Разработка внеклассного мероприятия Математическая регата
Областной техникум дизайна и сервиса
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕГАТА»
Разработчик: преподаватель математики
Антонюк Елена Владимировна
Екатеринбург
2014
Цели:
- вовлечение обучающихся в коллективное решение занимательных логических математических задач в игровой форме
- развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, восприятия и воображения
- привитие интереса к предмету через совокупность занимательных задач: от рисунка и необычного вопроса к самостоятельному поиску ответа
- формирование навыков коллективной работы в малых группах, коллективного поиска решения и групповой ответственности
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
В мероприятии участвует 3 команды по 5-6 человек. Командам предстоит преодолеть ряд препятствий, то есть, решать задания. За организацию и проведение мероприятия отвечают старшекурсники. Ведущие не только озвучивают задания, но и устанавливают контакт с болельщиками и членами жюри. Все задания и ответы представлены на слайдах презентации.
2. Этапы прохождения
Ведущая 1:
Математика- проза и скука?
Математика- скука и лед?
Нет, прекрасная это наука
И как песня с собою влечет!
Ведущая 2:
Идет о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ведущая 1:
Да, царица наук, ты строга и прекрасна.
Любить тебя нелегкий труд:
Ты все время зовешь мысль вперед,
Ведешь все дальше, не позволяя успокаиваться.
Ведущая 1:
Математика- это ум!
Математика – это шутки!
Математика- это уверенность.
Одним словом, математика – это ушу,
Но ушу- это борьба, а значит сила.
Ведущая 1:
Сегодня вы будете:
Думать коллективно,
Решать оперативно,
Спорить доказательно,
Смекалка обязательна!
Ведущая 2:
Итак, мы начинаем!
ЗВУЧИТ ПРОИГРЫШ ПЕСНИ «ДУША»
Ведущая1:
Всех тех, чьи души ждут свершений,
Кто вечно странствовать готов,
Проблемы разрешать, рассеивать сомненья,
Но несмотря на это к цели плыть, не ныть,
В регате нашей приглашаем плыть!
Ведущая 2:
Фрегаты: «Радикал», «Бином», «Факториал»,
Промчатся по волнам вопросов, ребусов, задач.
На каждом - бравый капитан,
Желаем в путешествии удач!
Ведущая 1:
Команды сплочены и рвутся в бой!
Хотим услышать ваш девиз,
Увидеть групповой настрой.
(представление команд)
Команда фрегата «Радикал», группа № 101
ДЕВИЗ: «ФРЕГАТ ВСЕГДА МИНУЕТ МЕЛИ, ЕСЛИ ГРЕСТИ КОМАНДОЙ К ЦЕЛИ»
Команда фрегата «Бином», группа № 104
ДЕВИЗ: «ТОЛЬКО ТОТ ВСЕХ ОБОЙДЕТ, КОГО СМЕКАЛКА В БОЙ ЗОВЕТ»
Команда фрегата «Факториал», группа № 105
ДЕВИЗ: «ДРОЖИ СОПЕРНИК, МОЖЕМ УДИВИТЬ И ЭРУДИЦИЕЙ ВСЕХ ПОТОПИТЬ!»
Ведущая 2:
Вот почтенное жюриВам доверено немало:Справедливо ставить баллы.Ведь победа всем важна –Справедливость им нужна!Пожелаем вам покаЧтоб не дрогнула рука; (представление членов жюри)
Ведущая 1:
Итак, плывем вперед,
Есть карта и компас,
Мы на маршруте будем гидами для вас!
Этапы прохождения:
ЭТАП №1: ОСТРОВ НЕРЕШЕННЫХ ЗАДАЧ
Ведущая 2:
Это, что за неудача? Куда не кинешь взор- задача!
Этот остров вас не примет, есть преграды на пути.
Как мины спрятаны задачи и попробуй проплыви!
Ведущая 1:
Покинет плен лишь тот, кто их решит,
Тот несомненно победит!
(выходят по очереди студенты, пленники острова и поют и читают стихи)
Студентка 1:
Геометрия- боль моя,
Только без тебя мне нельзя.
