Родительское собрание «Переходный возраст продолжается.., или психофизическое развитие подростков»


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Переходный» возраст продолжается…» или психофизическое развитие подростков.
Здравствуйте, дорогие родители! Мне очень приятно с вами познакомиться и я надеюсь, что мы с вами успешно продолжим воспитание наших детей.
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного
и неподвижного. Всё в ней – переход, всё течёт.
Л.С. Выготский.
Ваши дети – восьмиклассники – вступают в новый подростковый возраст, который таит в себе множество конфликтных ситуаций. Эпиграфом собрания стали слова Л.С. Выготского – одного из ведущих психологов XX столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребёнка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.
Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить:
ЛЮБОВЬ --- ДОВЕРИЕ --- ПОНИМАНИЕ --- ПОДДЕРЖКА
Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся всё хуже, а родители всё лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители.
Физическое здоровье ребёнка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс развития 2 года; в 13-13,5 лет – 3-3,5 года; в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.
Последние 60-80 лет серьёзными проблемами стали акселерация и ретардация.
Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди.
Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.
В 13-14 лет состояние подростка очень противоречиво. У них появляется много страшных мыслей. Это тот возраст, когда снова и снова возвращаются детские страхи, только уже в гораздо более острой и осознанной форме: понимание конечности жизни, вечные вопросы типа: «Зачем я живу?», «Что есть я?», «Кому я нужен?», «Придёт ли ко мне любовь?», «Что из меня получится?». Появляется растерянность перед жизнью.
Или возникают комплексы: «Я некрасива», «Я слишком толстая» ( у девочек, например), «Я маленького роста», «Я плохо одет» (у мальчиков). И всё, что кажется пустым, вздорным для взрослых, приобретает колоссальное значение для подростков. И беда, если ему негде найти понимание. И шумное общение, и громкая музыка, и вызывающая причёска – всё это во многом от стремления заглушить чувство дискомфорта и просто страха.
Мы, взрослые, часто недооцениваем степень физиологического напряжения, дискомфорта в этом возрасте. Плаксивость, раздражительность, огромная потребность высказаться, «выплеснуть» свои чувства, поделиться своими проблемами. Просто раз, другой, третий, обращаясь за советом к нам, они, быть может, сталкиваются с нашей раздражительностью, нетактичностью, с фразами типа: «Некогда мне, потом поговорим». И подросток ищет общения на стороне, среди сверстников, «уходит в себя».
Но совета сверстников часто бывает недостаточно – нужен человек более старший, опытный, у которого бы всё это было позади. Родители, старший брат (сестра), бабушка…
Поэтому самое важное в разрешении конфликтных ситуаций – взаимная терпимость:
Будьте терпимы к чужому мнению. Надо как-то договориться.
Помните: у них, наших детей, сформировались свои правила поведения – по нашим они не хотят жить. Найдите компромисс.
Бывают такие ситуации, когда по вине подростка конфликт с родителями не может разрешиться. Сталкиваются самые близкие люди. Отец и сын, мать и дочь. Причём и та, и другая сторона наверняка желают друг другу добра. Казалось бы, в чём же дело… Как быть?
Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нём личность, индивидуальность.
Прекратите «нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно нетерпимы.
И ещё посмотрите, а живёте ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
Папа жучит сына: «Неряха, бездельник, никогда не поможешь маме по дому», - а сам за всю жизнь ни разу мусорного ведра не вынес.
«Господи, какая ленивая», - жалуется мама на дочь, потому что у неё не убрано в шкафу. Мы когда утром торопимся, всегда ли убираем вещи в шкаф и моем посуду? «Но я же спешу на работу!» Значит, себе мы нашли оправдание, а дочери – нет?
Бывает и другое, когда мы слишком часто говорим детям, какими мы были сами – «А я училась…, а я делала…, делай, как я сказала» и т.д. Но дети не хотят повторять нашу жизнь, и это вполне естественно.
Не отнимайте у своих детей стремления жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.
Я попросила ребят определить, в какой цвет «превратились» бы их папы и мамы.
Одни выбрали чёрный, другие – синий, третьи – серый. Очень обидно, т.к. это ничто, пустота, скука. А наши дети не хотят быть серыми, хотят вырваться. Как угодно, но только раскрасить свою жизнь. Это могут быть и компании с отклоняющимся от общепринятого типом поведения, которые ломают скамейки и бьют стёкла. Хулиганство как форма протеста! И наркотики, алкоголизм, бродяжничество…
Видимо, всё это происходит от того, что личность и собственное «Я» ещё не
сформированы. Знайте: в этом возрасте и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живём один раз, бери от жизни всё, пока ты молод – и никаких проблем».
