Методическая разработка занятия День отказа от курения


Пояснительная записка
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
Именно в дополнительном образовании должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
На наш взгляд, данные требования реализуются в предлагаемой разработке мероприятия «Я выбираю здоровый образ жизни», которая может быть использована в работе с детьми подросткового возраста.
Цели : Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к своему здоровью и формировать отрицательное отношение к курению , помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
Дать достоверную информацию о причинах и последствиях табакокурения.
Повысить уровень информированности о вреде курения.
Развивающие:
Развивать навыки уверенного отказа от предложений попробовать курить.
Помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.
Воспитательная:
Формировать отрицательное отношение к курению и вести здоровый образ жизни
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедийный проектор, экран
видеофильм « Тайна едкого дыма»
плакаты о вреде курения;
галерея рисунков о вреде курения;
Участники: Обучающиеся объединения «Зоология», руководитель объединения.
Вступительное слово
 «Вредные привычки», - это широкое понятие, которым обозначают действия человека, связанное с нарушением этических норм поведения, а также разрушением здоровья человека. К ним относятся: табакокурение, алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция.
   В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Это самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодежи. Курят сегодня треть населения планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, сейчас в мире насчитывается 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастит еще на 400 млн.
 В странах Европейского союза курят 42% мужчин и 28% женщин. В России по статистике курят 65% взрослого населения, из них  25-30% составляют женщины.
 Курят 55-60% школьников разных классов. Самое печальное то, что «курят» не только те, кто держит сигарету во рту, но и те, кто находится рядом (пассивные курильщики). По данным Всемирной Организации Здравоохранения 35% детей и подростков в России являются уже постоянными курильщиками.
  С каждым годом курящих людей становится все больше, при этом средний возраст курильщика уменьшается. К 12 годам свою первую сигарету выкуривают 30% россиян (данные интернета) Наша страна находится на 1 месте в мире по курению среди подростков.Нас ужаснул факт позорного лидерства России, и мы решили исследовать эту проблему, постараться найти способы предупреждения табачной зависимости, ведь от курения тропинка ведет к наркомании.
Далее предлагается анонимная анкета обучающимся .
Анкета:)( Приложение1)
1. Курят ли члены вашей семьи? (Да, нет).
Курите ли Вы? (Да, нет).
2.Если Вы пробовали курить, то, в каком возрасте?
3. Что послужило побудительным мотивом к попытке закурить:
А) любопытство,
Б) пример друзей,
В) желание быть замеченным в кругу друзей,
Г) желание быть «как все»,
Д) чей-то привлекательный образ,
Е) реклама в СМИ,
Ж) что-то другое?
4.Какова была реакция родителей, когда они узнали о вашем курении:
А) беседа,
Б) наказание,
В) что-то другое?
5. Что могло бы Вас заставить бросить курить?
6.Чем, по Вашему мнению, может занять себя некурящий человек в компании курящих, чтобы чувствовать себя комфортно?
7.Если Вы не курите, то чувствуете ли себя комфортно в компании курящих?
8.Нравится ли вам образ курящей девушки, юноши?
9.Если Вы не курите, то, что Вам позволяет не начинать курить?
Далее раздаются детям тесты
Тест «Я люблю жизнь». ( Приложение2)
№ Виды физической активности Оценки в баллах
регулярно нерегулярно не делаю
1. Утренняя гимнастика. 10 7 0
2. Передвижение в школу, из школы пешком. 10 6 0
3. Физкультура в школе. 10 5 0
4. Физкультура в свободное время (секции). 30 10 0
5. Экскурсии на природу в выходные дни. 15 7 0
6. Закаливание. 5 3 0
7. Участие в спортивных соревнованиях. 10 5 0
8. Выполнение физической работы дома. 5 3 0
Штрафные очки (вычитаются из суммы):
за курение – 10 баллов;
за употребление спиртных напитков – 10 баллов;
за нарушение намеченного режима дня – 5 баллов;
за несоблюдение режима питания – 5 баллов.
Если по итогам тестирования вы набрали более 60 баллов, то получаете оценку – «отлично»; более 45 баллов – «хорошо»; более 25 баллов – «удовлетворительно»; менее 25 баллов – «неудовлетворительно».
Педагог: Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин. Сегодня мы поговорим о том, что вредит нашему здоровью, что мы сами можем сделать для его укрепления.К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. Ещё раз к ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей.)Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.