27298652984500Вот я вычислю катеты, а тут2 раза
Теорему доказать позовут
Трудно с математикой мне,
370522523368000 Дроби эти снятся во сне,
Все равно смогу одолеть я лень 2 раза
И решать задачки в срок, каждый день
Студентка 2:
стихотворение «Печальная арифметика» Малковская
У меня, в моем задачнике
Поселились неудачники…
Вот пешеход бредет едва из пункта В до пункта А
48 километров
Против бурь и против ветров.
Ноги его заплетаются,
И с пути он все время сбивается.
И тяжко бедняжке приходится,
И с ответом никак он не сходится.
И в холод, и в тьму навстречу ему
Выходит, другой пешеход.
Он тоже идет, идет…
И час он идет, и два
И болит у него голова…
И не видит никто впереди,
Что, наверно, он сбился с пути.
Может случится: в таком-то часу
Съедят его волки в дремучем лесу.
А дорога все не кончается,
И задача не получается…
Студентка 3: музыка « BELLE»
Свет, озарил мой мозг и тронул душу.
Вновь, все законы, правила нарушу
Бред, из уравнений гложет сердце мне опять,
Ведь математику не знаю я на пять.
Мне надоело эти корни вычислять,
Брать логарифмы, стоить графики, считать.
Законы чисел не понять сегодня мне.
О, как хотелось смыслить в этой алгебре.
Сложила все вагоны, рельсы, бред какой!
О боже, помоги уплыть скорей домой!
Студентка 4: музыка « BELLE»
Рай, обрету свой рай решив задачу,
С ней справлюсь, время не затрачу.
Над геометрией возьму я тоже власть
Объемы, площади считать мне будет всласть.
Наукой этой разум точно одержим,
Предмет для жизни нам друзья необходим.
Ведь каждой цели нужно в жизни достигать,
Хоть математику не знаешь ты на пять.
Мы ей признательны, спасибо говорим,
Ее познав, мы в море жизни поспешим.
Студентка1: Я вижу приплыла подмога
Студентка 2: Задачку, помогите нам решить немного!
Студентка 1: А то на острове мы будем вечно жить
Ведущая 1:
Ну, что ж друзья поможем
Их проблему разрешить?
Ведущая 2:
Мы, просим вас, помочь разделить 5 одинаковых яблок поровну между 8 студентами так, чтобы число разрезов было наименьшим.
Выходит старик: Вай, вай я бедный несчастный старик! Я так давно живу на земле, что забыл сколько лет мне и моей внучке. Помогите разрешить эту задачу.
Ведущая 1:
Я знаю, что дедушке столько лет, сколько месяцев внучке. Вместе им 91 год. Сколько лет дедушке и внучке?
Ответ: х – лет дедушке, х12 – месяцев внучке
Х + х12 = 91 , 13х = 91· 12, х = 1092, х = 84 года дедушке, 84:12 = 7 месяцев внучке
Ведущая 2:
ЭТАП 2: ЛОГИЧЕСКИЕ РИФЫ
Мимо рифов, чтоб проплыть
Нужно с логикой дружить.
Неординарно мыслить,
Быть умелым.
Ну, что ж команды
Приступаем к делу!
Ведущая 1:
1158240522605Задание1: Вам предлагается решить задачу со спичками. Из 9 спичек нужно сложить в пространстве 7 треугольников.
Ответ:
Ведущая 2:
Смотри, бутылку к берегу прибило!
В ней тайное посланье есть,
Не знаю, как его прочесть.
Задание2: Помогите прочитать послание:
ПОЧЕРК ОАЗИС МАНТИЯ ОРЕЛ ГРАНАТ ИВОЛГА ТАЛАНТ ЕХИДНА БАТОН
АРКА БЕГЕМОТ УХО ШИЛО КАНАТ ЕДА
Ответ: помогите бабушке (читают по первым буквам)
Ведущая 1:
А где же бабушка?
Случилась с ней какая-то беда!
Смотрите, к нам бредет она!
Бабушка: «Цып- цып,цып…»
Ведущая 2:
Что случилось, объясните!
Бабушка: Беда, прошу вас помогите!