Этот возраст не случайно называют трудным, потому что в наших подростках пока «ноль самосознания». Они вообще часто не понимают, кто они такие, что им от этого мира нужно.
Они не понимают, что одежда может быть и формой протеста, формой самоутверждения (несуразные штаны, серьга в нос, цепь, бляха и т.д.)
Очень страшно, когда подростки свою энергию направляют на «убийственные дела». Сломанные скамейки, камни, брошенные в окна, испачканные надписями заборы, дикие драки…
И всё же можно направить эту энергию на хорошие дела: что-то смастерить, кому-то помочь…
Давайте нормально, естественно поможем нашим детям прожить период «отторжения» от родителей. Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.
У них пока очень размыты границы «я». Верьте: агрессия их пройдёт, если мы будем их любить такими, какие они есть.
Все говорят: ваш возраст переходный,Поэтому и трудный он, наверно.
Ссылаетесь на фактор вы природный,Поступки ваши не всегда примерны.
Сегодня, понимая ваши трудности,Я тем не менее хочу вам пожелать:
Вы постигайте всех наук премудрости,Чтоб в жизни все вершины покорять!
За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Прежде всего:
за то, чтобы перестать быть ребёнком;
за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
за утверждение среди сверстников;
против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
Помочь ребёнку найти компромисс души и тела.
Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
Подробно познакомить ребёнка с устройством и функционированием организма.
Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
Психологическая разминка для родителей.
Анализ педагогических ситуаций:
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.
(Обсуждение проблем совместно с родителями)
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Вот несколько правил:
Правила 2. (см. Приложение)
В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюблённость. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют своё желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.В 4-7% случаев первая влюблённость ведёт впоследствии к браку. Почему возникает влюблённость, эта глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюблённости плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие. Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека.
1. Эту проблему назиданиями решать нельзя!
2. Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.
Я очень надеюсь на наше сотрудничество в этот сложный период взросления наших детей, взаимопонимание и взаимопомощь.
Стихотворение
В этом году я буду обращать ваше внимание на умение наших детей жить в окружающем мире, общаться с людьми и на их гражданскую позицию. Важно понять, что в этом возрасте дети склонны принимать решения, которые могут впоследствии повлиять на всю их жизнь. Поэтому будьте внимательны не только к своему ребёнку, но и к тем людям, которые их окружают.
Сегодня на собрании хочу вас познакомить с делами и планами нашего класса. Многие вопросы требуют нашего общего решения.
Конечно, самым главным вопросом есть и остаётся учебный процесс. Вы все уже познакомились с оценками ваших детей, и, конечно, не всех они обрадовали. Из этой ведомости видно, по каким предметам у вас проблемы. Если вы считаете, что нужно сейчас на собрании поднимать эти вопросы, то пожалуйста, спрашивайте, давайте будем решать вместе. Можно всё решить в индивидуальном порядке. Я только очень прошу обязательно задержаться после собрания тех родителей, у которых это написано (О пропусках и болезнях)
Вопросы:
внешний вид детей;
распределение обязанностей, благодарность; дежурство по школе +, в столовой -;работа по профориентации – результаты тестирования;
проблема занятости детей после школы – свободное время должно быть занятым, иначе они его займут сами;
работа по программе «Полезные навыки», о результатах буду сообщать, может быть потребуется помощь – не отказывайте;
классные праздники, чаепития, выезды – нужны ли нам?, поздравления именинников – нужно поддержать желание детей – финансы, создать фонд класса, ответственные; что можете предложить вы?Поездка на зимних каникулах в Екатеринбург или Санкт-Петербург – реально или нет?
выбор родительского комитета.
анкета для родителей – заполнить и сдать, уровень воспитанности в оценке родителей, (удовлетворенность системой работы школы, классных руководителей).
Приложение.
«Переходный» возраст продолжается…»
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного
и неподвижного. Всё в ней – переход, всё течёт.
Л.С. ВыготскийЛЮБОВЬ --- ДОВЕРИЕ --- ПОНИМАНИЕ --- ПОДДЕРЖКА
Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
Помочь ребёнку найти компромисс души и тела.
Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
Подробно познакомить ребёнка с устройством и функционированием организма.
Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
Правила для родителей, желающих сохранить любовь своих детей:
1. В самостоятельности ребёнка не следует видеть угрозу лишиться его.
2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
4. Не перегружайте ребёнка опекой и контролем.
5. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте её мирным путём.
6. Помните слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».
Стихотворение.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живёшь,По правде или нет.
Проблемы подросткового возраста: как пережить грубость?