 Каковы же критерии курения?
 По последним, новым критериям, которые используются в американской системе BRFSS и в некоторых других исследованиях, курящими считаются лица, куря каждый день или иногда. Критерий, который использовался ранее, когда к категории курящих относили лиц, выкуривающих 1 сигарету в день и более. В России до последнего времени использовались критерии – 1 сигарета в день и более. Учитывая то, что курящие иногда, как и курящие каждый день, подвергаются активному воздействию табака, а также существующие международные критерии в нашем исследовании за "курящих" принимают лица, которые в настоящее время курят каждый день или иногда.  Таким образом, были использованы следующие критерии курения.
Курящие: лица, выкурившие за свою жизнь более 100 сигарет и курящие на момент исследования каждый день или иногда. Эта группа подразделяется на подгруппы:
курящие каждый день;
иногда курящие.
Бросившие курить: лица, выкурившие за свою жизнь более 100 сигарет, в настоящее время совсем некурящие.
Никогда не курившие – лица, которые не выкурили за свою жизнь100 сигарет.
Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В детском возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент мультфильма «Тайна едкого дыма».
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам , а для этого нужно вести здоровый образ жизни.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
отказ от вредных привычек- курение
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
Далее педагог предлагает участникам обсудить вопрос о том, что они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни». После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:
Отказ от курения.
Отказ от алкогольных напитков.
Отказ от наркотиков.
Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.
Рациональное питание.
Далее педагог предлагает обучающимся разделиться на команды для участия в конкурсной программе на улице.
«Веселые эстафеты»
В конкурсе от каждой команды участвуют 4 человека. Каждому члену команды особое задание:
первому – бег «задом наперед»;
второму – бег «гигантскими» шагами;
третьему – ходьба в полуприседе ;четвертому – бег боком.
2 эстафета: Бег с тремя мячами На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол. 
3 эстафета:Гонка мячей под ногами Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету. 
4 эстафета: Игольное ушко Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 или 3 обруча. Стартуя, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Затем со следующими обручами также. И так на обратном пути. 
5 эстафета:Прыжки в мешках 
Итак, курение является одной из наиболее злостных привычек, так как ее приобретение не только отрицательно отражается на здоровье, но и создается наиболее благотворительный фон для приема наркотизирующих средств. Поэтому прекращение курения является обязательным условием здорового образа жизни. 
После чего , обучающиеся в многолюдном месте выполняют ряд одинаковых действий( Приложение 3)
раздают памятки о вреде курения прохожим;
расклеивают листовки на досках объявления и у подъездов;
декламируют прохожим факты, подтверждающие вред курения.
Итак, уважаемые мальчики и девочки, сегодня мы все вместе попытались представить картину влияния курения на организм человека и определили как правильно вести здоровый образ жизни.Предполагаемые предложения:
попробовать сказать «нет» курению;
задуматься о вреде курения;
попробовать бросить курить;
изучить подробнее литературу о вреде курения;
вести здоровый образ жизни.
Спасибо за внимание!!!
Список использованной литературы:
Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 120 с.
Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2005. - 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Родительские собрания. 3-5 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
Как легко бросить курить / М. Андреева – С. – Пб. ООО «Издательство «Тригон», 2007 – 384 с.
Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
Интерент – ресурсы:
http://www.3dorowo.ru/  
http://chudesalegko.ru/ .
http://www.grandars.ru/college/medicina/formirovanie-zozh.html.
http://zanimatika.narod.ru/ZOJ.htm - 

Муниципальное бюджетное  учреждение
                                   дополнительного образования
                                 Детский эколого-биологический Центр
                                      города Каменск-Шахтинский
 
 
 
 
  Методическая разработка
занятия
"День отказа от курения"
 
       Возраст детей: 8-12лет
                                          Разработчик: Пискун Эльвира Хамитовна
педагог дополнительного образования
 
 
 
 
 
 
                    
г.Каменск-Шахтинский , 2016