Задания для олимпиады по рус яз и лит.
Русский язык, 6 класс Школьный ЭТАП
Кол, ноль, арап, пуд, пар, пол, кот - по 2 бала за словоМаксимальное количество – 14 баллов
Алфави /т, положи /л, краси /вее, докуме /нт, поняла /, грунтов /ая дорога
6 баллов
1) горевать, горюшко, пригорюниться; 2) гористый, горы, пригорок, горнолыжник; 3) пригореть, горелый, угореть. По 3 балла за каждую группу.
Во всех словах корень – ГОР - , но с разным лексическим значением. Такое явление в русском языке называется омонимия корней ( или омонимичные корни) – 1 балл.
Максимальное количество – 10 баллов
В словах затеять, забавлять, ударить приставку не выделяют. – по 2 балла за каждое слово.
Максимальное количество - 6 баллов
Слово дали – глагол или сущ. А) На обед дали борщ и кашу. Б) Синеют дали за полями.
Слово жгут – глагол или сущ А) На рану наложили тугой жгут Б) В парке жгут листья.
Слово звонок – кратк.прил или сущ. А) У Кати голос звонок. Б) В прихожей раздался громкий звонок.
За определение части речи – по 2 бала за каждое слово.
За составление двух предложений – 4 балла (по 2 балла за каждое).
Максимальное количество - 10 баллов
А) клетка Б) корка В) кольцо. – по 2 балла за слово. Такие слова в русском языке называются многозначными. – 1 бал за пояснение.
Максимальное количество - 7 баллов
Макароны. 3 балла
За каждое найденное слово – по 2 балла, за лексическое толкование – 3 балла.
1) Саркастическая (улыбка) – исполненная сарказма, едкая.
2) Эмблема – условное изображение какого-нибудь понятия.
3) Президиум – группа лиц, выбранная для ведения собрания, конференции.
4) Ажиотаж – искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо.
Максимальное количество – 20 баллов.
Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую. 4 балла
Вся работа оценивается в 10 баллов.
11. Творческая работа оценивается по следующим критериям:
1. Композиционная стройность – 5 баллов
2. Грамотность – 1 балл
3. Оригинальность – 4 балла
Максимальное количество - 10 баллов.
Максимальное количество за работу - 100 баллов.
Ключи:
Вопрос Максимальное количество баллов
14
6
10
6
10
7
3
20
4
10
10
ИТОГО: 100
Русский язык, 6 класс
2015-2016 учебный год
Школьный ЭТАП
Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 мин.)
1. Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы.
Лог, лён, пара, дуб, раб, лоб ток 14 баллов
2. Расставь ударение в словах:
Алфавит, положил, красивее, документ, поняла, грунтовая (дорога).6 баллов
3. На какие группы можно разделить слова: горевать, гористый, горюшко, горы, пригорюниться, пригорок, горнолыжник, горелый, угореть? Как называется подобное явление? Запишите слова в группы и выделите корень. 10 баллов
4. Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки. Вот что у него получилось: улететь, затеять, списать, нарисовать, забавлять, ударить. В каких случаях он допустил ошибку? 6 баллов
5. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, звонок? Составьте два предложения с любым словом так, чтобы оно принадлежало к разным частям речи. 10 баллов
6. Назови слово по его определению.
А) Лестничная, грудная, тетрадная
Б) Апельсиновая, румяная, подгорелая
В) Парашютное, баскетбольное, обручальное
Как в русском языке называются такие слова?7 баллов
7. Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Часто мы сталкиваемся с ней в самых неожиданных ситуациях. Например, всем известны толкования древнегреческих имен: Андрей – «мужественный», Александр – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому языку и обозначает, что отведать его – это испытать наслаждение, даже счастье. Назовите это блюдо. 3 балла
8. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов. Напишите их лексическое значение.
1) «А если, на случай, - чего боже сохрани! - кто приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» - «Это остроумная, что ли, матушка?» (Ф.М. Достоевский).
2) «Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (А.А. Чехов).
3) «Это кто ж к нам такой вышедши?» - «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина! Оратор первейший!» (М.М. Зощенко).
4) «Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, - одним словом, полный тебе ажиотаж!» (М.А. Шолохов). 20 б.
9. Перед смертью старик-отец оставил своим сыновьям такое завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Где нужно поставить запятую, чтобы сыновья могли выполнить волю отца и в то же время не разориться? 4 балла
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского
Достойна точка уважения –
Она венчает предложение.
Но ведь не только точки
Мы ставим в конце строчки.
Ответьте письменно на вопросы: Какие знаки ставят в конце предложения? Для чего они нужны? 10 баллов
11. Придумайте и напишите четверостишие об одном из знаков препинания. 10 баллов
Олимпиада по литературе
класс
Знание текстов художественных произведений.
1. Каким произведениям русской литературы (и кто их автор) предпосланы следующие эпиграфы? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 Стрелялись мы.
1.2 Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке Божий храм
Виден одинокий.
1.3 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок: (Максимальное количество баллов – 3 балла)
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыты кубки круговые,
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана…
II. Историко-литературные задания.
Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей на Руси» ? ( Максимальное количество баллов – 1 балл)
Кто автор этих произведений? (Максимальное количество баллов – 2 балла)
2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»
3. С именем какого русского писателя связаны эти места: (Максимальное количество баллов – 2 балла)
3.1 Михайловское, Царский Лицей, Москва
3.2 Петербург, Пятигорск, Москва
III. Знание теории литературы.
Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например: (Максимальное количество баллов – 1 балл)
Послушай, я не кинусь в слезы:
Мне шутка все твои угрозы.
Что я стараюсь приобресть,
То не в твоих руках хранится;
А чем не можешь поделиться,
Того не можешь и унесть.
Определите жанры произведений: (Максимальное количество баллов – 4 балла)
«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»
Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке? (Максимальное количество баллов – 1 балл)
… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.
IV. Литература и другие виды искусства (Максимальное количество баллов – 1 балл)
О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».
V. Интерпретация художественного произведения.
Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?
ВИКТОР ГОЛЯВКИН ДВОЙКА
Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.
Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?
Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.
- Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?
- А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.
- Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!
- Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.
- Не думаю, - сказал он.
- Почему же?
- Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.
- Вот это да! – удивился я.
- Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!
- Так-то оно так, - сказал я, - сказал я, - но кто будет знать?
- Можно считать, - сказал Пал Палыч, - что разговор у нас закончен.
- Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…
Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!
Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.
Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:
- Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.
- А как же двойка?
- Это не самое главное. Можешь считать, что исправил.
- А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?
- Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.