Современный подросток, как правило, энергичная, амбициозная личность, которая считает себя достаточно взрослой для принятия определенных решений, однако еще не способная полностью отвечать за свои поступки и оплошности. К сожалению, многие из них, скрывают свою неуверенность, заниженную самооценку за грубостью, даже жестокостью по отношению к взрослым.
Кто-то очень точно, на мой взгляд, сказал, что грубость – это орудие отчаяния. Ласковый и внимательный ребенок вдруг на глазах своих родителей превращается в колючего циника. Это вызывает недоумение у близких людей. Родителей пугает такая показная грубость подростков, они теряются, не знают, как правильно общаться с подростком, как реагировать на их вызывающие и шокирующие выходки. Необходимо понимать, что грубость подростка – это своеобразная реакция защиты, позволяющая ему скрыть свои слабые стороны, преодолеть стеснительность и неловкость.

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
Ах, если бы это было все так просто и легко! Взять и отвезти все капризы и проблемы! Психологи выделяют следующие причины подростковой грубости:
- в подростковый период развития происходит гормональный всплеск, который повышает раздражительность и импульсивность ребенка;
- в это время происходит кризис, который заключается в желании стать взрослым, независимым, иметь признание в среде сверстников, то есть самоутвердиться, а так как практически это еще невозможно, возникают внутренние противоречия и конфликты.
Таким образом, в этом возрасте у ребенка возникает потребность отделения от родителей и установления своего места в жизни. Но так как правильных способов сделать это он еще не знает, то выбирает самые простые – грубость, хамство, сила. И роль родителя, взрослого заключается в том, чтобы деликатным образом показать ребенку, как правильно удовлетворить свою внутреннюю потребность самоутверждения.

Родителям и педагогам хочется пожелать терпения в работе с этим трудным и сложным возрастом и придерживаться определенных правил.
Нельзя сильно давить на подростка. Все запреты или чрезмерная опека будут обязательно отвергнуты грубостью и хамством.
Попробуйте себя в роли стороннего наблюдателя, который, видя всю ситуацию со стороны, беседами и правильными вопросами «ведет» ребенка: контролирует его путь, но дает ему идти самому.
В этом время можно «подсовывать» ребенку правильные книги, фильмы, давать общаться с «правильными» людьми – ведь кто-то другой сейчас гораздо с большей степенью вероятности сможет стать для ребенка авторитетом. Таким образом, он будет самостоятельно формировать свои взгляды.
Если вы сможете стать для ребенка такой «невидимой рукой», которая незаметно ведет его, то вы дадите ему правильные ориентиры в жизни, позволите почувствовать собственную важность и независимость – ведь он живет по своим ценностями.
Родителям стоит понять, что необходима граница между эмоциями и словами, которые они говорят своему чаду для сохранения диалога и взаимопонимания в семье.
Стоит проявить выдержку и не реагировать на грубость подростка в ответ родительской грубостью, не допускать рукоприкладства, не переходите на неконтролируемый крик или истерику в диалоге с подростком.
При всех сложностях общения, не забывайте говорить вашему ребенку, что считаете важным, особенно это касается духовных, семейных и социальных ценностей. Подросток должен четко понимать, что его оскорбительное поведение не является нормой.
Не забудьте про увлечения подростка. Не стоит считать их глупыми или неперспективными. Лучше будет поддержать его и даже составить ему компанию.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Влияние семьи на формирование личности подростка
Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Но мы видим, что воспитательный потенциал семьи год от года снижается, В течение последних лет стабильным остается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Да, у ребенка, обойденного заботой, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому мы всеми силами стараемся сохранить ребенку кровную семью, ведь при расставании с семьей рушатся не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Навык семейной жизни может быть приобретен только в семье. Поэтому для нас очень важно знать истинное положение ребенка в семье, чтобы помочь ему по всем направлениям, включить в систему социальных связей. Дети, безусловно, наиболее незащищенная категория людей. Когда речь идет о насилии или о жестоком обращении, они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых. Они сами не способны непосредственно защитить свои собственные права. В связи с этим дети часто становятся жертвами физического, эмоционального, сексуального насилия как в семье, так и в окружающем социуме.
Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семья внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и семейных сцен, есть настоящий рассадник больных характеров. Она подобна тем больным растениям, которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду.
Для ребенка семья - нечто особенное, его начальная школа жизни. Он учится у своих родителей, исполняющих роль наставников, учится тем урокам нравственности, которые поведут его по жизни. Именно с семьи начинается воспитание ребенка. Оно окажет решающее воздействие, направит или к добру, или к злу.
Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко чувствуя жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за старшими наподобие неутомимых следопытов. Чем крепче и счастливее была родительская семья, тем больше он возьмет с собой из нее в свою взрослую жизнь.
«Родитель» - это профессия, и, пожалуй, одна из самых сложных на земле. Ведь быть матерью, отцом – это не значит накормить, постирать, помочь решить задачу. Надо правильно воспитать ребенка.
Рецептов в деле воспитания нет, и быть не может, но есть правильная линия поведения – это курс на взаимопонимание между родителями и детьми. Это основа основ воспитания. Не только ребенок должен понимать нас, но и мы должны понимать своих детей, найти путь в сложный внутренний мир детей, чтобы сохранить их доверие, авторитет, уважение.
В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, положительный или отрицательный. Сложные отношения в семье имеют ряд отрицательных последствий. И самыми тяжелыми из них является психическая травма детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. В условиях конфликтной семьи любой ребенок приобретает отрицательный опыт общения. Он вынужден решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону. С его детским опытом, ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное психическое бремя. А это ведет к социальной дезадаптации, нарушению процесса социализации личности.
Все эти дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье. Такую ситуацию очень четко охарактеризовал детский психотерапевт А.И. Захаров: «Родители преодолевают свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка. Непроизвольно вымещая на нем свое нервное напряжение, свои взаимные обиды и недовольство. Родители тем самым принуждают его к исполнению разных, нередко взаимоисключающих друг друга ролей, которые превышают предел его адаптационных возможностей». Неврозы у детей, вызванные дефектами воспитания, закрепляясь из поколения в поколение, становятся уже наследственными факторами. Мать и отец по отношению к своему ребенку могут исполнять роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают весьма успешный лечебный эффект.
Есть в жизни нечто такое, в чем нуждается каждый человек – это любовь, и в частности, родительская любовь. При эмоциональных проблемах (конфликтах, непонимании, отчуждении) в семье у детей в отношениях с родителями другого пола у них достоверно чаще возникают эмоциональные проблемы в браке, с супругом. При проблемах во взаимоотношениях ребенка с родителем того же пола у него достоверно выше риск появления подобных проблем в воспитании своих детей. Мать ребенка, испытавшая в детстве авторитарное давление своей матери, будет чаще проявлять крайности в воспитании своих детей, пытаясь предопределять весь образ их жизни и действий или во всем им уступать, порождая непоследовательность в воспитании и его противоречивость. Мать не может стать самой собой, то, есть зрелой и стабильной личностью. Не может она стать и копией своей матери, потому что похожа на отца или имеет другой склад темперамента и характера. Реальное же влияние отца в семье с авторитарной матерью крайне мало, что создает в итоге противоречивость, двойственность личности матери, не способной стабилизировать и эмоциональное состояние своего ребенка.
У отца при наличии проблем со своим отцом в детстве отмечается больше затруднений в воспитании детей (особенно мальчиков), поскольку он не имеет адекватной своему полу модели общения в семье и неосознанно перекладывает все проблемы воспитания на свою супругу, наделяя ее чрезвычайными полномочиями, включая доминирование в семье и единоличное принятие решений. Одновременно он ожидает (и требует, если не получает) от жены тех же проявлений нежности и заботы, которые в той или иной мере характеризовали бы его отношения с матерью в детстве. Его проблема – эмоциональная зависимость от своей матери и ее перенос на отношения с супругой, что способствует аффективным реакциям и конфликтам при несоответствии супруги материнской модели отношений. Родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему).
Позитивное отношение родителей к поведенческим проявлениям ребенка является поддержкой формирования у последнего адекватного типа поведения. Интересными в этом смысле являются исследования С. Куперсмита. Он рассматривает в качестве решающего фактора формирования самооценки – отношения ребенка в семье. В результате исследования выяснилось, что данные, полученные от детей, совпадали с данными родителей и учителей на 90%. Были выявлены дети с высокой, средней и низкой самооценкой. Кроме того, отношение ребенка к себе часто соответствовало суждениям учителей и родителей, которые ориентировались только на поведение ребенка.
Исследование С. Куперсмита показало не только взаимосвязь самооценки с поведением, но и продемонстрировало, что низкая самооценка вызвана попытками родителей сформировать у ребенка приспособленческое поведение путем предъявления к нему требований послушания, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.
Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Уверенность в себе обеспечивает ему независимое положение, социальные действия ребенка позитивны, он меньше занят внутренними проблемами, открыто и прямо выражает свои мысли. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.
Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью. Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения
Многочисленные советы по воспитанию детей можно свести к основным
Личный пример «Делай как я!»