Много лет я выращивала кроликов и фазанов. А сегодня ночью обезьяна открыла клетку и выпустила их и они разбежались по острову. Я весь день хожу их разыскиваю. Знаю только, что у всех них вместе 740 голов и 1980 ног.
Помогите посчитать сколько было кроликов и фазанов?
Х – количество кроликов, у – количество фазанов
1609725952553911512700Ответ: х+у = 740 х= 740 - у
4х+2у = 1980 4(740 – у) + 2у = 1980 -2у = 1980 – 2960 у = 490,
х = 250
кроликов-240, фазанов – 490
Ведущая 1:
ЭТАП 3: ПРОЛИВ СМЕКАЛИСТЫХ
Чтоб пролив преодолеть, мало знания иметь.
Надо вмиг сообразить и решенье предложить
Ведущая 2:
Три заданья на смекалку,
Вас проверим на закалку!
Назовите последовательно пять дней недели, не называя дни недели и числа.
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
Ведущая 1:
Каждой команде предлагается пословица или поговорка одного из народов мира. Вы должны проявить смекалку и назвать аналогичную русскую пословицу.
Например: иранская пословица гласит «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин». Аналогичная русская пословица- «На безрыбье и рак рыба».
Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает»
Ответ: «Язык до Киева доведет»
Английская пословица: «В каждом стаде есть своя черная овца»
Ответ: «В семье не без урода»
Вьетнамская пословица: «Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец»
Ответ: «Тише едешь, дальше будешь»
Ведущая 2:
Нарисуйте не отрывая карандаша от бумаги 1000
Здесь нужно соображенье, неординарное решенье!
Ответ: загнуть нижнюю часть листа и нарисовать 1000 и половину овала, а затем отогнуть и дорисовать овал.
Ведущая 1:
В названии какого города один мальчик и сто девочек? (Севастополь)
Ведущая 1:
ЭТАП 4: МЫС СОФИЗМОВ
Выходит Баба- яга: Чуфырь, чуфырь, русским духом пахнет!
Очень всех гостей мы любим,
Через мыс всегда путь труден.
От меня вам не уйти и ягу не провести!
Жить хотите? Поспешите мои тайны отгадать
И ошибку отыскать!
Вспомнить правила, законы,
Где они искажены?
Я вас конечно обману,
Вы уличить меня должны.
Софизм:
Сейчас я вам докажу, что 5 =3
5 - 3= 2, тогда 5 = 3 + 2
Умножим обе части на (5 – 3), получим
5(5 – 3) = (3 + 2)( 5 – 3), раскроем скобки
25 – 15 = 15 – 9 + 10 – 6, в левой части вынесем за скобки 5, а в правой 3,
Тогда 5(5 – 3 – 2) = 3(5 – 3 -2), сократим на выражение в скобках и получим
5 = 3. Найдите ошибку в рассуждениях!
Ответ: на нуль сокращать нельзя, т.к. 5 – 3 – 2 = 0
Баба яга:
Ладно, я вас всех прощу
И на волю отпущу!
Выходят ведущие в роли скоморохов.
Ведущая 1:
ЭТАП 5: КОСА ЗАДУМЧИВОСТИ
Вдоль косы нелегок путь
Предлагаем отдохнуть,
Призадуматься немного,
Чтобы здесь не утонуть.
Ведущая 2:
Место это- уникально,
Ваши мысли сможем прочитать реально!
Математический фокус:
Приглашаем одного человека и просим загадать размер обуви - это двузначное число. Просим умножить его на 10 и вычесть любое число, делящееся на 9, не превышающее 90. Назовите полученное число, и мы назовем задуманный размер обуви.
Ответ: х – размер обуви
10х – 9у, где у любое число и 9у< 90
Ведущая 1:
Предложим интересную задачу,
Попробуйте решите на удачу
Задача1:
4358640782955Вам предлагается два равных прямоугольных треугольника с катетами 13 и 5 см, и две равные прямоугольные трапеции с основаниями 5 и 8 см, высотой 8 см. Проявите сообразительность и составьте из них квадрат.
Ответ:
Задание 2:
Когда кошка может выйти из дома с четырьмя ногами. А вернуться с восемью?
Ответ: Когда в зубах у нее мышка.
