (метафора). Почему листья изменили окраску, кто сможет объяснить? Ответ на этот вопрос готовил(а) для вас _____________ (ДОКЛАД). Почему же желтеют листья? Как назовем эту часть? (осенние листья). Объясните написание слов:
ПОДСТАВЛЯЛИ
НАЛИЛИСЬ
ЩЕЧКИ
ПРОПИТАЛИСЬ
Чтение 2 части.
Что происходит с листьями после того, как они изменили свой цвет? (опадают). Как называется это природное явление?
ЛИСТОПАД
Разберем это слово по составу (у доски). Почему деревья сбрасывают листья? Послушаем _____________________ , он приготовил сообщение об этом природном явлении. (ДОКЛАД). Почему опадают листья? Все ли деревья сбрасывают листья? Давайте вернемся к тексту и посмотрим, как описывает листопад писатель-натуралист Сладков. С чем он его сравнивает? С каким дождем? Почему? Какой это литературный прием? (метафора) Кто или что помогает листьям быстрее оторваться от ветки? (дождь, птицы, ветер). Найдите в тексте предложение о дожде. А про птиц? «Синицы завозятся» - что это? (метафора). Какую роль играет ветер? Найдите. Найдите метафору о ветре. (ветер налетит, закружится). Есть еще одно образное средство, какое? (пестрый смерч – эпитет). Объясните значение слова «смерч». (сильные вращающиеся потоки воздуха). Что происходит с листьями, после того, как они осыпались? (шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках). Поработаем над трудными словами:
ЩЕЛКНЕТ
ЗАКРУЖИТСЯ
СОРВЕТСЯ
КАЧАЮТСЯ
Как можно назвать эту часть? (листопад)
Чтение 3 части.
О чем она? (о звуках, которые издают осенние листья). Каким одним словом описал все эти звуки автор? (шумят). Какой литературный прием? (олицетворение). Назовите. (шумит золотой дождь). Обратите внимание, как писатель умело и талантливо применяет образные средства. Весь текст буквально пропитан ими. Это мог сделать только очень наблюдательный человек, очень любящий природу. И нам необходимо этому у него учиться.
Упражнение в синонимических заменах. (работа в группах)
Русский язык настолько богат, что многие слова можно заменить синонимами. Выберите из набора слов синонимы к словам.
Золотой – песочный, желтый, янтарный, лиловый.
Завозятся – перепрыгнут, вспорхнут, дрожать, двигаются, зашевелятся.
Брызнут – разлетятся, спрыгнут, упадут, оторвутся, сыпется, капнут.
Опадают – кручинятся, опускаются, упадут.
Что такое синоним? Зачем необходимо употреблять их в речи?
Пересказ.
Попробуем с помощью плана пересказать текст, обязательно используя образные средства.
7.Самостоятельная работа.
Число
Изложение.
Золотая осень.
Напишите о «золотом дожде» по плану, старайтесь не употреблять одни и те же слова, заменяйте их синонимами. Не забывайте про образные средства, грамотность.

8.Творческая работа. Граттаж.
Человек может по-разному выражать свои мысли. Как это делает, говоря об осени:
ПОЭТ
ПИСАТЕЛЬ
МУЗЫКАНТ
ХУДОЖНИК
Совсем недавно нам казалось, что лето никогда не закончится. Солнце, цветы, зелень, теплая речка. Но вот дохнул северный ветер
Бродит в роще листопад по кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер, яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер, легкий и игривый.
И послушно ветру вслед листья улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.
Предлагаю вам рассмотреть картину русского художника Исаака Ильича Левитана, которого называли «поэтом русской природы». (учебник ИЗО, 1 класс, с.19)
Вы уже послушали стихотворения поэтов, побыли писателями, а теперь перевоплощаемся в художников.
Прочтите название этой картины. К какому жанру ИЗО относится? Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Скажите, каким изображено небо? Река? Деревья? Какие цвета помогают художнику передать праздник осени? Какое впечатление, настроение оставляет эта картина?
Исаак Ильич написал около 100 «осенних» картин, но эта оказалась самой жизнеутверждающей. Глядя на картину, забываешь, что осень – пора увядания, нет чувства тоски и печали. Вся прелесть осени, очарование огненно-золотистых красок, золотое сияние солнечного дня, показаны художником и передают нам бодрое настроение.
Сегодняшней работой мы с вами постараемся не растерять заряд бодрости, который постарался донести до нас Исаак Ильич Левитан. Итак, мы знакомимся с новой техникой, которая называется
ГРАТТАЖ
По-другому её можно назвать процарапыванием, прокорябыванием. Давайте вспомним, как готовили фон граттажа. Какие цвета использовали для основы? К какой гамме они относятся? Какой из названных цветов является основным? Какие - производными первого порядка?
Рассмотрите цветовой спектр. Назовите цвет-перебежчик. Как делали второй слой? Почему для верхнего слоя использовали гуашь?
Опираясь на название техники, скажите, какой инструмент понадобится нам для работы?
(ТБ при работе со стекой, зубочисткой)
Посмотрите на образец и скажите, какие изображения вы нанесете стекой? Правильно, листья растений, произрастающие в нашем городе. (ГЕРБАРИЙ). Выполняя работу вы будете слушать концерт Антонио Вивальди, который называется «Осень». Попытайтесь представить картины, которые вдохновили композитора.
(собрать работы)
Какие картины вы себе представили? А теперь рассмотрим ваши работы. Оцените работу друг друга по этому плану:
1.ЦВЕТ.
2.КОМПОЗИЦИЯ.
3.ФОРМА, КАЧЕСТВО ЛИНИЙ.
4.ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Лучшие работы будут представлены на школьной выставке.

9.Итог урока.
Чему учились на уроке? С чем работали? Что понравилось больше всего? Что было новым, интересным?
Домашнее задание: выучить наизусть – с.82; приготовить ответы на вопросы осенней викторины.





















Народные приметы.
Если листопад пройдет скоро – надо ожидать крутой зимы.
Если в сентябре лист с березы и дуба опадает не чисто, жди суровой зимы.
Если с Михайлова дня пожелтевшие листья опадают слабо, то морозы наступят нескоро.
Дуб начал сбрасывать листву – к похолоданию.
Быстрый и дружный листопад к суровой зиме.
Если выпадет снег на листву, то он скоро растает.











Викторина

У какого дерева листва первой желтеет?

Какие весенние цветы второй раз цветут осенью?

Почему на одной осине листья желтые, а на другой красные?

Почему березку называют доброй няней ели?

Какие кустарники последними сбрасывают листья?

15