Педагогическая атмосфера, т. е. совокупность взаимоотношений в семье, школе, на улице (жизненный уклад)
Взаимопонимание в семье, единство требований.

Для ребенка семья - нечто особенное, его начальная школа жизни. Он учится у своих родителей, исполняющих роль наставников, учится тем урокам нравственности, которые поведут его по жизни. Именно с семьи начинается воспитание ребенка. Оно окажет решающее воздействие, направит или к добру, или к злу.
В семье закладываются основы человеческой личности. На всех родителях лежит обязанность развивать детей физически, умственно и духовно. Целью каждого родителя должно стать формирование у ребенка уравновешенного, гармоничного характера. Это большая и очень важная работа, требующая глубокого размышления, молитв, а также терпения и настойчивых усилий. В ходе ее необходимо заложить правильное основание, воздвигнуть крепкий и прочный каркас. Ежедневно должна совершаться работа созидания и совершенствования.
Существует удивительно справедливая пословица: «Если надломлена ветка, то искривится все дерево». Данные слова относятся к воспитанию наших детей как святой обязанности. За этими юными деревцами следует бережно ухаживать, чтобы их можно было пересадить в сад Господень.
Домашнее воспитание предшествует и открывает путь для школы. Работе педагога предшествует работа родителей. Они руководят домашней школой - первым классом. Если родители тщательно и с молитвой стремятся понять и исполнить свой долг, значит, они приготовят своих детей ко второму классу - принятию наставлений педагога. Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Семейное воспитание формирует характер. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.
Чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей Мы все вместе учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Мы считаем, что это не так.. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз и возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду.
Педагогический коллектив нашей школы считает, что чрезвычайно важно найти «компас» выстроить ориентиры, определить путь, который бы позволил наиболее эффективно защитить детей, потому что именно мы, педагоги, призваны сделать все для того, чтобы наши дети могли развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. Мы стремимся заботиться о каждом ученике, как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Каждый педагог принимает ученика таким, каков он есть, и чем слабее и проблемнее, тем больше потребуется любви и терпения.
Социальный педагог должен раскрыть личностные и индивидуально-психологические способности ребенка, создать благоприятное социальное поле для каждого. Дети ХХI века должны жить в правовом государстве и с детских лет усвоить, что самое главное и важное – права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода, благополучие. Ведь жизнь и судьба ребенка зависят от нас с вами, взрослых, которые должны заботиться о своих маленьких гражданах.
Примечания и литература
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1992.
Куперсмит С. Предпосылки самооценки. - 1967.
Калинина Р.Р. , Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сб. науч. ст. Преподавателей Псковского Вольного института. – Псков
Не рождаются трудные дети!
Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семья внутренне спаянная любовью и счастьем есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и семейных сцен, есть настоящий рассадник нездоровых характеров.
Для ребенка семья - нечто особенное, его начальная школа жизни. Он учится у своих родителей, исполняющих роль наставников, учится тем урокам нравственности, которые поведут его по жизни. Именно с семьи начинается воспитание ребенка. Оно окажет решающее воздействие, направит или к добру, или к злу.
В семье закладываются основы человеческой личности. На всех родителях лежит обязанность развивать детей физически, умственно и духовно. Целью каждого родителя должно стать формирование у ребенка уравновешенного, гармоничного характера. Это большая и очень важная работа, требующая глубокого размышления, молитв, а также терпения и настойчивых усилий. В ходе ее необходимо заложить правильное основание, воздвигнуть крепкий и прочный каркас. Ежедневно должна совершаться работа созидания и совершенствования.
Существует удивительно справедливая пословица: «Если надломлена ветка, то искривится все дерево». Данные слова относятся к воспитанию наших детей как святой обязанности. За этими юными деревцами следует бережно ухаживать, чтобы их можно было пересадить в сад Господень. .Домашнее воспитание предшествует и открывает путь для школы. Работе педагога предшествует работа родителей. Они руководят домашней школой - первым классом. Если родители тщательно и с молитвой стремятся понять и исполнить свой долг, значит, они приготовят своих детей ко второму классу - принятию наставлений педагога.
Семейное воспитание формирует характер. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало
чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью.. . Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Мы считаем, что это не так.. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз и возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду.
Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 12-13 летнего возраста»
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».
Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» — чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно созревающих мальчиков-подростков: можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и то по, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
«Подростковый комплекс» Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Реакция эмансипации Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Современный подросток Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность. Чувство взрослости подростка Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д. Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде. Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.