Задание3:
Написать число 100 пятью единицами.
Ответ: 111 – 11 = 100
Задание4:
Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим десять?
Ответ: 22 часа
Ведущая 2:
ЭТАП 6: БУХТА УЛЫБОК
Рады вам мы господа.
Что вы прибыли сюда.
Вас хотим мы позабавить,
Здесь не можем мы слукавить
Поразвлечь и поиграть,
Что же можно начинать?
Ведущая 1:
Задача:
Студент с буфета плюшки нес,
Но повстречав подружку,
Он половину плюшек съел
И плюс еще полплюшки.
Шел, шел уселся отдохнуть,
И удивив подружку
Вновь половину плюшек съел
И плюс еще полплюшки
Звенит звонок, ускорил шаг,
Вдогонку за подружкой
Он снова пол- остатка съел
И плюс еще полплюшки.
С пустым мешком теперь- увы!
Поднялся в класс уныло.
Хочу, чтоб вы сказали вы-,
А сколько плюшек было?
В это время загадки болельщикам:
1. Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений.
И знак особый радикал-
С ним связан без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим.
Надеемся. Что каждый смог ответить – это… (корень)
2. арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
во многих строчках.
Лишь букву «о», ты вставишь, кое- как,
И я географическая точка ( плюс – полюс)
(Разбирают ответ к задаче.)
ответ: х- количество плюшек, тогда
0,5х – 0,5
(0,5х – 0,5) ∙0,5 - 0,5 = 0,25х – 0,75
(0,25х – 0,75) ∙0,5 – 0,5 = 0,125х – 0,875
0,125х – 0,875 = 0
Х = 7
Ведущая 2:
ЭТАП 7: МОРЕ ВОПРОСОВ
Наше море необычно,
В нем рыбачить непривычно.
Ведущая 1:
Чтобы рыбку вам поймать,
Нужно быстро отвечать.
Ведущая 2:
Коль с ответом затруднитесь,
То и с рыбкой распроститесь!
Предлагаются вопросы:
Курица снесла яйцо на границе России и Китая. Кому принадлежит яйцо? (курице)
Продолжите шутливую фразу: «Льва узнают по когтям, а львицу?» (по маникюру)
Угол в 30° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол? (30°)
Один сорокалетний человек заявил, что у него было только 10 дней рождения. Могло ли такое быть? Назовите дату его рождения. (29 февраля)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
(Нет, так как это будет ночь.)
Собака была привязана к 10 метровой веревке, но прошла 300 метров. Как это могло случиться? (она шла по кругу)
Двенадцать разделили пополам и получили семь. Как это случилось?
94869069850ОТВЕТ: Х ǁ
Ведущая 1:
ЭТАП 8: ЗАТЕРЯННЫЙ ОСТРОВ
Вам пришлось немало плыть,
Чтобы остров посетить.
Знаменитый Флинт- пират
Здесь зарыл богатый клад
Предложил он вам загадки
Постарайтесь отгадать,
Если справитесь с заданьем
Мы вас будем поздравлять
Загадки:
1. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (ЦИФРЫ)
2. Знак действия в математике, но знак другой в грамматике. (ДЕФИС)
3. Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложенья. (ФЛЮС- ПЛЮС)
Ведущая 2:
Вот мы с вами и приплыли,
Какими мудрыми вы были
Все преграды на пути,
Знанья помогли пройти.
Ведущая 1:
А теперь мы завершаем
Жюри слово предлагаем
(жюри оглашает итоги)
1 место- группа №…
Победили, поздравляем
Всем пятерки выставляем!
Вы не зря старались плыть,
Чтоб командой супер быть!
2 место- группа №…
Вы конечно молодцы,
Не повесили носы.
Всем четверки выставляем
И конечно поздравляем!
3 место- группа №…
Пусть немного поотстали,
Пусть не все сегодня знали,
Но сражались, как могли,
Группу вы не подвели.
Ведущая 2:
Всем спасибо за вниманье,
За веселый, звонкий смех.
За задор соревнованья,
Обеспечивший успех!
Ведущая 1:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим вам до свиданья,
До счастливых новых встреч!