Ценностные ориентации подростков У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Оценка труда, вложенного в учение Учащийся рассчитывает, что оценке должен подлежать не только итог его труда, но и его собственный вклад, отличный от достигнутого другими. Он рассматривает результат своего труда как объективное свидетельство личных достижений. И когда его достижения не признаются учителем, учащийся переживает это как психологический дискомфорт, источник которого в пренебрежении другими людьми тем, что, по его убеждению, надежно закреплено в достигнутом им результате. Если на начальном этапе обучения (для младших школьников) основным критерием вложенного ими в дело труда служит израсходованное время, то на следующем этапе (в третьем-четвертом классах) наряду с фактором времени выдвигаются другие критерии, характеризующие отношение к делу, с которым оно выполнялось: добросовестность, старательность, усидчивость и прочее. И, наконец, на последнем этапе (до восьмого класса) в структуре оценки учащимся своего труда определяющими становятся такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов.
Оставляя без внимания изобретательность школьника, нахождение им самостоятельных способов выполнения задания, внесение элементов новизны, учитель не разграничивает ролевое (в смысле выполнения роли учащегося) и личностное в поведении ребенка и тем самым не использует оценку с целью формирования у детей личностно-творческого начала их учебного труда. Личность не только формируется, но и самоутверждается в труде. В тех случаях, когда между ее собственной оценкой достигнутых результатов и оценками этих же результатов со стороны «значимых других» намечаются расхождения, учащийся начинает испытывать ущербность, что отрицательно сказывается на общем развитии его личности. Подростковый кризис В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Школьная дезадаптация в подростковом возрасте Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности. У подростков количество случаев психогенной школьной дезадаптации по сравнению с младшими школьниками возрастает.Это объясняется громадным скачком в развитии психики. Психогенная школьная дезадаптация младших подростков, как правило, связана с нарушениями общения школьников с кем-то из значимых для них людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками. Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. Негативные переживания, возникающие при общении подростка с одними людьми, могут компенсироваться позитивными переживаниями, возникающими в ходе общения с другими. Поэтому конфликты с одноклассниками зачастую и не приводят к возникновению психогенной школьной дезадаптации, если подросток компенсирует свои потери в удовлетворяющем его общении с учителями или родителями, также связанном со школой. Вероятность возникновения дезадаптации возрастает, если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения или если он обретет его в асоциальной среде. С другой стороны, удовлетворяющее младшего подростка общение с товарищами является одним из лучших средств компенсации нарушений его общения в семье и с учителями.
Формы негативного отношения подростков ко взрослым В 12-13 возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения. Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов). Преодоление конфликтов между подростками Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.
Родительское собрание: «Оскорбления: что за ними скрыто?»
Оскорбления: что за ними скрыто?
Оскорбления — это отравленные стрелы, и можно использовать их только против врагов, но никак не против детей. Если мы скажем: “Какой некрасивый стул!” — со стулом ничего не случится. Он не чувствует ни оскорбления, ни смущения. Он стоит там, куда его поставили, независимо от характеризующего его прилагательного. Однако когда неуклюжим, или глупым, или некрасивым называют ребенка, с ним кое-что происходит. Он страдает, злится, испытывает ненависть, желание отомстить. В связи с этим у него появляется и чувство вины, которое, в свою очередь, приводит к тревоге. Вся эта “цепная реакция” делает ребенка и его родителей несчастными.
Когда ребенку все время повторяют: “Какой ты неуклюжий!” — он может в первый раз ответить: “Вовсе нет!” Но, в общем, дети прислушиваются к мнению родителей, и, в конце концов, ребенок и сам поверит, что неуклюж. Упадет, например, во время игры и сам себе скажет: “Какой я неуклюжий!” Потом ребенок начнет избегать подвижных игр, требующих ловкости, потому что отныне он уверен в своей неповоротливости.
Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, в конце концов, он этому поверит и в результате на самом деле станет неудачником.
Родительский гнев
Гнев, как и простой насморк, — весьма насущная проблема, игнорировать ее нельзя. Мы не всегда можем предупредить проявления гнева, хотя он обычно возникает в сходных ситуациях и развивается как бы в заданной последовательности. Нам кажется, что гнев всегда вспыхивает неожиданно, внезапно.
В гневе мы словно теряем рассудок: мы обращаемся с детьми, как со своими врагами, оскорбляем их, кричим и наносим удары “ниже пояса”. Когда же вспышка ярости проходит, мы осознаем свою вину и торжественно обещаем себе, что это больше не повторится. Но вскоре гнев вспыхивает снова, и наших хороших намерений как не бывало: мы набрасываемся на детей — на тех, кому с момента их рождения посвятили всю свою жизнь.
Не стоит давать обещаний, которые не можешь выполнить: это только подольет масла в огонь. Гнев подобен урагану: от него никуда не денешься, но к нему надо быть готовым.
В воспитании детей родительскому гневу отведено особое место. В самом деле, если в нужный момент не рассердиться, то ребенок подумает, что мы смотрим на его проступок сквозь пальцы. Лишь те, кто махнул рукой на своего ребенка, исключают гнев из арсенала воспитательных средств. Конечно, не стоит беспричинно обрушивать на ребенка лавину гнева. Нужно научить его понимать, когда гнев означает серьезное предупреждение: “Моему терпению есть предел”.
Родители должны помнить, что гнев слишком дорого им обходится, чтобы метать громы и молнии направо и налево. Гнев не должен возрастать во время его проявления. Нужно так выражать свой гнев, чтобы родителям это приносило какое-то облегчение, ребенку — урок, но ни в коем случае не давало вредных побочных эффектов ни для той, ни для другой стороны.
Путь к миру и покою
Первый шаг. Прежде всего, нужно вслух назвать свое чувство. Это будет сигналом, предупреждением для всех, кого это чувство затрагивает: “Осторожна! Пора остановиться!”
— Я очень недовольна.
— Я рассердилась.
Если это не помогло разрядить “грозу”, идем дальше.
Второй шаг. Выражаем свой гнев с возрастанием его силы.
— Я сержусь.
— Я очень сердита.
— Я очень, очень сердита.
— Я разгневана.
Иногда одного выражения наших чувств (без объяснений) достаточно, чтобы ребенок подчинился. Если же этого не произошло, надо перейти к следующему этапу.
Третий шаг. Здесь необходимо пояснить причины своего гнева, назвать свою реакцию на события — в словах и желаемых действиях.
— Когда я вижу, что твои ботинки, носки, рубашки и свитеры разбросаны по всей комнате, я начинаю злиться, я сержусь не на шутку! Хочется открыть окно и выбросить все это прямо на улицу!
— Я приготовила хороший обед. По-моему, он заслуживает похвалы, а не презрения.
Такой подход позволяет родителям дать выход своему гневу, при этом никому не причиняя вреда. Как раз наоборот: дети увидят, что гнев можно выражать очень спокойно. Ребенок должен понять, что и его собственный гнев вполне поддается такой “разрядке”.
Уж этому, казалось бы, нас учить не надо – ругаться мы все умеем. А потом долго ругаем себя. Но оказывается, что критика тоже может быть как созидательной, так и разрушительной. Созидательная критика это лишь указание на то, что и как нужно сделать, в ней нет места отрицательной оценки личности ребенка.
Десятилетний Паша нечаянно пролил за завтраком стакан молока.
Мать: Ты уже не маленький, а стакан держать не умеешь! Сколько раз я тебе говорила — будь осторожней!
Отец: Он всегда был неуклюжим, таким и останется.
Да, Паша пролил стакан молока, но едкие насмешки здесь совершенно неуместны: они могут стоить родителям гораздо большего — потери сыновнего доверия. Не время высказывать ребенку, что ты о нем думаешь, если он провинился. В этом случае нужно осудить только его поступок, но никак не его самого.
Например, в ситуации с пролитым молоком есть и другой выход – спокойно дать ребенку еще один стакан молока и тряпку. Не сомневайтесь – сын или дочь будут вам благодарны за то, что вы не стали устраивать «разборку» и дали ему возможность самому исправить свою оплошность.  
Буря! Скоро грянет буря!
Во многих семьях ссоры между родителями и детьми развиваются в заранее известной последовательности. Вот ребенок что-нибудь сделал или сказал не так — и отец с матерью неминуемо произносят обидные для него слова. Конечно, на них дети отвечают еще хлеще. Родители начинают кричать, угрожать — недалеко и до порки. И в доме разражается гроза.
Девятилетний Толик играл чайной чашкой.Мать: Ты разобьешь ее! Уже бывало так, и не раз! Толик: Нет, не разобью. Тут чашка упала на пол и разбилась.
Мать: Вот уж руки-крюки! Скоро всю посуду в доме перебьешь!
Толик: У тебя тоже руки-крюки! Ты уронила папину электробритву, и она разбилась.
Мать: Как ты говоришь с матерью! Грубиян!
Толик: Ты сама грубиянка, ты первая начала!
Мать: Замолчи сейчас же! И отправляйся в свою комнату!
Толик: Не пойду!
Доведенная до белого каления, мать схватила сына в охапку и сильно отшлепала. Пытаясь освободиться, Толик оттолкнул мать. Та не удержалась на ногах и, падая, разбила стеклянную дверь, поранив осколками руку. При виде крови Толик страшно перепугался и выбежал вон из дома. До позднего вечера его не могли найти. Легко представить себе, как переволновались взрослые.
Неважно, научился ли Толик осторожно обращаться с посудой. Зато он получил отрицательный урок — как не стоит вести себя с матерью. Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?
Увидав, что сын играет чашкой, мать могла бы взять ее и поставить на место, а мальчику дать что-нибудь другое, например мяч. Или когда чашка уже разбилась, мама могла бы помочь сыну убрать осколки, сказав что-нибудь вроде: “Чашки легко бьются. Кто бы мог подумать, что от этой чашечки будет столько осколков!” Удивленный и обрадованный Толик, скорее всего, тут же попросил бы у матери прощения за свой поступок. А мысленно он сделал бы вывод: “Чашки — не для игры”.
Родители должны помочь своим детям почувствовать разницу между простой неприятностью и трагедией или катастрофой. Часто бывает, что и сами родители реагируют на события неадекватно. А ведь сломанные часы — это не сломанная нога, разбитое окно — не разбитое сердце! И говорить с детьми нужно примерно так:
-Я вижу, ты опять потерял перчатку. Жаль, ведь она стоит денег. Печально, что и говорить, хоть это и не трагедия.Если сын потерял перчатку, не стоит из-за этого терять хорошее настроение. Если он порвал рубашку, не стоит в отчаянии рвать на себе одежды, подобно героям древнегреческих трагедий.
Родительское собрание
«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»
Построить тесное взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы
Ход собрания.
Добрый вечер уважаемые родители. Я рада вас сегодня видеть на нашем классном собрании.
Тема собрания: «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»
Сегодня мы с вами попробуем вместе разобраться- в чем же состоит это взаимодействие школы и семьи, почему оно необходимо. Мы вместе поставим вопросы и вместе найдем на них ответы и я надеюсь, научимся чуть лучше понимать друг друга.
В качестве логотипа я выбрала картинку изображающую две руки как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток – который символизирует наших детей.
Эпиграф нашего собрания:
«Понимание – это улица с двухсторонним движением»
(Элеонора Рузвельт).
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания и обучения.
Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений, и убеждений.
Следовательно, нашими совместными задачами являются:
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.
В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу
И так, ключевые слова:
взаимопонимание,
взаимодополнение,
сотворчество школы и семьи
Сейчас мы поработаем с вами все вместе. Для начала каждый из вас ответит на 5 вопросов, затем мы соберем вопросы по группам и методом мозгового штурма обобщим полученные результаты и выработаем общие понятия и требования школы и семьи
Проводится анкетирование родителей и мозговой штурм
1. Ответ на каждый вопрос записывается на отдельной полоске, причем все ответы нумеруются.2. После завершения ответов на все вопросы родители делятся на группы по числу вопросов. Первая группа собирает все ответы на первый вопрос и систематизирует их. Аналогично поступают все другие группы.3. После завершения систематизации первая группа зачитывает вопрос и мнение, полученное в ходе обобщения. Аналогично поступают все другие группы.
4. Таким образом, обсуждаются все вопросы мозгового штурма. Вырабатываются общие предложения, вопросы и ответы
Чтобы было легче ответить на 2 вопрос или сориентировать родителей может быть представлен слайд № 9
Формы взаимодействия семьи и школы
организация родительских собраний, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, участия детей во внеурочной деятельности, индивидуальных встреч родителей и учителей;
организация разговоров с родителями по телефону, сообщение в дневнике о неудачах и достижениях их ребенка;
тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей;
разработка домашних заданий, в ходе которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
консультации, тестирование и анкетирование родителей и детей по улучшению отношений;
анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
организация конференций, лекций, семейных клубов для родителей
организация совместных проектов.
Далее учитель представляет выдержки из детских сочинений «Школа моей мечты».
(слайд №10)
Необходимо чтобы мечты сбывались и в наших с вами силах, чтобы эти мечты детей осуществились, надо только чуть постараться и лучше понимать и слышать друг друга.
Совместно с родителями рассматриваются предложения и варианты по совместной деятельности детей и родителей.
Учитель может представить темы совместных проектов ( слайд № 11), проходит обсуждение.
Интерес – это мотор жизнедеятельности.
В.Г. Кротов
Поддержите интерес своих детей. То что интересно вам будет и интересно вашим детям.
В ходе собрания вырабатывается общее решение и направления дальнейшей работы в взаимодействии семьи и школы.
И в заключении я хочу вам дать небольшую памятку для родителей.
Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.
Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о ребенке.
Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это.
Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех.
Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку